Как проходит обучение за стенами школы, расскажу на примере своей семьи, в которой воспитывается четверо учащихся.
Многодетным предоставили компьютер
Итак, представляю моих героев: ученик девятого класса Акниет, шестиклассница Балауса, ученица четвертого класса Гульден и третьеклассник Жансен. Заранее раскрою небольшой секрет: папины дочери учатся отлично, а мальчишки – не совсем круглые троечники.
Подготовительные работы к дистанционному обучению начались в каникулярное время, когда педагоги собирали данные детей, выясняя, кто имеет возможность обучаться в онлайн-режиме. Классные руководители спрашивали о наличии у каждого компьютера, ноутбука, смартфона и подключении их к интернету. Поставив во всех четырех родительских чатах знак +, немного задумался. Да, дома, действительно, есть вся указанная оргтехника, но по одному экземпляру. Разве что компьютер принадлежит редакции: я надеялся, что работодатель не станет удерживать с зарплаты сумму за амортизацию техники из-за использования в личных целях. Стоял другой вопрос: уроки будут проходить одновременно, и моим детям понадобится каждому по одному компьютеру. Пришлось написать одному из классных руководителей о возможном возникновении пробки на пути к родительскому компу. Как выяснилось, у нее такие же проблемы с собственными детьми, нам она ничем помочь не может. Но позже позвонила и сообщила, что школа предоставляет компьютер на время. Признаюсь, было неожиданно, причем без заполнения кучи бумаг. Единственное, расписались о полученном и обязались вернуть в целости и сохранности. Парк оргтехники пополнился. Правда, его никак не могли подключить к интернету с мобильного телефона, он оказался машиной без бензина. (Просьбу подключить комп ко всемирной паутине передали через школы национальному провайдеру, но пока вопрос на стадии рассмотрения). Выходом из ситуации стали еще два мобильных телефона – мамы и старшей сестры-студентки Жансаи.
Пробные уроки
Пробные уроки у нас начались до 1 апреля, когда учителя успели дать задания в тестовом режиме, чтобы школьники научились пользоваться электронным дневником kundelik.kz. Признаемся, в течение первых трех четвертей, несмотря на упорные наставления педагогов, на портал мы заходили через раз. Несмотря на это, Жансен и Гульден сдали свои ответы в числе первых. Как проходили пробные уроки дистанционного обучения по стране, думаю, известно всем. Дети начали получать задания на сайте, однако не все смогли отправить ответы вовремя. Некоторым не удалось загрузить приложение, у кого-то родители ушли на работу, забрав с собой телефоны с интернетом. В целом сайт kundelik.kz не справился с задачей.
На следующий день успел поучаствовать по WhatsApp сразу на четырех родительских собраниях одновременно. Параллельно шла и редакционная планерка. Свое участие показал знаком +, а для поддержки принимаемых собраниями решений ставил смайлик в виде поднятой руки. Помимо этого, фотоотчет с сотовым телефоном в руках отправил всем классрукам, а те в свою очередь выложили наши снимки на Инстаграм-страницах школы. Даже фото одного папы в шортах.
В пятницу, 3 апреля, прошли классные часы, на которых учащиеся были ознакомлены с профилактикой КВИ и использованием сайта kundelik.kz. Также накануне всем были разосланы графики видеоуроков для каждого класса на телеканале «Балапан» и расписание занятий. Списав их в отдельную тетрадь и тщательно изучив, будущая ученая Гульден Даулеткерей пришла к выводу, что для нее самым трудным днем является понедельник.
Не такой уж трудный понедельник
Оговоримся сразу. Накануне часа Х возникла другая проблема: двум нашим младшеклассникам, которые были подключены к отцовскому мобильнику, создали по два дополнительных чата на WhatsApp – по русскому и английскому языкам. Двум ученикам среднего звена – минимум по 10 чатов на каждый предмет, поэтому из двух последних многочисленных групп глава семьи был удален. Вместо него добавлены, как сказано выше, мама и старшая сестра. (Саму маму устранили от учебного процесса, доверив ей кухню). Кстати, некоторые учителя в дневное время, когда шли уроки, в качестве админов меняли режим на одностороннюю связь. Чтобы родители не донимали лишними вопросами и не загружали сеть различными рассылками.
