Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

КАДР РЕШАЕТ ВСЕ

В ЮНОСТИ ФЕДОР ТАРАСЕНКО РАБОТАЛ ДИРЕКТОРОМ ДОМА КУЛЬТУРЫ АВИАТОРОВ, ВЕЛ ТАМ ФОТОКРУЖОК. ОН БЫЛ ОЧЕНЬ УВЛЕЧЕН ФОТОДЕЛОМ, НО ОДНАЖДЫ В ЖУРНАЛЕ «ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ» ПРОЧИТАЛ ПРО КИНОКАМЕРУ «КИЕВ-16». ЭТО БЫЛА ТОЧНАЯ КОПИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КИНОКАМЕРЫ, ТОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ФЕДОР ВЫПИСАЛ ЕЕ И СТАЛ ПОТИХОНЬКУ СНИМАТЬ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ФЕДОР ТАРАСЕНКО СТАЛ ПЕРВЫМ КИНООПЕРАТОРОМ-ЛЮБИТЕЛЕМ В АКТЮБИНСКЕ. ЧУТЬ ПОЗЖЕ В АЛГЕ ПОЯВИТСЯ ЕЩЕ ОДИН КИНОЛЮБИТЕЛЬ — АЛЕКСЕЙ ТОЛОЧКОВ.

Занятие киноделом и привело Федора Тарасенко в тележурналистику. В 1959 году, когда стало создаваться областное телевидение, появилась острая нужда в кадрах. Телевизионщиков в провинциальном городе, разумеется, не было, поэтому пригласили профессиональных операторов и режиссеров из Саратова, Омска, Томска. Вот тогда и вспомнили о кинолюбителях Федоре Тарасенко и Алексее Толочкове, которые к тому времени имели кое-какие навыки в киносъемках и были довольно известны в городе.

Общение с опытными операторами повлияло на дальнейший профессиональный рост. Федор решил окончательно посвятить себя тележурналистике, поэтому поступил на режиссерский факультет Ленинградского института культуры. Он был единственным на телевидении, кто хорошо познал и операторское, и режиссерское дело, и к тому же мог писать сценарии.

Все тогдашние областные теле- и радиокомитеты делились по категориям. Актюбинское телевидение имело третью категорию, но несмотря на это, благодаря сильному составу операторов, режиссеров и постановщиков, «Казахтелефильм» давал коллективу план съемок телевизионных фильмов, которые потом шли в прокат.

На телевидении сложилась хорошая съемочная группа. В ее состав входили кинооператор Алексей Толочков, звукорежиссер Александр Колпашников и режиссер-постановщик Федор Тарасенко. Они и сняли первый документальный фильм о Герое Советского Союза Алие Молдагуловой «Бросок в бессмертие». Это был бесценный фильм. Тогда о ветеранах войны говорили мало. Немного было известно и о подвиге Алии. Съемочная группа побывала в Ленинграде, где Алия училась в школе, в Москве, в бывшей снайперской школе и на месте ее гибели – в Казачихе. Встречались с людьми, которые хорошо знали Алию, воевали рядом с ней. Это был подлинно документальный фильм, который вскоре появился в прокате.

Кстати, фильм снимался на профессиональную кинокамеру «Конвас», которую приобрели незадолго этого. Сценарий написал сам Федор Тарасенко. На съемку фильма выдали всего две тысячи рублей, но обошлись.

В целом, конечно, тогдашнее телевидение было статичным, большая часть программы снималась в студиях, тексты собеседников, как правило, были выверенными. Но благодаря таким профессионалам, как Тарасенко, многие сюжеты удавалось оживлять. Они снимали некоторые из них на кинокамеру «живьем»: на хлебной ниве, в фабричных цехах и на заводах. В редакции был фотокорреспондент, снимки которого сопровождались соответствующими текстами.

В начале семидесятых большой популярностью пользовались телевизионные спектакли. В них были заняты артисты областного театра. Большинство сценариев и постановок были осуществлены Федором Тарасенко. Очень популярны были его телевизионные очерки. Телезрители старшего поколения, должно быть, помнят его телеочерк о Степь-коммуне, которая в конце двадцатых гремела на всю страну, об уникальном сосновом боре в Уилском районе.

