Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Цифра на защите прав граждан

Об эффективности цифровых проектов и защите прав граждан в уголовном процессе — в интервью с председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Сабитом Нурлыбаем.

— Сабит Нурлыбаевич, вы возглавили комитет в конце октября прошлого года. Пришли в самый разгар очередной правовой реформы, когда правоохранительные органы готовились к переходу на трехзвенную модель. В чем ее суть, какова роль вашего ведомства в этом процессе? Что дает новая модель простым людям?

— Глава государства в Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» поручил внедрить в Казахстане трехзвенную модель с четким разделением полномочий. Она применяется практически во всех развитых странах. При ней за уголовный процесс отвечают три звена: полиция, прокуратура и суд. Полномочия между этими структурами четко разграничены.

Полиция выявляет преступления, устанавливает причастных лиц, собирает улики. Прокурор, в рамках конституционных полномочий, предусмотренных статьей 83 Конституции, дает независимую оценку собранным доказательствам, пресекает нарушения прав граждан, не допускает вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживает обвинение в суде. Суд еще на стадии следствия контролирует соблюдение прав человека, в том числе прокурором, а по результатам рассмотрения оценивает все доводы и выносит окончательный вердикт.

Уголовный процесс построен на основе четкого разграничения на три составляющие, которые являются логическим продолжением одного процесса.

Переход к трехзвенной модели, действующей в странах ОЭСР, требует серьезной трансформации деятельности органов, осуществляющих досудебное расследование.

Это не только изменения законодательства. В то же время требуется и изменение подходов к досудебному расследованию и навыков как самих прокуроров, так и следователей в организационном плане.

В этой связи Генеральной прокуратурой совместно со всеми органами досудебного расследования был начат так называемый «мягкий» поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса.

— Можно подробнее об этих этапах?

— В соответствии с поручением Главы государства на начальном этапе введено согласование прокурором ключевых процессуальных решений, принимаемых органами досудебного расследования, которые затрагивают конституционные права лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования. В целях усиления защиты прав граждан внесены соответствующие изменения в законодательство.

Помимо изменений в законодательстве, требовалось в кратчайшие сроки реализовать технические изменения в информационной системе Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), оператором которой является комитет.

Комитет с данной задачей справился, и с 31 декабря 2020 года, в день вступления в законную силу законодательных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, все органы следствия и прокуратуры страны перешли на электронное согласование ключевых решений по уголовному делу.

Теперь решения о признании подозреваемым, определении квалификации деяния, квалификации уголовного правонарушения, прерывании сроков досудебного расследования, прекращении, а также обвинительный акт будут считаться незаконными без согласования с прокурором.

Эти изменения позволяют защитить конституционные права граждан, как подозреваемого, так и потерпевшего, исключить факты необоснованного вовлечения в орбиту уголовного процесса и в целом обеспечить объективность расследования.

Хочу отметить: согласование ключевых решений — это только первый этап. В последующем процессуальные решения в ходе расследования будут приниматься уже не следователями органов досудебного расследования, а прокурорами. Прокурор по независимой оценке результатов на каждой стадии расследования будет принимать решение о признании лица подозреваемым, а по итогам расследования составлять обвинительный акт и поддерживать обвинение в суде. Процедура согласования тогда будет исключена.

Названные полномочия заложены в Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года. Уже сейчас в рамках действующего законодательства начата апробация такого порядка путем образования следственных групп под руководством прокурора.

Техническое сопровождение апробации осуществляется также комитетом. При этом одновременно мы совершенствуем и адаптируем ЕРДР к работе в условиях трехзвенной системы.

— В чем преимущества электронного согласования ключевых процессуальных решений?

— Учитывая необходимость оперативного взаимодействия прокурора с органом досудебного расследования и исключение излишних бюрократических проволочек, изначально была поставлена задача по обеспечению взаимодействия в электронном формате на основе ЕРДР.

Во-первых, это экономия времени следователей. Не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение. Законодательными нормами четко определены сроки согласования ключевых решений прокурором.

Во-вторых, электронное согласование позволяет руководству органов следствия и надзирающему прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел. Прокурор, который должен следить за законностью, включается в процесс не перед поступлением дела к нему, а с самого начала участвует в его расследовании.

При электронном согласовании минимизированы манипуляции, что также исключает возможность фальсификации.

В свою очередь комитет дистанционно осуществляет надзор за достоверностью правовой статистики и обеспечивает объективной правовой информацией уполномоченные государственные органы, а также участников уголовного процесса.

— Какие меры принимаются по защите прав граждан в уголовном процессе со стороны комитета?

— Достоверность правовой статистики осуществляется путем контроля за полнотой и своевременностью наполнения сведений ЕРДР.

