Система технического и профессионального образования региона отметила 80-летний юбилей. За годы существования она претерпела немало изменений. Но остается неоспоримым тот факт, что вклад наших колледжей в развитие страны огромен.
Рабочие профессии становятся все более востребованными. Списки вакансий на сайтах по подбору персонала увеличиваются, однако проблем с трудоустройством у выпускников не убавляется. Почему же дипломированным специалистам сложно начать трудовой путь?
[box type=»shadow» ]В области всего 43 колледжа, из них 26 государственных, 17 частных.
В них обучается 24 805 человек, 14 020 — по госзаказу.
В 2018 году устроились на работу 72% выпускников.
В 2019 году — 82,4%.[/box]
Необдуманный выбор
Зачастую выпускники школ не знают, куда идти учиться и не имеют долгосрочных планов и целей. Как следствие — случайный выбор специальности и отсутствие гарантии, что именно ей будет посвящена жизнь. Практика показывает, что у многих диплом пылится на полке, хотя на его получение были потрачены 3-4 года и немало финансов.
— Проблема в слабо поставленной профориентационной работе. Она должна начинаться в школе. Окончив ее, выпускник не знает куда поступать, потому что никто не раскрыл его способности, не показал, какие существуют варианты. В итоге имеем разочаровавшегося в будущей профессии студента, который числится в учебном заведении, жалея вложенные в него родителями деньги. А получив диплом и не имея возможности применить его, начинает заниматься чем-то другим. Рабочий кадр потерян, — говорит руководитель отдела технического, профессионального и послесреднего образования Венера Шавкилова. — Но есть у нас в практике примеры, когда абитуриенты к выбору профессии подходили осознанно. К примеру, круглый отличник, от которого ждали как минимум поступления в юридический институт, выбирает учебу на повара. Школа и семья в шоке. Но это было тем занятием, к которому лежала душа. Сейчас парень работает шеф-поваром в одном из престижных заведений Актобе, занимается любимым делом и хорошо зарабатывает. Человек смог вовремя раскрыть свой талант.
Проблема существует как в высших, так и средних специальных учебных заведениях. Но последним сложнее, так как нередко туда поступают по остаточному принципу: не сдал ЕНТ — иди в колледж. Но обучение рабочей или квалифицированной специальности требует, по крайней мере, интереса к технологиям, ловкости, тщательности, ответственности. Случайный либо вынужденный выбор послешкольного образования сказывается на качестве выпускаемых кадров.
Может, стоит перенять опыт западных стран, где знакомство с профессиями начинается совместно с изучением букв и цифр? Либо обратиться к недавно внедренной практике соседней области. Карагандинский горно-индустриальный колледж начал проводить профессиональные пробы для школьников. Ученики, задолго до поступления в колледж, пробуют себя в любой рабочей специальности. Эта система дает возможность определиться с будущей квалификацией и сделать правильный выбор.
Нежелание брать практикантов
Следующим препятствием является отсутствие практических навыков у студентов, что вызывает нарекания у работодателей. Они не заинтересованы в предоставлении стажировки, но в то же время требуют от молодых специалистов опыта работы на производстве.
— Мы стараемся создавать виртуальные лаборатории, максимально приближенные к реальным условиям труда. Но они в любом случае не сравнятся с настоящим производством, — делятся в управлении образования.
Почему же так сложно студентам устроиться на практику? Мыслями об этом поделился Азамат Бурумбаев, эксперт региональной палаты предпринимателей «Атамекен»:
— Причин несколько. В колледжах много несовершеннолетних учащихся, их нельзя допускать к опасному производству. Также работодатели боятся, что практикант испортит их продукцию или сломает дорогостоящее оборудование. Не секрет, что многое упирается в финансы. Для обучения стажера необходимо создать дополнительное рабочее место, выделить наставника. Бизнесменами не раз поднимался вопрос о необходимости внедрения налоговых послаблений или льгот предприятиям, предоставляющим студентам практику. На данный момент средства из бюджета выделяются только в рамках подушевого финансирования, на оплату наставничества.
Но, по словам эксперта, нередко и сами учащиеся не спешат получать практические навыки. Например, будущие агрономы или ветеринары не всегда согласны ехать в глубинку.
Обучать студентов могут себе позволить только крупные предприятия. Например, АО «ТНК «Казхром».
— Практиканты получают навыки на Донском горно-обогатительном комбинате, Актюбинском заводе ферросплавов. Мы оттачиваем их знания, прикрепив наставников, превращая ребят в полноценных специалистов, которых после получения диплома берем на работу. Но набираем только согласно своим потребностям. Сейчас производству не хватает механиков, электриков, специалистов горного профиля, — делится начальник управления обучения и развития персонала этой компании Василий Чипурной.
Слабая материально-техническая база
Многие колледжи отстают от реального сектора техническим оснащением и работают на устаревшем оборудовании. Не все заведения ТиПО обеспечены необходимыми средствами, что приводит к несовпадению профессиональных умений и квалификации, полученных студентом, и требований рынка труда.
— К счастью, сейчас ситуация исправляется. Вопрос решается благодаря проекту «Жас маман», который нацелен на модернизацию 180 колледжей страны, из которых девять — актюбинских. Нашему региону на закуп современного оборудования, лабораторных станков, технологических установок, разработку и внедрение новых образовательных программ выделено 1,6 миллиарда тенге. Что, несомненно, скажется на качестве знаний, — делится новостями Венера Шавкилова.
Неофициальное трудоустройство
— Есть и такой момент, когда работодатели не хотят официально оформлять начинающих специалистов на работу, принимают на основе устной договоренности. Особенно это касается сферы услуг. В связи с этим сложно мониторить показатели трудоустройства, так как мы опираемся на данные с ГЦВП. Плохо это и для выпускника: у него нет записи в трудовой книжке и официального стажа, который и требуют многие работодатели. Получается замкнутый круг. Сегодня все хотят опытных сотрудников, не желая тратить на молодых специалистов время и, соответственно, деньги, — говорит наша собеседница.
Для решения вопросов трудо-устройства выпускников создаются рабочие группы, заключаются договоры и меморандумы с производственными предприятиями. Но этого недостаточно.
Вывод: система ТиПО нуждается в реформах
Как известно, раньше профессиональное образование относилось к отдельному департаменту. Сегодня детские сады, школы и колледжи подчиняются единому управлению образования. Первую скрипку там играют школы, ссузам достается меньше внимания, соответственно, ухудшается качество подготовки кадров и системы в целом.
Своим мнением на этот счет поделился заслуженный ветеран сферы ТиПО Юрий Плаван, проработавший в образовательной сфере 41 год:
— Система профессионально-технического образования в советское время была одной из самых сильных. Подготовка рабочих кадров была непременным условием развития общества и государства. Сегодня руководство и преподаватели колледжей стараются достойно готовить студентов, используя знания с учетом новых технологий. Но им нужна реальная поддержка. Возможно, даже необходимо восстановить прежнюю систему ТиПО. Пусть это будет не госкомитет, но хотя бы отдельное управление. К примеру, возьмем город Челябинск соседней России, где множество заводов и крупных производств. При Челябинском университете функционируют 12 институтов, около 30 техникумов и 50 профтехучилищ. Везде дуальная система обучения, которая проводится неотрывно от производства. Довольны все: и колледжи, и студенты, и работодатели. Считаю это направление для подготовки квалифицированных кадров одним из верных.
Венера ТОТИКБАЙ
Фото из архива «АВ»