Но по-настоящему популярным сделали Федора Тарасенко телерубрики «Телескоп» и «Суд над водкой». Многие годы эти рубрики не сходили с экранов телезрителей. В «Телескопе» журналисты бичевали всякого рода несунов. Их много было на мясокомбинате, трикотажной и кондитерской фабриках, других крупных предприятиях. А в «Суде над водкой» участвовали профессиональные артисты, которые в скетчах высмеивали пьяниц. Сюжеты брались из жизни.

Центральное телевидение заказывало Федору Тарасенко специальные материалы. В 1969 году, в год 100-летия Актобе, велась прямая трансляция с площади и многие сюжеты этого торжества в захолустном для Москвы городе показало Центральное телевидение. Это стало возможным благодаря таким профессионалам, как Федор Тарасенко, Юрий Зубков, Алексей Толочков, Геннадий Ерофеев, Станислав Кацюба и многим другим, кто тогда работал на телевидении.

…Федор Николаевич давно на заслуженном отдыхе. Два года назад известный краевед в соавторстве с сыном Юрием написал двухтомную историю нашего города «Город. Годы. Люди. Жизнь». В этом труде проявилась еще одна грань его таланта.

ШКОЛА ЖИЗНИ

Мирбек ТУРМАГАМБЕТОВ, телеоператор РТРК «Қазақстан»:

— Может, звучит банально, но АТВ для меня в первую очередь ШКОЛА. 9 лет назад я пришел туда никем, ничего не умеющим и ничего не знающим о телевидении. На телеканале «Қазақстан» в Астане я работаю уже шестой год.

АТВ — это трамплин для многих из тех, кто сейчас работает в столице нашей родины. Поздравляю с юбилеем мой родной телеканал! Желаю ему дальнейшего продвижения, процветания, новых интересных, креативных людей с их креативными идеями.

МИКРОФОННАЯ МАШИНИСТКА

БЫЛА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ТАКАЯ ДОЛЖНОСТЬ – МИКРОФОННАЯ МАШИНИСТКА. ПО СУТИ, ЭТО БЫЛА ОБЫЧНАЯ РАБОТА МАШИНИСТКИ, СТРОЧАЩЕЙ НА ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ. НА ЭТОЙ ДОЛЖНОСТИ БАЗЕН НУРЛЫБАЕВА ПРОРАБОТАЛА ТРИ ДЕСЯТКА ЛЕТ.

Такое необычное название эта профессия носила потому, что тексты, которые печатала Базен, отправлялись непосредственно к микрофону, то есть в эфир, поэтому они должны были быть выверенными и безошибочными.

Во всем тогдашнем Актюбинске были всего две пишущие машинки с казахским шрифтом – в редакции газеты «Коммунизм жолы» и на областном телевидении. Работы у Базен было хоть отбавляй. Мало того, что свои тексты печатала, еще и из горкома приносили, из казахской труппы драмтеатра, других организаций. Ведь такие машинки, как у Базен Нурлыбаевой, в те годы нельзя было сыскать днем с огнем.

Машинка была очень тяжелая и громоздкая. Сама ее не смогла бы поднять. Однажды она ушла в декретный отпуск и главный режиссер Нураш Жиенгалиев попросил отвезти машинку ей на дом, поскольку без Базен им стало совсем плохо. Так несколько месяцев она и работала на дому. Молодые сотрудники Амангельды Смагулов и Узакпай Тулебаев приходили поочередно, чтобы забрать накопившийся набор.

А набирать приходилось много. С каждым годом число передач на телевидении росло и, естественно, текстового материала становилось больше. Особенно много хлопот было от Нагашибая Нурпеисова, который диктовал ей свои материалы. Он возвращался из очередной командировки и нередко приходилось печатать ему до 20-25 страниц текста.

Когда стали выходить телевизионные спектакли, работы стало еще больше. Помнит Базен Ажибаевна, как ставили пьесу Жайшылыка Аймагамбетова «Қос шынар». Текст был большим, поэтому набирала, в буквальном смысле не вставая с рабочего места. А ведь еще были и ежедневные информационные программы, тексты которых тоже проходили через ее руки.

Теперь все проще. Каждый журналист сам набирает свой текст. Но до этого золотого времени Базен Ажибаевна доработать не успела, ушла на заслуженный отдых. Теперь у нее другие заботы, время от времени присматривает за внуками и пока еще единственным правнуком.