В ЕРДР отражаются не просто сведения, а принятые процессуальные решения. И от того, насколько правильно и своевременно они будут приняты, зависят интересы людей, соприкасающихся с уголовным процессом.

К примеру, человеку необходимы сведения о том, что он реабилитирован, чтобы устроиться на работу или решить другие вопросы. Есть дело, лицо, сроки по делу истекли, а решение не принято.

Сотрудники комитета без вмешательства в процессуальную деятельность органов уголовного преследования ежедневно занимаются тем, чтобы таких ситуаций не возникало.

Нами реализован функционал СМС-оповещений о принятых решениях органами следствия по результатам рассмотрений заявлений граждан. К примеру, если полиция принимает решение об оставлении заявления гражданина без рассмотрения, то ему приходит соответствующее СМС-уведомление, и он, если считает решение незаконным, может сразу обратиться с жалобой к надзирающему прокурору.

На информационном сервисе Qamqor.gov.kz есть возможность подать заявление в полицию в режиме онлайн, не выходя из дома.

— На февральском совещании по вопросам деятельности органов прокуратуры Глава государства поручил продолжить работу по внедрению передовых цифровых технологий в повседневную деятельность правоохранительных органов с использованием потенциала Комитета по правовой статистике и специальным учетам. В чем заключается потенциал комитета?

— В том, что мы являемся держателями множества информационных ресурсов, т.е. владельцами больших данных, как сейчас говорят, Big Data. Глава государства положительно отметил проводимую работу по цифровизации правоохранительной системы и дал ряд поручений.

Сегодня мы ведем учет судебных решений по обращениям граждан, по уголовным, административным и гражданским делам. Всего 23 формы отчетов и 24 вида специальных учетов.

В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» реализуем цифровые проекты «Электронное уголовное дело» (е-УД), «Единый реестр административных правонарушений» (ЕРАП), «Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП) и совместно с МЦРИАП проект «Е-Обращение».

Работа в этом направлении набирает обороты. Необходимо отметить, что положительным эффектом внедрения этих проектов стало повышение эффективности правоохранительной деятельности. Принятые меры по совершенствованию их функционалов оказали существенное влияние на состояние законности в стране.

Цифровыми проектами обеспечен максимальный охват правоохранительной деятельности в административной и уголовной сферах, а также в сфере отношений контрольно-надзорных органов и субъектов бизнеса.

Функционал е-УД позволяет расследовать и рассматривать дела в суде полностью в электронном формате. На сегодня две трети всех уголовных дел расследуются в таком формате. Сам проект обеспечивает прозрачность судопроизводства, уменьшение рисков фальсификации материалов и сокращение сроков расследования.

Кроме того, в прошлом году совместно с Министерством юстиции на базе органов полиции и коллегии адвокатов запущен пилотный проект «Автоматизация процессов назначения адвоката в качестве защитника, расчета и оплаты гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП)».

Положительная сторона пилота — обеспечение оперативности назначения адвокатов, распределения дел между ними и незамедлительность оплаты труда, соответственно, их независимость от органов управления коллегии.

С момента запуска пилота в электронном формате в коллегию адвокатов направлено более 700 ходатайств о назначении защитников.

Также реализовали подписание электронных документов посредством цифровой рукописной подписи, для чего используются специальные графические планшеты. Министерством юстиции по цифровой рукописной подписи разработана соответствующая почерковедческая экспертиза. Реализован механизм дистанционного рассмотрения судами ходатайств о санкционировании содержания лиц под стражей.

Это позволяет исключить риски побега преступников, сэкономить бюджетные средства и кадровые ресурсы на конвоирование и оптимизировать процессуальное время. Все эти меры являются этапами реализации е-УД, запущенные инструменты успешно используются сторонами уголовного процесса.

Правоохранительная деятельность — это и пресечение административных правонарушений, их профилактика, обеспечение безопасности на дорогах. Полицейские разыскивают не только преступников, но и без вести пропавших лиц, утративших связь с родственниками и других. Деятельность также сопровождается информационными технологиями комитета. Это и процессинговый центр ЕРАП, где сведены все факты нарушений ПДД, зафиксированные приборами фото- и видеофиксации по стране. Это карты преступности и дорожно-транспортных происшествий с обозначением мест совершения, позволяющие принимать меры по предотвращению преступлений и дорожных происшествий. Это модуль «Электронный розыск», который позволяет без бюрократических процедур оперативно объявить лицо в розыск.

Также комитет администрирует единый шлюз, посредством которого вся правовая информация в оперативном режиме предоставляется правоохранительным органам для использования в их повседневной работе.

Потенциал значителен, и он постоянно расширяется, в том числе в рамках реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан», и не только для правоохранительной системы, но и для простых граждан.

