Более тысячи километров автодорог обновят в регионе за сезон. На эти цели выделено 95 миллиардов тенге.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев: «Отдельное внимание нужно уделить качеству строительства автомобильных дорог, в том числе местного значения. Несмотря на огромные бюджетные вливания, эта проблема не сходит с повестки дня. Ранее я поручал к 2025 году довести долю местных дорог, находящихся в хорошем состоянии, до 95%. Правительству нужно взять данный вопрос под прямой контроль. Необходимы конкретные результаты в работе по выявлению нарушений при строительстве дорог».
Движение в обе стороны
Протяженность всех автомобильных дорог по нашей области составляет 6 300 км, из них 1 869 км являются республиканскими. Как сообщил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Рустем Торегалиев, в нынешнем году на ремонт дорог выделяется почти 95 миллиардов тенге. Львиная доля этих средств — 45 миллиардов тенге – пойдет на обновление трасс республиканского значения. В общей сложности в текущем сезоне в регионе будут реализованы 192 проекта, и 10 из них –
республиканские.
Как известно, в области интенсивно идет реконструкция автодороги Актобе — Кандыагаш протяжен-
ностью 96 км. Проект финансируется по линии Азиатского банка развития по заказу нацкомпании «КазАвтоЖол». Как пояснил начальник отдела контроля качества и приемки работ облфилиала нацкомпании Курмангазы Исмаилов, участок трассы разделен на два лота, в том числе 77,8 км относится к технической категории и 18,2 км – II категории. Причем последняя – это объезд города Кандыагаша.
По словам Курмангазы Исмаилова, первый отрезок, 11-52 км, что от путепровода на 41-м разъезде до села Тамды Алгинского района, строит турецкая компания ТОО «СинеМидасСтрой». Подрядной организацией второго участка, 52-100 км, является местная компания «Ассана ДорСтрой». Турецкие дорожники в завершающий сезон должны освоить 17,8 миллиарда тенге, актюбинские – 6,2 миллиарда тенге.
Отметим, эта дорога построена в 60-70-е годы прошлого века, и, учитывая интенсивность движения того времени, ее грузоподъемность — 8 тонн на ось. Состояние трассы не выдерживает никакой критики, так как интенсивность движения выросла в разы. После реконструкции она станет первой технической категории с четырехполосным движением с разделением на два и грузоподъемность составит 13 тонн на ось.
— Целую зиму компании были заняты заготовкой строительных материалов. С 3 апреля подключены асфальтобетонные заводы и начались строительно-монтажные работы, — сообщил Курмангазы Исмаилов.
Помимо этого, национальная компания взялась реконструировать участок трассы Самара – Шымкент Актобе – Карабутак – Улгайсын (км 763-1 025). Всего ПСД готовится на 262 км. Сроки завершения разработки ПИР с прохождением госэкспертизы запланированы до конца года. Кстати, в связи с расширением границ города Актобе 16 километров автодороги проходят по территории города (участок км 763-785) и запроектированы по параметрам магистральной дороги непрерывного движения с устройством транспортных развязок в двух уровнях. Также проектом предусматривается обход города Хромтау.
Как уже писал «АВ» («Дорога в Улгайсын» от 17.02.2023), сегодня идет разработка проектно-исследовательских работ (ПИР) на данных отрезках, часть которых должна завершиться к концу июня с получением государственной экспертизы.
— Принимаем все меры, чтобы ускорить процесс и до конца сезона приступить к строительно-монтажным работам, — заверили в национальной компании.
Нынешняя интенсивность движения от Актобе до Улгайсына составляет 5,5 тысячи машин в сутки, ближе к Актобе – 6-6,5 тысячи. После реконструкции ожидается, что грузопоток дойдет до показателя в 36 тысяч.
Доля удовлетворительных дорог по области в конце сезона достигнет 78%, на сегодня данный показатель составляет 72%.
50 миллиардов тенге на 182 проекта
В нынешнем сезоне на ремонт дорог местного значения выделено 50 миллиардов тенге. Из этой суммы 43,4 миллиарда поступят из областного бюджета, еще 4 миллиарда – республиканский трансферт и 2,2 миллиарда тенге – из районных бюджетов. На данные средства будут реализованы 182 проекта: 76 новых и остальные переходящие.
— Будет отремонтировано 848 км автомобильных дорог, 161 км которых областного, 541 км – районного значения. Помимо этого, в городах и селах сделают дороги и улицы протяженностью 145,7 км, — уточнил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Рустем Торегалиев.
По его словам, на эти цели по области заготовлено 920 тысяч тонн щебня и 781 тысяча тонн песчано-гравийной смеси (ПГС). В регионе объем битумных хранилищ составляет 19 тысяч тонн, и дополнительно дорожники планируют построить склады на 7 тысяч тонн. Всего, по данным управления, потребность битума составляет 96 тысяч тонн, щебня – 3 миллиона тонн, ПГС – 880 тысяч тонн и 42 тысячи тонн цемента.
— 75 процентов проектов прошли процедуру конкурса госзакупа, и определены победители, подрядные организации, — добавил Рустем Торегалиев.
Что касается областного центра, всего в 2023 году в Актобе планируется реализовать 29 проектов на 27 миллиардов тенге по ремонту и строительству дорог и улиц протяженностью 80 км. 16 из них – новые, 13 – переходящие с прошлого года. К примеру, будет продолжен ремонт дорог по проспекту А. Молдагуловой, улицам Есет батыра и Сатпаева, реконструкция дороги по улице Тәуелсіздік и др. Также обещают завершить дорогу от моста на Кирпичном заводе (на Акжар-2) до трассы
Актобе — Орск.
Сантиметр за сантиметром
За процессом работы, а также качеством используемых строительных материалов следят эксперты национального центра качества дорожных активов. Как сообщили в управлении пассажирского транспорта и автодорог, качество всех магистралей стоит на контроле акима области, и до конца апреля договоры с актюбинским филиалом на проведение экспертиз заключат все акиматы и заказчики-управлений. Помимо этого, за качеством дорог бдят технический надзор, служба качества подрядной организации, авторский надзор и специалисты заказчика.
По данным филиала национального центра, в прошлом году их специалисты выезжали 477 раз для инспектирования. Из 2 024 испытанных проб дорожно-строительных материалов не соответствовали стандартам 24%. Также выявлено 189 дефектов и нарушений технологии производства работ, в том числе в 72 случаях отсутствовал технический надзор на объекте. Кстати, 46 из них (24%) не устранены. К примеру, при реконструкции автомобильной дороги Донское – Бадамша – Актобе – Орск (7-17 км) подрядной организацией ТОО «Темир-СтройСервис» отобрано 22 керна, из них 18 кернов не соответствовали по толщине, 17 – по уплотнению. При проектной толщине 8 см уложено
6-7 см.
При капитальном ремонте дороги к СШ № 75 по улицам Наурыз, Табигат и Шапагат жилого массива «Украинка» (ТОО «DEN-Group Plus») не отвечает требованиям поперечный уклон дороги. Из отобранных 5 кернов по уплотнению 4 с
нарушениями.
— Дефекты не устранены, и материалы направлены в госархстройконтроль, — сообщил директор Актюбинского филиала центра Тельман Малаев. – Всего по фактам выявленных нарушений в ГАСК направили 23 обращения. Из них по шести приняты положительные решения: составлены административные протоколы на 7 миллионов тенге, а также у трех экспертов приостановили аттестаты на общий срок 48 месяцев.
Абат КАРАТАЕВ
Фото из архива «АВ»