ГИМН ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ

Теперь у актюбинских телевизионщиков есть собственный гимн. Его создали известный поэт Ертай Ашыкбаев и композитор Аймурат Мажикбаев. На его основе снят клип.

Исполняет главную песню тележурналистов популярный певец Канат Айтпаев. Торжественное собрание, посвященное пятидесятилетию Актюбинского телевидения, которое состоится в драмтеатре 23 декабря, закончится, по замыслу организаторов, исполнением этого гимна.

ПРОФЕССИЯ — БУТАФОР

НА ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗИХНИЯ МУРАТШИНА ПОПАЛА СЛУЧАЙНО — ЕЕ ПРИГЛАСИЛА ПОДРУГА АННА ПОЛЯКОВА, КОТОРАЯ РАСПОРЯЖАЛАСЬ ТАМ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. ЕЙ ПРЕДЛОЖИЛИ ДОЛЖНОСТЬ БУТАФОРА.

— Для каждой передачи надо было соответственным образом оформлять студию, а дело это было очень хлопотным, — рассказывает Зихния Хамиддуловна, — художник Михаил Есенаманов рисовал, Анна Полякова шила занавески, орнаменты, а я должна была под руководством режиссера передачи все это красиво разместить на заднем плане студии.

На телевидении была своя плотницкая, и часто там изготавливались громоздкие рамы, которые потом Зихния обшивала или обтягивала материалом. Когда передача заканчивалась, всю эту громадину рабочие выносили в специальную комнату и готовили новый фон для следующей передачи.

Передач разных было много — сельскохозяйственных, детских, на тему культуры и так далее, поэтому покоя бутафорам не было.

По праздникам Зихние выдавали около десяти рублей и она шла на базар закупать сладости к чаю. Обычно это были фрукты и конфеты, а в будни на столе стояли бутафорские яблоки. Они были так похожи на настоящие, что телезритель не замечал разницы.

Теперь все, чем раньше занималась Зихния и ее коллеги, называется дизайном. Десятки лет назад этого слова не знали. Однако они — художники, плотники, швеи, одним словом – бутафоры, сумели создавать уютную и приятную обстановку для очередной телевизионной передачи, и их работа была столь же творческой, как и работа режиссера, оператора или ведущего. Просто телезритель никогда не видел их на своих экранах.

ПЕРВАЯ КНОПКА

БЕЗ «ҚАЗАҚСТАН-АҚТӨБЕ» ЖИТЕЛИ НАШЕЙ ОБЛАСТИ УЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ПОЛНОЦЕННОГО УТРА, ВЕЧЕРА И НОЧИ. КОРРЕСПОНДЕНТ «АВ» ПОБЫВАЛА ТАМ, КУДА НЕ ПОПАСТЬ ПРОСТОМУ ОБЫВАТЕЛЮ И ЛЮБОПЫТНОМУ ГЛАЗУ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ.

Работаем  для телезрителя

Первый отдел, куда мы попали с фотокорреспондентом «АВ» Асхатом Калжановым, оказался программный.

Начальник отдела Бахытжан Ешбаева и ее помощница как раз корпели над составлением программ на неделю. Чего-чего, а надо отдать должное «Қазақстан-Ақтөбе» — здесь всегда есть что посмотреть. Отсутствие негатива, актуальные тематические передачи, хорошие кинофильмы. Все продумано до мелочей, что и делает канал привлекательным для аудитории.

Главный «программист» Бахытжан Ешбаева, которая скрупулезно продумывает сетку вещания, работает на телевидении не один десяток лет: с 1972 года. Была диктором, занималась режиссурой. И кому, как не ей, лучше знать, на какое время, а главное — что ставить по степени значимости.

— Программу на неделю составляем согласованно с «головным» офисом (ТРК «Қазақстан». — Авт.). В основном это касается кинофильмов. Не менее важный пункт — госзаказ, — вводит она нас в курс дела.

Еще один плюс в пользу «Қазақстана» — то, что этот канал единственный, который транслируется по всей территории нашей области.

— В это время мы ставим все самое «вкусное» — обсуждаем актуальные темы, которые волнуют глубинку. Несколько лет руководство филиала искало возможность для полноценного вещания на территорию всей области. К великой радости телезрителей, теперь сельчане смогут нас смотреть 14 часов, — продолжает начальник отдела.

Такой шикарный подарок сделала телекомпания своим зрителям к полувековому юбилею. Еще одна фишка ТРК — 65-процентное вещание на государственном языке.

