Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ДОРОГИЕ АКТЮБИНЦЫ!»

Мариям Аймбетова собиралась поступать в мединститут и уже готовила документы, когда однажды на улице ее встретил незнакомый человек и, остановив, спросил:

— Девушка, вы не хотели бы работать на телевидении диктором?

О телевизоре она слышала, но не видела в глаза, а что делают дикторы, и вовсе понятия не имела. Незнакомец оставил ей адрес и она, на всякий случай, пришла по нему в назначенное время. В тесном коридоре толпились молодые люди, шел конкурс. Отбирали кандидатуры с приятной внешностью и хорошо поставленным голосом.

Мариям прошла все этапы конкурса и ее зачислили диктором. Пока шли последние приготовления, пока обустраивали студию, ее направили в Саратов набираться опыта. Командировка очень помогла ей — начинающему диктору.

И вот наступило 29 октября 1960 года, день, когда должен был загореться «голубой огонек» на экранах актюбинцев. Она прошла в студию, удобно устроилась и, шепотом произнеся первые слова традиционной молитвы, сказала просто: «Қайырлы кеш, қымбатты ақтөбеліктер!..».

После часто вспоминала, что не помнила, как прочитала тексты новостей. Но с этого дня Мариям стала звездой. Ее внешность и приятный голос притягивали телезрителей к экранам.

В 1965 году Мариям отправили на семинар дикторов в Алматы. Там она приглянулась главному диктору республиканского телевидения Лескеру Сеитову. По инициативе председателя комитета по телевидению и радиовещанию Кенжебулата Шалабаева на следующий год они сыграли комсомольскую свадьбу. Так Мариям оказалась в столице.

До выхода на заслуженный отдых Мариям Аймбетова проработала диктором на республиканском телевидении.

ПОЛВЕКА С НАМИ

НАКАНУНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ЮБИЛЕЯ АКТЮБИНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ДИРЕКТОРОМ ТЕЛЕКОМПАНИИ «ҚАЗАҚСТАН-АҚТӨБЕ» РАУКЕНОМ ОТЫНШИНЫМ.

— Раукен Сагызбаевич, немного о том, с чего начиналось Актюбинское телевидение.

— Официально днем рождения Актюбинского телевидения считается 29 октября 1960 года, но пробные передачи выходили несколько раньше. В том же 1960 году, за несколько месяцев до этого, по договоренности с оренбургскими коллегами стали вестись постоянные радиотрансляции. Наши дикторы Роза Абдрахманова и Иван Ушанов читали в студии тексты. Их сообщения по телефонным проводам уходили в Оренбург, а оттуда многократно усиленные сигналы снова возвращались в Актюбинск. Однако было большое неудобство: когда работало радио, телефоны отключались, поэтому через пару лет построили близ областного центра, в селе Курайли собственную радиостанцию, сигналы которой покрывали всю область.

У истоков нашего телевидения стояли такие замечательные журналисты, как Жандай Таукебаев, Алходжа Мухамеджанов, Нурхаир Телеуов, Куаныш Хайруллин, Рустем Гиреев, Геннадий Ерофеев, Владимир Амуленко, Федор Тарасенко, Тобык Жармагамбетов, Куаныш Досов, Каршига Айткулов, Бибизада Коздибаева, Клавдия Ким, Валентина Криштова.

Об их профессионализме говорит такой факт: в те годы нередко московские коллеги заказывали видеоматериалы. Особенно благодарили они наших телевизионщиков за фильм, который рассказывал о верблюжьей ферме в Байганинском районе. Верблюды в таком количестве для них были в диковинку.

— Конечно, за полвека много чего произошло, в корне изменилась материальная база телевидения. С чем пришли к 50-летнему юбилею?

— Двадцать пятого июля 1960 года директор Актюбинской студии телевидения В. Бабак писал председателю республиканского комитета по радиовещанию и телевидению о том, что для того, чтобы ускорить пуск телестудии, «нужны магнитофоны, одно пианино, один мотоцикл, киносъемочная аппаратура, машина для обработки пленки, звукообрабатывающий стол, передвижное оборудование для съемочной аппаратуры».

