Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Преодолеть барьеры

Преодолеть барьеры
Колясочники имеют право ездить на автобусах бесплатно, но то нет транспорта с пандусами, то устройства не работают, то водителям некогда. || Фото Аслана МУСЕНОВА

Депутат областного маслихата Шахан Жулдасбаев наглядно показал сложности при езде инвалидов-колясочников по городским тротуарам, передвижении на автобусах, по надземным и подземным переходам.


Деньги берут, а условия не создают
4 миллиарда 200 миллионов тенге в год получат в 2023 году четыре компании-перевозчика пассажиров общественного транспорта.
Все инвалиды-колясочники первой группы имеют льготы на бесплатный проезд в городских автобусах. Компании получают деньги, а условия для спецпассажиров не всегда предоставляют.


Автобусов с работающими пандусами не хватает

Инвалид-колясочник Шахан Жулдасбаев уже полмесяца передвигается по Актобе на автобусах. В марте его избрали депутатом областного маслихата. С тех пор к 43-летнему общественнику с вопросами обращается много людей с ограниченными возможностями. Один из злободневных — доступность автобусов.
— На разных уровнях, в том числе на сессиях облмаслихата, я поднимаю вопрос передвижения инвалидов-колясочников в общественном транспорте, — говорит Шахан Жулдасбаев. — Сейчас немного потеплело, город высох от грязи, ребята с инвалидностью на колясках стали выезжать, пытаются передвигаться на автобусах с пандусами.
Очень часто водители нам дерзят, грубят, не желают открывать пандусы. Мы подъезжаем к краю бордюра, машем водителям, чтобы они обратили на нас внимание. Если водитель отзывчивый, он помогает. Если нет – хлопает дверью и уезжает.
Депутат предложил корреспонденту «АВ» сопровождать его во время ближайшей поездки. Мы встретились на остановке возле гипермаркета «Дина». Туда Шахан Жулдасбаев приехал самостоятельно. Мы выбрали маршрут: садимся на 46-й автобус, доезжаем до остановки «Сазда». Там переходим на противоположную сторону, садимся на автобус 8А и доезжаем до остановки «Восьмой микрорайон».
Водитель автобуса № 46 оказался отзывчивым. С трудом, но вытащил ручку выдвижного пандуса, выдвинул его. Шахан заехал в салон. Это было после 15.00, до часа пик еще далеко, но салон переполнен.
К сожалению, кнопка оповещения водителя не работает. Пришлось Шахану кричать, чтобы водитель услышал и на остановке «Сазда» вновь разложил пандус для возможности выхода из салона.
Мы благополучно вышли из автобуса и перешли на противоположную сторону. Там попытались сесть в автобус № 8А. У него тоже есть пандус, но водитель категорически отказался его раскладывать, набрал пассажиров и уехал. Мимо остановки двигались автобусы, следующие по маршрутам № 26, 15, 11 и другим. Ни один из них не оборудован пандусом. До следующего автобуса 8А было около 40 минут ожидания.
Пришлось нам идти на улицу Газизы Жубановой к остановке автобуса № 48. Будь Шахан один, без сопровождающих, дорога оказалась бы непреодолимой — спуск с тротуара на перекрестке центрального проспекта с улицей Газизы Жубановой около 30 см. Благодаря нашему фотокорреспонденту Аслану удалось спустить коляску, и мы добрались до остановки. Водитель первого же прибывшего автобуса № 48 сначала растерялся, увидев необычного пассажира, но быстро разложил пандус, и мы благополучно доехали.
— В 2018 году город приобрел 70 синих автобусов с электрическими подъемниками. Только один подъемник стоил 1,2 миллиона тенге, — напоминает Шахан. — Общественницу Куралай Байменову и меня тогда приглашали на презентацию. Мы воспользовались этими пандусами, порадовались, несколько раз я ездил на этих автобусах.
Но через время пандусы начали убирать. Официально нам ответили, что остановки не приспособлены под выдвижные пандусы, потому что подъемная платформа упирается в бордюр. Но я считаю, что наши водители просто любят быструю езду и не хотят тратить время на пассажиров с колясками. Сейчас откидные пандусы есть во всех зеленых и оранжевых автобусах. Это маршруты № 46, 48, 8 и 8А.