— В эфир у нас идет преимущественно своя продукция. Мы ценим аудиторию и поэтому стараемся работать ответственно, с полной отдачей. Это сложно, но нас смотрят, любят и ждут. И многочисленные звонки от неравнодушных телезрителей подтверждают это, — подчеркивает наша собеседница.

В поисках новых лиц

Бибигуль Биманова, начальник тематического отдела, в ответе за свой объем работы. А он у нее немалый. Вместе со своим небольшим отрядом денно и нощно трудится она над разработкой новых проектов и воплощением их в жизнь.

— Телевидение — это моя жизнь, — признается она. — Может быть, со стороны звучит несколько высокопарно, но на самом деле вне эфира, вне этой насыщенной событиями жизни я себя не представляю. У меня двое детей, и ни с одним из них я не сидела в декретном отпуске. Потому что чувствовала себя обделенной чем-то, казалось, что жизнь проходит мимо. Я получаю огромное удовлетворение от своей работы и уверена, что так чувствуют себя все мои коллеги, — говорит Бибигуль Биманова.

Творческий состав тематического отдела в постоянном поиске — тщательно продумывают темы, затем находят интересных собеседников. В общем, работать сложно и непросто. В головном «Қазақстане» только утреннюю передачу готовят более 10 человек. 6 человек ведут передачу по заранее разработанному сценарию.

— У нас же готовят сценарий, выезжают на съемки, пишут материалы, приглашают гостей… всего два журналиста. Сам себе журналист, сам себе режиссер, сам себе монтажер. Универсалы, одним словом. Ребята, которые начинали работать здесь, а сегодня трудятся в СМИ республиканского уровня, рассказывают, что после нашего напряженного графика там работается легко, — признается Бибигуль.

В Актобе очень часто приезжают известные люди. Узнав об этом, сотрудники делают все возможное и невозможное, чтобы они оказались в студии. Отказываются крайне редко. И это не только «Сәті түскен сұхбат», который идет два раза в неделю, но и утренние передачи, ток-шоу, имиджевые программы. Собственных передач на «Қазақстане» более десяти.

— Все снимается в прямом эфире. В этом и есть изюминка. Не спорю, легче смонтировать. Все гладко, без шероховатостей, но «не живая» программа не будет цеплять, — подчеркивает начальник отдела.

«Казахстанцы» не гонятся за рейтингом и предлагают зрительской аудитории качественный продукт — факт. Любой житель области, даже самого отдаленного населенного пункта, сможет получить ответ на свой вопрос, позвонив на «Көкейкесті». Это пятничная передача, в которой поднимается самая актуальная тема недели. Сельчане буквально обрывают телефоны. А чтобы они могли получить ответы на все интересующие их вопросы, в студию приглашаются руководители областного ранга.

— В преддверии юбилея во всех утренних передачах мы решили показать наших сотрудников как обычных людей, которым ничего не чуждо. Наши зрители знают их серьезных, в деловых костюмах, а мы поставили перед собой цель рассказать об их личной жизни, досуге, интересах. Жизнь известных людей всегда вызывает большой повышенный интерес, — на прощание говорит Бибигуль.

Картинка — главное

Все, кто приходит однажды на телевидение, потом не спешат уходить. Затягивает. Более двух десятков лет с камерой не расстается и Бауыржан Баймуканов.

Жизнь привела железнодорожника на телевидение случайно. Напряженный график, двенадцатичасовой рабочий день, командировки по районам пришлись по душе, и парень, который пришел сюда на время, остался. А там закружило-завертело.

— Выхожу на работу с удовольствием. Всегда в курсе событий, держишь руку на пульсе времени, — рассказывает он.

Как и любой оператор, Бауыржан уверен, что картинка — главное. И удачный сюжет на 55 процентов зависит от его работы.

Сам себе режиссер

Служба информации — самый горячий и оперативный отдел в любом СМИ. Репортеров «Қазақстан-Ақтөбе» можно увидеть везде — на открытии новых объектов, серьезных совещаниях и на месте какого-либо ЧП. За целый день они наматывают десятки километров, чтобы жители нашего региона первыми узнавали самые свежие новости. Иначе в их работе нельзя.

