Международная конференция, посвященная рансконтинентальному коридору «Западная Европа — Западный Китай», состоялась в Актобе в день визита Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Открывая мероприятие, министр транспорта и коммуникаций РК Абельгази Кусаинов отметил, что в день празднования городом своего 140-летия его почтили своим присутствием на конференции вице-министр транспорта РФ Олег Белозеров, первый секретарь посольства Китая в РК Гуань Шаонань, генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества Яхья Маруфи, генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта Мартин Марми, глава Центра ОБСЕ в городе Астана Александр Кельчевский и многие другие представители официальных, бизнес- и финансовых структур.
После приветственных слов состоялось символическое событие: был подписан Меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций РК и Международным союзом автомобильного транспорта, носивший громкоговорящее название «О развитии грузовых автотранспортных перевозок между Азией и Европой и между основными мировыми рынками через территорию Республики Казахстан». Комментируя его, Абельгази Кусаинов сказал, что это уже четвертый Меморандум, касающийся трансконтинентальной трассы. Предыдущий был подписан в прошлом году на V международном форуме приграничных регионов РК и РФ, состоявшемся в Актобе. Заключен он был между Министерством транспорта и коммуникаций РК и Министерством транспорта РФ и четко обозначил направление дальнейшей работы, поскольку говорилось в нем о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту «Санкт-Петербург — Казань — Оренбург — Актобе — граница КНР».
Выступив с докладом, министр транспорта отметил, что история проекта началась с 2005 года, когда возникла идея о его создании.
Министр кратко проинформировал участников конференции, что делается казахстанской стороной в реализации данного проекта. В частности, он сказал, что по Казахстану «коридор» проходит по территории пяти областей: Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской. Стоимость проекта казахстан-ского участка составляет 825 миллиардов тенге. Особо он отметил, что Международный банк реконструкции и развития выделит на это дело 2 миллиарда 125 миллионов долларов — рекордную для этого банка сумму.
Абельгази Кусаинов назвал и такие цифры: грузооборот транспортного коридора может достигнуть гигантской цифры — 33 миллионов тонн, возрастет и количество рабочих мест, функционально связанных с трассой, — до 50 тысяч.
Разговор продолжил вице-министр транспорта РФ Олег Белозеров. Он заметил, что ныне 19 процентов мирового ВВП приходится на Азию. Товарооборот между Европой и Азией достиг 600 миллиардов долларов. И в это время, как никогда, следует наладить темпы товарных перевозок. Основной грузооборот идет через Суэцкий канал — в год через него проходит около 18 тысяч судов. И это предельный уровень. Разрешить проблему, по мнению Олега Белозерова, способна автомагистраль «Западная Европа — Западный Китай». Доля наземного транспорта в доставке грузов сейчас составляет 2 процента, а может достигнуть пяти. При этом срок их доставки сокращается до 10 дней. Доходы логистических систем возрастут до 3 миллиардов долларов в год.
Сейчас северный сосед рассматривает три проекта прокладки дороги по российской территории, но все они предусматривают ее прохождение через Татарстан.
Первый секретарь посольства КНР в РК Гуань Шаонань назвал проект одним из самых важных в мире. Строительство трансконтинентальной дороги, по его словам, будет самым серьезным образом способствовать экономическому развитию Северного Китая, России и Казахстана.
В России работы по возведению автотрассы начаты еще в 2005 году на территории Татарстана. Об этом рассказал депутат российской Госдумы, заместитель председателя Госдумы по транспорту Фоат Комаров. Проблемы есть, отметил депутат, но они несущественны. На строительство дороги в бюджет заложено 34 миллиарда рублей.
О том, какое большое значение придается коридору «Западная Европа — Западный Китай» и какие надежды с ним связываются, поведали генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества Яхья Маруфи, генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта Мартин Марми и другие выступавшие. Участники конференции были едины во мнении, что строительство «коридора» будет способствовать развитию всего мирового сообщества, а не только Евроазиатского континента.
Георгий ОСАДЧИЙ