Пару примеров. Все мы знаем, что с февраля водителям не надо иметь при себе водительское удостоверение и техпаспорт на автомашину. Несомненно, это плюс для гражданина. Данное положение законодательства обеспечивается именно технологиями комитета. Сотрудник дорожной полиции получает эти сведения на планшет из ЕРАП.

Имеются положительные отзывы о возможности оплатить штрафы через мобильные приложения банков со смартфона. Однако это было бы невозможно, если бы комитет не интегрировал данные с банковскими системами. Сейчас мы интегрировались с девятнадцатью банками и Казпочтой и постоянно занимаемся наращиванием объемов.

— В период пандемии бизнес понес экономические потери. Сейчас государством оказывается поддержка предпринимателям. Второй год действует президентский мораторий на проверки. Вы уже упоминали о системе защиты бизнеса, которую вы выстроили на своей платформе. Можно более подробно о ней рассказать нашим читателям.

— Учет и регистрацию проверок комитет ведет с 2000 года.

С 2003 года необоснованные проверки, в том числе в отношении бизнеса, пресекаются еще на стадии регистрации. С 2015 года комитет стал координатором всех проверок. Сейчас ни одна из них не проводится без учета в комитете.

В целях реализации задач, поставленных Главой государства по защите прав предпринимателей, Генеральной прокуратурой разработаны и повсеместно внедряются новые методы надзора с использованием инновационных технологий. Весь процесс оцифрован в информационной системе «Единый реестр субъектов и объектов проверок» — ЕРСОП.

Госорганы не стоят в очереди как раньше, чтобы получить штамп о регистрации. Весь процесс автоматизирован, в том числе за счет интеграции с органами, где имеются ведомственные системы. Акт проверки и результат оформляются в электронном виде. Это позволяет своевременно выявлять незаконные проверки на стадии назначения, что особенно актуально в период моратория, который продлится еще два года.

Есть факты, когда имеется основание не только отказать в регистрации, но и отменить решения первого руководителя местного исполнительного или центрального государственного органа.

Для пресечения необоснованных проверок внедрен функционал, не позволяющий назначить проверку с нарушением законодательства, а также установлен форматно-логический контроль по срокам, категориям субъектов предпринимательства, основаниям и т.д.

В целях недопущения незаконного привлечения к административной ответственности и вовлечения бизнеса в орбиту уголовного процесса проведена интеграция с информационными системами ЕРАП и ЕРДР. К примеру, путем сопоставления сведений из ЕРАП и ЕРСОП выявили факты привлечения предпринимателей к адм-
ответственности без назначения проверок.

Для оперативного взаимодействия ведется работа по интеграции с информационными системами других государственных органов.

ЕРСОП позволяет планировать проверки в электронном формате путем отбора недобросовестных предпринимателей для проверки без «человеческого» фактора. В системе заложены критерии, по которым идет отбор, к примеру, публикации в СМИ, жалобы, проверки и т.д.

Для самих предпринимателей создали мобильное приложение «Қамқор», где они могут получать информацию о проводимых проверках, сразу же получить разъяснение по возникающим вопросам, а также пожаловаться на проверяющих.

— Сабит Нурлыбаевич, с 1 июля этого года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Насколько нам известно, новое законодательство значительным образом изменит действующий порядок рассмотрения обращений граждан и усилит ответственность государственных органов за принимаемые решения. Как нововведения отразятся на деятельности комитета?

— Во-первых, комитет, как и другие государственные органы, является субъектом, рассматривающим обращения и оказывающим государственные услуги, поэтому требования кодекса в полном объеме будут распространяться и на его работу.

В то же время согласно действующему законодательству в сфере рассмотрения обращения граждан и новому кодексу комитет определяет и утверждает порядок регистрации и учета обращений в государственных органах, органах местного самоуправления и юридических лицах со стопроцентным участием государства.

Без строгой регламентации данных вопросов существуют риски нарушения прав граждан и юридических лиц. Могут допускаться факты нерегистрации обращений в государственных органах, нарушения сроков рассмотрения. Государственные органы не будут иметь актуальную аналитическую информацию по обращениям, что чревато принятием неправильных управленческих решений. Поэтому нами разработаны соответствующие правила, которые в скором времени будут подписаны.

Вторая задача, которую ставит перед нами кодекс, — определение порядка ведения системы «Электронные обращения». Отмечу, что внедрение системы напрямую связано с практической реализацией концепции «Слышащее государство», обозначенной Главой государства.

В связи с этим во всех государственных органах внедряется единая система по работе с обращениями, отвечающая требованиям нового Административного процедурно-процессуального кодекса.

Благодаря этой системе планируется упростить процедуры подачи и рассмотрения обращений. Внедрение мы проводим совместно с МЦИРАП. К системе уже подключены все государственные органы.

— Спасибо за интервью!

Беседовала Жанна ДАУЛЕТКЫЗЫ

 

Колонка "Взгляд"