От правильного выбора места для бизнеса зависит многое. Сколько бизнесменов разорились только из-за того, что не учли этот фактор! Почему в одних местах торговля идет на «ура», а в других продавцы скучают и не набирают денег даже на аренду? В нашей рубрике для начинающих бизнесменов мы постараемся найти ответы на все вопросы.
Испытано на себе
Выбрать место для продажи одежды, игрушек и других промышленных товаров казалось бы просто, ведь в Актобе имеется немало рынков, торговых центров и павильонов. Но так ли это на самом деле? Наш корреспондент сама попыталась в роли будущей хозяйки бутика подыскать место для продажи обуви.
Для начала я обзвонила все объявления с предложениями об аренде торговых мест и обошла самые популярные рынки и торговые центры. Но выяснилось, что для открытия места нужна хорошая сумма денег, и не только на закуп первой партии товара. Например, на некоторых рынках за место нужно заплатить так называемый выкуп — от 2 до 10 тысяч долларов, в зависимости от площади и места нахождения бутика или прилавка. Естественно, при этом вы не становитесь настоящим хозяином. То есть, в принципе, вам разрешается перепродавать это место или сдавать его в аренду, но никаких правоустанавливающих документов, типа договора купли-продажи или техпаспорта, у вас на руках не будет.
— Я выкупила бутик за 10 тысяч долларов, — рассказывает Айна. — Но продолжаю платить за него аренду — около 40 тысяч тенге, администрация говорит, что берет эти деньги на комуслуги, охрану и т.д. Кроме того, плачу ежедневно налог. Чтобы взять продавца, денег уже не хватает. Я беру помощника только в сезон, когда товар хорошо идет, а зимой стою за прилавком сама.
В прошлом году, говорят предприниматели, цены на торговые места несколько поднялись. Рост был спровоцирован спросом: рынок «Алия» закрылся, и бизнесмены стали искать новые точки. На самых популярных рынках места и сейчас расходятся как горячие пирожки. А там, где бутик арендовать легко, нет уверенности, что клиенты будут идти непрерывно. Например, в одном из открывшихся год назад крытых рынков мне сразу предложили пару мест на выбор, только аренду плати. Хотя сам администратор признался, что торговля идет не очень хорошо, и многие арендаторы не в состоянии даже покрыть ежемесячный платеж. В среднем по городу цены на аренду метра коммерческой площади — 3-4 тысячи тенге в месяц. В центре и в хорошо «раскрученных» местах, конечно, дороже, чем на окраинах.
Я нашла несколько мест в небольших магазинчиках, там, например, рядом продают продукты или мобильные телефоны, и есть пара метров для «чего-то еще». В одном из магазинов «сэконд-хэнд» мне предложили арендовать его половину, так как он не приносит должной прибыли хозяйке. Лучше всего торговля одеждой и обувью идет все-таки на рынках.
Прежде чем выкупать или арендовать помещение, желательно разузнать подробности у тех, кто будет торговать рядом с вами. Конечно, есть вероятность, что вам не скажут всю правду из-за конкуренции. Но, например, один мой знакомый узнал, что ему не следует покупать СТО на одном из рынков города. Добрые люди сказали ему, что скоро рынок будет перестраиваться, и на месте этой будки будет построен магазин. Каким образом он бы потом доказал, что купил ее, не имея на руках техпаспорта и договора купли-продажи? Месяц спустя он проезжал мимо рынка и увидел на месте «шиномонтажки» пустое место. Представляете какое облегчение он испытал, что не вложил туда деньги?!
Конкуренты —
враги или друзья?
Однако место для бизнеса стоит выбирать не только с учетом арендной платы и юридических тонкостей. Очень важен район, в котором вы будете предлагать свой товар или услуги.
Актюбинка Мадина недавно открыла отдел по продаже выпечки. Она арендует место в продуктовом магазине. Покупатели заходят за продуктами и видя, что появилась выпечка, подходят к ней. Но народу не очень много, так как рядом крупный супермаркет.
— Точку нужно еще долго «набивать», — делится Мадина. — Пока люди распробуют, что у нас вкусные булочки… А вот через дорогу открылась закусочная возле школы. У них отбоя от клиентов нет с первого дня. Школьники на переменах бегают за беляшами. Эх, не догадалась я открыть отдел там…
В сфере услуг также многое зависит от расположения. Санат открыл парикмахерскую в 11 микрорайоне, но дело не пошло из-за большой конкуренции, пришлось закрыться. Зато в районе новостроек его бизнес пошел в гору, там парикмахерских почти нет.