Как видете, у наших предшественников желания были скромными, но они проявляли чудеса профессионализма и выходили из положения. Сегодня мы обновили все старое оборудование на современное, но наша гордость — спутниковая станция «Кателко». Благодаря ей мы вещаем в 112 населенных пунктах области. Но и это не главное. Теперь мы имеем возможность проводить телемосты в прямом эфире. Такие телемосты провели с Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым во время открытия второй очереди обогатительного комбината, с премьер-министром Каримом Масимовым. В 2009 году после поступивших на «прямой линии» вопросов Президенту Казахстана его ответы в прямом эфире транслировались с использованием современной технологии.

А еще мы стали радовать телезрителей прямыми футбольными репортажами. Считаю, что это большое достижение. Конечно, нововведения стали возможны в первую очередь благодаря поддержке руководства области. Долгое время актюбинцы смотрели АТРК лишь один час в сутки. Мы много раз ставили вопрос об увеличении времени передач до 14 часов в сутки и добились этого. Аким области Елеусин Сагиндиков всячески поддерживает наши начинания, постоянно интересуется нашими планами.

— Я знаю, что в этом году вы проводили много мероприятий, связанных с юбилеем областного телевидения. Расскажите о некоторых из них.

— Мы рано начали подготовку к юбилею, как-никак позади полвека творческого пути. Постоянно приглашали на передачи наших ветеранов. Но главным событием в череде этих мероприятий были встречи с телезрителями с помощью телеэстафеты «Золотой микрофон». Первый раз «Золотой микрофон» отправился в Уил. Там состоялись большие мероприятия — и культурные, и спортивные. Как раз в те дни в Уиле был сдан спортивный комплекс. Уилцы передали его кобдинцам. Потом он был увезен в Мугалжарский район, затем — в Шалкарский, Темирский и Байганинский. Так наш творческий коллектив побывал во многих районах, встречался с телезрителями. Везде это выливалось в настоящий праздник. Потом о столь памятных встречах мы рассказывали с экранов телевизоров. Рассказывали обо всем добром, что происходило в этих районах.

В прошлом году, в год 140-летия Актобе, мы выпустили семисерийный документальный фильм «Ақтөбем — алтын бесігім» («Мой город на белом холме»). Он был снят кинорежиссером Гульбану Укетайкызы в сооавторстве с тележурналистами компании. Фильм подробно рассказывает об истории нашего города. В нем приведены уникальные фотодокументы и кинохроника.

Большой победой нашего коллектива стал еще один семисерийный фильм — «Книга памяти», посвященный 65-летию Великой Победы. Его автор также Гульбану Укетайкызы. На международном кинофестивале в Москве фильм получил премию имени Артема Боровика. Это вклад в воспитание подрастающего поколения. Ко всему прочему можно добавить, что в офисе телекомпании мы открыли музей истории Актюбинского телевидения. Здесь собраны образцы технического оборудования, которыми пользовались наши коллеги-предшественники.

ТЕЛЕКАНАЛ ДАЛ ПУТЕВКУ В ЖИЗНЬ

Жайнагуль ТУЛЕМИСОВА, ведущий редактор дирекции информационно-аналитических программ национальной телекомпании «Қазақстан»:

— О том, что на областном телевидении объявлен конкурс на должность ведущего, я узнала от Амангали Сатера.

Когда пришла на конкурс, выяснилось, что отбор закончился. Но меня все же сняли на камеру. И взяли. С тех пор стала вести новости в дневном, вечернем эфирах, позже — итоговые выпуски.

Хоть и дружу с прямым эфиром уже 8 лет, волнуюсь до сих пор. Это, наверное, оттого, что чувствуешь огромную ответственность перед зрителями.

Казалось бы, что там получасовой выпуск? Но это большой труд целого коллектива. Редакторов, главных цензоров, которые словно через «сито» пропускают каждое слово, монтажеров и звукооператоров, которые следят за видеорядом и звуком, видеооператоров, не снимающих с плеча 15-килограммовую камеру, даже водителей, которые, торопясь на мероприятия, нередко нарушают правила дорожного движения.

От всей души поздравляю коллектив актюбинского телевидения, который дал мне путевку в жизнь, с юбилеем. Желаю больше хороших проектов, процветания и широкой зрительской аудитории!

