Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дотянуться до мечты

Многие считают эту профессию очень романтичной, но мало кто знает, через что проходят молодые претенденты, прежде чем воздушный лайнер станет местом их работы.

Новость об открытии новой авиакомпании «Fly Arystan» я прочитала в нашей газете. В тот момент подумала, что, скорее всего, компания будет набирать новых сотрудников. Так и произошло.
Все началось со ссылки на сайте поиска работы на «headhunter». Авиакомпания искала людей на позицию бортпроводника. Об этой вакансии я была наслышана и понимала, чем примерно они занимаются. Узнала условия на сайте: опыт работы не требуется, занятость полный день, разговорный уровень казахского, русского и английского (pre-intermediate), наличие резюме, фотографии в полный рост, желателен опыт работы в сфере обслуживания, работать необходимо будет в г. Актобе. А зарплата, как всегда, интрига! Недолго думая, нажала на кнопку «откликнуться», и через пару дней пришло сообщение, что день открытых дверей состоится в такое-то время, дескать, приходите.
Трезво оценив свои возможности, подумала, что весьма подошла бы в качестве кандидата. К тому же красивая форма, каждый день полеты в небо, новые знакомства, красавчики пилоты и, возможно, привлекательная зарплата — все закрутилось в моей голове.
Чтобы быть полностью в теме, помониторила ютуб. От знакомых слышала, что стать стюардессой непросто. Во всяком случае я ничего не теряла, да и почему бы для себя не попробовать прокачать английский, это почти равнозначно сдаче экзамена «IELTS». В ютубе вездесущие блогеры также рассказывали о подводных камнях, странных вопросах и про командные игры на стрессоустойчивость.

Как я не стала стюардессой
В день икс подошла ровно в 8.30 в один из городских ресторанов. Прием проходил на третьем этаже. Я удивилась выстроившейся очереди примерно из тридцати человек. С каждой минутой подтягивались люди, образуя столпотворение. В основном была молодежь. Каждый бережно держал в руках резюме с фотографиями. Ближе к десяти часам рекрутеры во весь голос объявили условия и внесли ясность, каким образом будут проходить собеседование и отбор. Внимание толпы акцентировала молодая сотрудница.
— Ребята, вы слышали про нашу компанию? — громко задала она вопрос. Толпа хором ответила: «Да»!
— Жить и работать нужно будет в Актобе. В будущем у вас появится возможность переехать в Нур-Султан, Алматы. Любой из этапов либо пропускает вас до следующего уровня либо нет. Всего их четыре. Первые два — входное интервью и тестирование. Английский необходим, потому что это язык авиации. Все обучение, регистр и процедуры прописаны именно на этом языке, — твердо объяснила она. — Но перед собеседованием вы должны пройти «ростомер». Достать все необходимое противопожарное оборудование, которое лежит на верхней полке глубоко внутри. Если бортпроводник не дотянется до него, это его проблема. Мы ставим безопасность на первое место.
Вот подошла моя очередь, и я со страхом иду к «ростомеру». Что ж, была не была! Становлюсь, тяну руку, стараясь предельно вытянуть тело вверх. Не получилось. Рекрутер требует снять каблуки, и я тянусь к заветной метке еще раз. Опять не достаю, для меня это все равно, что дотянуться до небес.
Рекрутер возвращает мои фото и вежливо желает всего наилучшего. Что ж, за старания нужно себя чем-то вознаградить. Поворачиваюсь в сторону «Макдональд-са», заказываю фри и разглядываю сидящих в зале. Рядом за столиком две девушки с явно унылым настроением.
— Что, тоже не прошли? — задаю вопрос.
Одну девушку зовут Сара, она приехала в Актобе ради собеседования из Уральска. Вторая Дана, окончила факультет иностранных языков университета имени К. Жубанова.
— Я не справилась с текстом на английском, — делится Дана. — Поняла, что он был о бортпроводниках, но полностью перевести не смогла.
Сара пожаловалась на то, что рекрутеры были грубы, на английском задавали вопросы частного характера, хотя интересовались и тем, почему она решила стать бортпроводником.[divider]Лайфхаки от Санжара