Итак, если вы уже готовы открыть «точку» и нашли несколько потенциальных мест для нее, следует учесть такие факторы, как наличие конкурентов и покупательскую способность.
Первое, что советуют оценить маркетологи, — это конкуренция.
— Посмотрите, предлагают ли уже аналогичные товары или услуги магазины в округе, — говорит консультант по бизнесу Айжан Дуйсебаева. — Какой у них объем продаж, какие сильные стороны и недостатки. Обязательно нужно понаблюдать за тем, как идет торговля или обслуживание, много ли у них клиентов. Это нужно для того, чтобы вы могли оценить, нуждаются ли люди в этом районе в еще одном таком магазине или парикмахерской, и чем вы можете обойти конкурентов.
Есть даже такой прием — разработка «карты наступления». Помните, в военных фильмах такие рисуют генералы? Например, вы хотите открыть магазин. Рисуете план района, где он будет. Указываете конкурентов. У каждого магазина есть своя зона влияния, которая состоит из трех подзон: ближней, средней и дальней. По оценкам мерчандайзеров, на жильцов ближней зоны приходится 60-70 процентов выручки, средней — около 20 и дальней — порядка 15 процентов. Обычно ближняя зона располагается на расстоянии 10 минут ходьбы. Чем больше магазин, тем больше его зона влияния. Когда вы нанесете на карту хотя бы примерно все зоны влияния, будет ясно, есть ли у вас шанс втиснуться между конкурентами.
Однако не всегда однозначно лучше, когда рядом нет крупных конкурентов. Иногда при большом скоплении магазинов одного профиля возникает «эффект торгового центра», когда люди знают, что в этом районе продают определенный товар и едут туда даже издалека. Например, за обувью многие актюбинцы едут в один из торговых центров на центральном проспекте, потому что там всегда большой выбор. И открывая там бутик, предприниматель приобретает не только конкурентов, но и большой поток «целевых» покупателей, которые приезжают сюда именно за обувью.
Еще один интересный прием — оценка пешеходного (или автомобильного) потока. Для этого надо посчитать, сколько человек (машин) пройдет или проедет мимо вашего будущего места бизнеса в течение часа. Повторите подсчет в разные дни и часы, и высчитайте средний «человекопоток» в сутки. Если хотя бы треть из них заинтересуется вашей вывеской, а десятая часть зайдет посмотреть, уже хорошо.
Также важно близкое расположение к остановке, к зданиям, где работает много людей, учебным заведениям. Все факторы, конечно, предусмотреть невозможно, но мы надеемся, что наши советы помогут вам не ошибиться с выбором места для бизнеса.
Мария КОРЖЕВА
Дверь должна
смотреть на юг
Советы специалистов по фэн-шуй
— рядом с вашим магазином не должно быть похоронных контор, кладбищ, больниц, железных дорог
— нежелательно соседство с заброшенными строениями и свалками
— вам повезло, если фасад магазина смотрит на фонтан или парк
— не покупайте торговое место у бизнесмена, который разорился
— плохо, когда здание находится на Т-образном или V-образном перекрестке, или на ваш фасад смотрит угол здания напротив — в этом случае на магазин будет направлен огромный поток негативной энергии
— благоприятным считается ориентация двери на южное направление, где находится зона Богатства
— центральный вход не должен смотреть на одинокое здание, возвышающееся над окружающими. Это символ банкротства
— благоприятное влияние на магазин оказывают располагающиеся по соседству детские и образовательные учреждения, площадки для игр, храмы, залы для фитнеса и бассейны
— на точки розничной торговли благоприятное влияние оказывают навесы и козырьки — они блокируют негативную энергию
Закир Рабаданов, юрист:
— «Выкуп» места на рынке — это понятие «базарное», фактически эти деньги берутся за более лучшее место, заключать нужно договор аренды. Если же предприниматель покупает место на рынке, то с ним должен быть составлен договор купли-продажи, и он в дальнейшем обязан зарегистрировать на свое имя право собственности на выкупленный объект.
Что касается договора аренды, то в нем должна быть указана характеристика арендуемого объекта (помещения, территории и т.д.), срок аренды, размер, срок и порядок оплаты арендных платежей, на кого относятся дополнительные расходы (комуслуги, уборка, охрана и т.д.), ответственность сторон за неисполнение условий договора, порядок расторжения договора, а также по желанию сторон могут быть отражены и другие условия. Договор аренды лучше всего составлять у профессиональных юристов или адвокатов.