ПРИТЯЖЕНИЕ ЭФИРА

МЫ, БОЛЬШАЯ ГРУППА МОЛОДЫХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ, ПРИШЛИ НА ОБЛАСТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАЧАЛЕ СЕМИДЕСЯТЫХ. ТОГДА ЭТО БЫЛ КОМИТЕТ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ, КОТОРЫЙ ВОЗГЛАВЛЯЛ МИХАИЛ КОЗИН, МЯГКИЙ И ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ КАЗАХСКОГО ВЕЩАНИЯ БЫЛ ЖАНДАЙ ТАУКЕБАЕВ, ВНЕСШИЙ БОЛЬШОЙ ЛИЧНЫЙ ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ ОБЛАСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. ОН БЫЛ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫМ И ТАЛАНТЛИВЫМ ЖУРНАЛИСТОМ, ХОРОШО ЗНАВШИМ СВОЕ ДЕЛО.

В то время не было прямого эфира. Все передачи проходили многоразовые просмотры, по ходу избавлялись от недостатков. В присутствии журналиста, готовившего передачу, ее принимали главный редактор и главный режиссер.

Шел 1975 год — год тридцатилетия Великой Победы. Каждый из нас к этой дате готовил передачи, встречаясь с ветеранами войны. Однажды в редакцию зашел ветеран из Шалкара. Я переговорил с ним и решил сделать передачу. Сказал об этом редактору. Жандай поддержал меня: «Он достойный человек!».

Я задаю вопросы, мой собеседник рассказывает о своем боевом пути. После съемок собрались для обсуждения. Прокручиваем пленку. Я смотрю на Жандая, тот, вижу, не очень доволен материалом. Вдруг он обращается к ветерану: «Ага, вы так рассказываете, словно не с войны, а с какого-то тоя вернулись. Посмотрите подобные передачи российского телевидения, там в голосе дрожь чувствуется, волнение, а у некоторых на глазах слезы выступают. Это же война…».

Вечером вышли в эфир. Тот же разговор, те же слова, но когда мой ветеран дошел до погибших однополчан, вдруг по-настоящему расплакался. Я растерялся. Успокаиваю его: «Да, трудно вспоминать о смерти друзей…» Хочу направить его в нужное русло, а он не может остановиться. В конце концов и я прослезился.

Если передача удавалась, Жандай был доволен, но если не удавалась, уходил со словами: «Не знаю, почему так бывает…».

Как-то Жандай Таукебаев пришел после обеда со своей четырехлетней дочерью. Видно, негде было ее оставить. Уходя на прием очередного тракта, он оставил девочку в своем кабинете. Кстати, в то время студия находилась в правой пристройке областного драмтеатра. Кто эту передачу готовил, не помню, но Жандай и режиссер Нураш Жиенгалиев задержались в студии дольше обычного. Потом разошлись по домам.

Когда он зашел домой, жена Гульжан спрашивает: «А где дочь?». Только в тот момент он вспомнил о девочке и бросился в студию, а она закрыта, внутри – ни души. В тот день девочку забрал домой работник студии Сертай Бощаев. Таким он был, Жандай Таукебаев, забывал обо всем, когда речь заходила о работе.

Под его руководством сложился хороший творческий коллектив, в котором тогда плодотворно трудились Тлепберген Тлешев, Шамиль Мамбетов, Бибизада Коздибаева, Узакбай Толебаев, Амангали Сатеров, позже к нам присоединился Болат Баймуханов.

Всегда в творческом поиске пребывал главный режиссер Нураш Жиенгалиев. Тогда еще не было таких передач, как «Жди меня» или «Бармысың, бауырым?», но однажды он сумел организовать такую передачу. Суть была такой: два человека — мужчина и женщина, шли плечом к плечу дорогами войны. Прошли через все испытания, но когда закончилась война, они отправились в родные края. Связь их прервалась. Жизненные пути привели женщину в Актобе, где она работала преподавателем пединститута. Мужчина тоже оказался в наших краях — трудился зоотехником в одном из совхозов. Никто из них не догадывался, что живут в одной области. Благодаря Нурашу Жиенгалиеву они встретились в студии. Это была незабываемая встреча…

Конечно, телевидение того времени нельзя сравнивать с современным, а телезрителей тех лет — с нынешними. Теперь больше возможности сделать передачу интересной и качественной, но тележурналисты моего поколения тоже умели создавать добротные материалы, которые пользовались большой популярностью у телезрителей.

Колонка "Взгляд"