Преодолеть барьеры
Водитель маршрута № 48 оперативно выдвинул пандус, кнопка оповещения для выхода спецпассажира в салоне работает. Спасибо компании-перевозчику и внимательному водителю!

Решают вопросы с надземкой и автобусами

— Надземные переходы находятся на балансе центра обеспечения безопасности дорожного движения и цифровых технологий, — комментирует руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Жомарт Бахыткельды. — На ремонт лифтов и дефектные работы составлена документация. После проведения всех процедур начнется очистка, покраска и ремонт надземных переходов в районах ДСК и торгового центра «Алия».
По данным отдела, из 260 автобусов городского общественного транспорта 78 оборудованы пандусами. Четыре компании-перевозчика обещают закупить еще 100 автобусов для нужд города. Все они тоже будут снабжены пандусами для перевозки инвалидов-колясочников.


Стройки новые, ошибки старые

Огорчает людей с ограниченными возможностями, что в новых микрорайонах строят пешеходные переходы со старыми ошибками.
— Последние два года в рамках программы бюджетного участия мы переделали 14 перекрестков города – обеспечили их съездами для колясочников, — говорит Шахан Жулдасбаев. – На эти цели ушло немало бюджетных денег.
К сожалению, в строящихся микрорайонах Есет батыр, Болашак, Батыс-2 повторяют старые ошибки. Там проживает немало людей с ограниченными возможностями, но пешеходные переходы по-прежнему возводят без учета норм. Зачем тратить деньги на дефектные перекрестки? Чтобы затем снова вкладывать средства налогоплательщиков в их переделку?
Особо отметил депутат плачевное состояние надземных переходов на остановках «Пятый микрорайон» и «Рынок Алия».
— Меня приглашали на презентацию надземного перехода в пятом микрорайоне, — вспоминает Шахан Жулдасбаев. — Тогда мы воспользовались одной стороной перехода, вторая не функционировала уже на презентации. В дальнейшем в пятом микрорайоне подъемник отремонтировали, я пару раз им пользовался, но сейчас он не действует. Что касается пешеходного перехода возле рынка «Алия», то там я даже не видел подъемник работающим.
В результате нам приходится наматывать на коляске километры, чтобы перейти на другую сторону улицы. ГАИ категорически против возобновления наземного движения, потому что резко снизилась аварийность на этих участках. Оттого мы просим отремонтировать электроподъемники.
Подземный переход между парком Первого Президента и мечетью тоже бесполезен для людей с ограниченными возможностями.
— Наклон пандуса по СНиПам не должен превышать восемь процентов, — подчеркивает Шахан. — В подземном переходе высота пять метров, значит, длина пандуса должна насчитывать 60 метров. Лучше было бы сделать лишь с одной стороны въезд для инвалидов-колясочников в виде змейки. Для нас угол наклона очень важен, ведь наши сопровождающие не спортсмены, а обычные мамы и бабушки.

Доступ есть, туалетов нет

Хорошие пандусы сделали у городского и областного акиматов, здания партии «Аmаnаt». Что касается туалетов для инвалидов в административных зданиях, то их почти нигде нет.
— К сожалению, доступ в горакимат есть только на входе, а внутри нас, как и раньше, носят на руках, — говорит Шахан. – В облакимате имеется раскидной пандус, чтобы преодолеть ступеньки внутри здания и лифт до шестого этажа.
Нормальный туалет для колясочников пока построили лишь в здании горакимата. В областном специализированного нет, в Народной канцелярии есть, но тесноват. В других ЦОНах уборные для инвалидов не предусмотрены.
Как считает депутат, инфраструктура города пока не приспособлена для жизни людей с ограниченными возможностями.
— Как-то на спортивных соревнованиях в Германии я поехал на автобусе на край города, даже не зная языка. И у меня не возникло мысли, что я не смогу проехать по улице или воспользоваться туалетом. Хотелось бы, чтобы такое стало возможным и у нас, — высказался Шахан Жулдасбаев.
Татьяна ТОКАРЬ

#город #актобе #общественныйтранспорт #автобусы #инвалиды

Колонка "Взгляд"