— Сейчас любой из ребят должен уметь не только грамотно и оперативно подготовить новость, но и подать ее в прямом эфире. Новости — основной и самый сложный блок, — замечает генеральный продюсер АФ ТРК «Қазақстан» Дина Турегулова.

«Арна» выходит 8 раз в сутки: 4 раза на государственном, 4 — на русском языках. Разумеется, работать в таком напряженном режиме удается не каждому. Некоторые не выдерживают, уходят, а те, кто остается, то уже на долгие годы.

— В этой службе нет ни выходных, ни праздников. О семье можно забыть. Нередко уходим далеко за полночь. Сотрудников принимают на работу на основе гражданско-правового договора. Ни один репортер не состоит в штате, но при этом получает намного больше коллег с других телеканалов, — заключает генеральный продюсер.

ГОВОРЯТ КОЛЛЕГИ

Болатбек МУХТАРОВ, редактор отдела информации республиканской общественно-политической информационной газеты «Алаш айнасы»:

— В 2003 году, окончив университет им. К. Жубанова, строил планы. Думал остаться на кафедре казахской литературы преподавателем. Все мои планы разрушило объявление. Случайно увидел по бегущей строке, что областному телевидению требуется журналист.

Режиссер Бахыт Ешбаева, ознакомившись с моим резюме, выбрала меня из нескольких десятков претендентов. Так я оказался в службе информации телекомпании. Жаксылык Айжанов, который в то время был главным редактором, дал мне задание сделать репортаж о проблемах поселка Акжар. Отправились в поселок всей съемочной группой, переговорили с местными жителями. В то время я не умел даже микрофон в руках держать. Молодой был, амбициозный. Искал новые подходы подачи, старался делать интересные материалы. Правда, сейчас, вспоминая свои репортажи, признаю, что где-то не доработал, и можно было бы сделать лучше. За что прошу прощения у телезрителей.

Актюбинское телевидение вырастило многих журналистов. Сегодня — это профессионалы своего дела. Я в их числе. Вскоре стал собственным корреспондентом национальной телекомпании, позже ушел в головной офис в Алматы. Сейчас тружусь в республиканской общественно-политической газете «Алаш айнасы». До сих пор бываю неудовлетворен своими материалами. Не упускаю возможности учиться и познавать новое. И этой самокритике, хорошему качеству, на мой взгляд, меня научила моя родная Актюбинская телекомпания.

Гульзия СЕИТОВА, корреспондент РТРК «Қазақстан»:

— Я одна из тех счастливых людей, для кого работа это не ежедневная рутина, а любимое дело. И так было с самого начала моего прихода в журналистику. Школа жизни. Скорее так я могу назвать годы работы на телеканале «Қазақстан — Ақтөбе». Сколько мне дал этот опыт в профессиональном смысле, пожалуй, не стоит и говорить. Я по-настоящему оценила понятие «коллектив» в лучшем его смысле.

Мы поддерживали друг друга на работе, помогали новичкам, выслушивали наболевшее и вместе решали возникшие проблемы. Не забывали друг о друге и за пределами офиса. Вместе выбирались на природу, ездили на загородные базы отдыха. В общем, скучать не приходилось…

Я пришла на телевидение без малейшего опыта, с одним только желанием и теоретическими знаниями. Училась эфирной работе у Венеры Сергазиной. С текстами вначале помогали наши журналисты. А в премудростях профессионального монтажа, пожалуй, лучше всех разбирается Жайдарман Измаганбетова. Хочется обо всех рассказать, но каждый отдельный человек стоит отдельного эссе. С юбилеем, «Қазақстан-Ақтөбе»!

Дмитрий ДВОЙНЕВ, руководитель службы развития бизнеса «Центр электронной коммерции»:

— Для меня АТВ — это школа тележурналистики. Большое спасибо всем тем, кто помогал мне в становлении, кто делился своим жизненным и профессиональным опытом: Орынбасару Бекмагамбетову, Ларисе Афанасьевой, Еркешу Калиеву, Жаксылыку Айжанову.

АТВ, как и все областные филиалы РТРК «Қазақстан», — кузница кадров телевизионной журналистики. Не секрет, что многие журналисты, работающие сегодня на разных республиканских каналах, состоялись на областном телевидении.

АТВ для меня — добрые воспоминания, задор, который я ощущал от любимой, но что самое интересное — случайной профессии. Я-то по образованию финансист.

Колонка "Взгляд"