Итак, 6 апреля вся семья в полном составе поднялась для просмотра видеоуроков по телеканалу «Балапан» утром к 9 часам. Каемся, после трехнедельной спячки банально проспали первые уроки. В это время уже шел третий урок для 3 класса. Что касается самого канала, немного отвлекали внимание многочисленные логотипы на экране: название канала, #Үйден шықпа, а также два лого Министерства образования и науки. Плюс к этому некоторые родители насчитали до пяти логотипов образовательной организации Bilimland. Несмотря на это, дети с интересом смотрели программу. Отмечу, что для придания учебного настроя всем было приказано одеть школьную форму. Увидев неудобства униформы в домашних условиях и знаки протеста в глазах детей, разрешено было ходить в свободной форме.
Получив задания, школьники приступили к их выполнению. Снова не заработал главный портал, потому разрешили работать по WhatsApp или электронной почте, а также дали время до вечера. Предложения некоторых родителей перейти на Телеграмм-бот во внимание не были приняты.
В числе первых справился Жансен, хотя долго бурчал, что «… делает все возможное, чтобы очень даже постараться завершить задания». Выполнить английский язык помог папа, вовремя увидев ошибки. (Хотя, признаться, школьные знания 30-летней давности и полутора месяцев подкурса АПИ с жесткого диска стерлись). Однако поздно вечером выяснилось, что мы с Жансеном забыли отправить ответы по всем предметам, а русский язык и вовсе упустили из виду. Оказалось, по русскому языку вместо папы в чат включили маму, которая и не заглядывала в мобильник.
К 11 часам Гульден получила смайлики «молодец» за математику, казахский язык, через полтора часа сдала литературу и естествознание. В
17.52 получила сразу три стикера «превосходно». Кстати, она обнаружила ошибку в учебнике математики. Задача № 7, страница 15. (Издательство «Алматы кітап»). Там вместо знака «минус» стоит «плюс». В 18.17 были отправлены ответы по информатике. А через пять минут – ура! – время окончания первого дня занятий. Завершила задания Балауса, которая учится во второй смене. Во всей этой суматохе без контроля остался Акниет, но он успел незаметно для всех выполнить домашнюю работу. Пришлось поверить честному слову самостоятельного подростка.
Опрос детей
В целом особых трудностей дистанционное обучение для нашей семьи не представило. Могли свободно ходить по школе (дому), учить уроки лежа на диване или сидя на подоконнике. В один момент собирались за одной партой, а потом расходились по кабинетам. Кто-то из них умудрился уснуть в это время. Могли пойти в туалет безо всякого разрешения, забежав заодно на кухню перекусить, не дожидаясь призыва «I-дети!» от мамы. Вместо «эй» она начала употреблять такое выражение, признав преимущества интернета. Ни у кого из родителей до повышения голоса не доходило. Разве что папа нарушил дедлайн сдачи своей статьи для газеты. Хотя дети же выручили его, помогли подготовить материал не выходя из дома.
На вопрос, где лучше, старший Акниет сразу отрезал: «Конечно, в школе!». Более скромной Балаусе «везде nice». Гульден сначала ответила, что хочет в школу, а потом, немного подумав, сказала, что все-таки дома лучше. Для этого у нее было три довода: папа всегда рядом, и не приходится скучать по родителям, а также ей всегда хочется кушать. И третье – в школе она быстро устает, а дома можно отдохнуть. Младший Жансен предпочитает школу. По его словам, как только он переступает порог родного учебного заведения, сон сразу улетучивается.
Абат КАРАТАЕВ
Фото Аслана МУСЕНОВА