Счастливчик, прошедший множество испытаний, подробно делится советами по устройству на работу:
1. Ко дню открытых дверей приготовьте хорошее резюме и фото в официальном стиле в полный рост. У меня резюме составило около 13-15 листов. На этом этапе вас попросят снять обувь и дотянуться до отметки 208 см. В некоторых компаниях отметка достигает 212 см. Это необходимо для того, чтобы вы могли дотягиваться до аварийно-спасательного оборудования и закрывать багажные полки. Если вы соответствуете требованиям, проходите в следующий этап. Лично я, отправив резюме через сайт, не дождался обратной связи и сам посетил день открытых дверей. Регистрация продолжалась с 8.00 до 10.00. Кандидатов по 20-30 человек отбирают на следующие этапы. Главное — на первом этапе не потеряться и не волноваться. Рядом с вами будут сидеть кандидаты, проходящие отбор 5-6 раз, из других авиакомпаний и люди с модельными данными. С моим ростом легко можно было слиться в толпе и быть незаметным. Но я не терял свою индивидуальность.
2. После каждого заданного вопроса рекрутеры будут записывать ваш ответ, ставить галочки и пометки в своем листке. Важно не волноваться и не обращать внимание на это. У меня в голове были вопросы: «Что там записывают?», «Я вообще правильно все говорю?», «Может, у меня что-то не так?».
3. Многие начинают нервничать, результаты их не радуют. Будьте честны, откровенны и открыты на этом этапе. Вам за 10-15 минут нужно произвести хорошее впечатление. Но и не нужно врать, не забывайте, все записывают. И помните, что это ваши будущие работодатели. Ведите себя профессионально, постоянно улыбайтесь и располагайте к себе. Если представители авиакомпании увидели в вас потенциал, вы подходите по критериям, владеете 3 языками на должном уровне и им понравились, то вам дадут пропуск на следующий этап.[divider]

За бортом
После общения с новыми знакомыми по дороге домой встретила своего старого друга Руслана. Он тоже решил попытать счастья. Шансы у него, мне казалось, были. Высокий, красивый, вежливый, что еще надо? Настоящий стюард!
Я рассказала Руслану о своей неудачной попытке, пожелала удачи. Вечером, сгорая от любопытства, позвонила ему.
— Я пришел на собеседование немного позже, чем другие. На первом этапе было небольшое интервью на знание языков, мне дали текст на английском языке о том, что должен делать бортпроводник. Некоторые термины были незнакомые, но я выкрутился. На втором этапе дали текст на казахском и английском, ну а после, поблагодарив, дали листок о том, что я прошел собеседование, — рассказал Руслан. — Вначале нас было 220 человек, из них осталось 90. Далее состоялась презентация о работе, графике, условиях. Нам объяснили, что в неделю может быть по три рейса, два дня выходных, оплата почасовая. Перед обучением обязательно нужно пройти врачебную летно-экспертную комиссию (ВЛЭК) за свой счет (стоит недешево), только после этого состоится обучение в Нур-Султане или в Алматы. Далее летишь во Франкфурт на четыре дня, где сдаешь экзамены. И только при успешном их прохождении тебя могут взять на работу. Испытательный срок отрабатываешь вместе с куратором. На момент испытательного срока скидок на билеты и медицинской страховки тоже не будет. В процессе обучения заключаешь контракт на три года, на тебя компания тратит 2,5 миллиона тенге. В случае, если уйдешь из компании, необходимо будет выплатить оставшуюся сумму. И в этот же день на третьем этапе состоялась командная игра — нужно было выбрать направление, объяснить причину выбора «Fly Arystan», почему должен летать. Из семи человек в моей группе на четвертый этап прошли четверо. Во второй день нас ждало очередное собеседование. Но я решил отказаться. Меня не устроила зарплата (не более 150 тысяч тенге).
После рассказа Руслана я вздохнула с облегчением: мои испытания закончились, так и не начавшись.
Хотелось узнать, что думают об этом те, кто уже прошел все этапы и работает. Но, к сожалению, знакомых, работающих в этой компании, не оказалось. К счастью, в социальной сети «Instagram» об авиации интересно рассказывает молодой парень Санжар. Он настолько влюблен в свою профессию, что с радостью поделился лайфхаками собеседования, работы стюарда, самолетов и многим другим.

Cофия ИБРАГИМОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"