При своей эффективности дуальная система имеет и ряд проблем, связанных с налоговой нагрузкой и ответственностью для предприятий среднего и малого бизнеса в обучении стажеров, отсутствием соответствующего законодательства и нормативно-правовой базы. В большинстве своем отечественные предприниматели пока еще не готовы вкладывать средства в подготовку рабочих кадров, ведь они отдалены от образовательного процесса и учреждений.
Все эти вопросы и проблемы были освещены на республиканской научно-практической конференции, которая состоялась 23 сентября в городе Хромтау. В конференции принимали участие представители управления образования, НПП «Атамекен», холдинга «Кәсіпқор» и представители всех областей Казахстана.
По содержательным и эмоциональным выступлениям участников можно было судить о большой заинтересованности работодателей и представителей образования в успешном внедрении дуальной системы и преодолении трудностей на переходном этапе. И это неудивительно: их активное взаимодействие позволит повысить качество подготовки кадров, улучшить ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов и выпускников и положительно скажется на социально-экономической ситуации региона.
Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду. Все это вкупе обеспечит растущий отечественный рынок высококвалифицированными кадрами, настоящими профессионалами своего дела. Впрочем, обо всем по порядку.
Перед учебными заведениями (технического и профессионального образования) (ТиПО) стоит главная задача — сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая максимально приблизила бы к реальным требованиям качество трудовых ресурсов. Реализация этих задач в деле подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов среднего звена, как известно, способствует обеспечению устойчивого экономического развития любой страны.
Но в любой сфере человеческой деятельности всегда есть свои проблемы, решаемые разными способами. Разрыв между теорией и реальностью — извечная проблема системы профессионального образования. В решении этого вопроса свою эффективность доказала система дуального обучения.
Нельзя сказать, что ее опыт для Казахстана в новинку. В советское время профессиональные кадры обучались именно по принципу дуального обучения, и это положительно сказывалось на качестве подготовки кадров. Сегодня система дуального обучения, внедряемая в ТиПО, призвана ликвидировать разрыв между теорией и практикой.
В связи с этим учебным заведениям ТиПО предстоит решить ряд вопросов и задач. Как организовать процесс обучения? Какими они должны быть? Как повысить престиж учебных заведений ТиПО на рынке образовательных услуг? Как повысить престиж рабочих профессий?
Главная проблема, которая стоит перед учебным заведением, – это трудоустройство выпускников. Решить эти вопросы, по мнению специалистов, поможет внедрение дуальной системы обучения в образовательный процесс.
Сегодня дуальная система обучения считается одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Не зря важность такого вида образования подчеркнул и Президент
страны в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии. Таким образом, эта система дает возможность предприятию подготовить для себя кадры, при этом экономя расходы и время на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию.
В свою очередь выпускник во время прохождения практики на производстве получает денежное вознаграждение за свой труд, учится адаптироваться к взрослой жизни и имеет возможность устроиться на работу, к которой он хорошо подготовлен. Из этого следует, что дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. В этом и состоит преимущество этой системы.
От вышеуказанных и внедряемых в учебные заведения ТиПО нововведений не остается в стороне и Актюбинский колледж строительства и бизнеса, который вот уже 70 лет занимает прочную нишу в подготовке рабочих кадров для предприятий города и области. Работа колледжа направлена на внедрение дуального обучения через социальное партнерство, максимально отвечающее интересам всех участников этого процесса.
Актюбинский колледж строительства и бизнеса с 2014 года стал экспериментальной площадкой в рамках «Дорожной карты дуального обучения», инициированной Национальной палатой предпринимателей (НПП) «Атамекен» по специальности «Сварочное дело».
Колледж принимал участие в таких республиканских и международных проектах, как ТАСИС «Связь ПОО с развитием МСБ в Казахстане», дважды становился обладателем гранта ВБРР в рамках плана институционального развития (ПИР) проекта «Модернизация ТиПО» по специальности «Сварочное дело».
Наши достижения в реализации ПИР – это оснащенные современным оборудованием четыре мастерских для всех современных видов сварки: сварки пластмасс, лаборатория дефектоскопии «Плазмотрон», учебный полигон и три кабинета, оснащенные современным электронным и тренажерным оборудованием.
При участии работодателей были разработаны модульные программы и внедрены в учебный процесс экспериментальные планы с чередованием теории и практики, где доля практики составляет 60 процентов. Здесь работает принцип «от практики к теории», когда студент больше работает не с текстами, а с производственными ситуациями. Считается, что студентами теория легче осваивается через практическую деятельность, когда решаются реальные профессиональные задачи.
В этом большую помощь и поддержку нам оказывают наши социальные партнеры — такие успешно развивающиеся крупные предприятия города, как АО «Актюбинский завод хромовых соединений», ТОО «Ак Пром» и АО «Актюбинский завод металлоконструкций». Они по-настоящему заинтересованы в формировании кадровых ресурсов, чему способствует развитие партнерских отношений с учебным заведением. Для расширения социального партнерства колледж заключил договор с этими предприятиями о сотрудничестве по дуальному обучению, а также трехсторонний меморандум между колледжем, управлением образования и АО «Фонд недвижимости «Самрук Қазына».
Решением ряда проблем по внедрению дуального обучения стало создание на базе колледжа ресурсного учебного центра (РУЦ) по пилотной специальности. Центр позволяет перенести часть практического обучения на базу колледжа и для более качественного процесса привлечь ведущих специалистов предприятий. Это позволяет студентам, владеющим первичными навыками, перейти к следующему этапу практики на предприятии, где они будут выполнять сложные производственные задачи.
Таким образом, работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях. Уже на стадии прохождения практики у работодателей складывается мнение о знаниях и навыках студентов, и они могут реально оценить профессиональную подготовку выпускников. Кстати, ведущие специалисты предприятий являются членами квалификационных комиссий по проведению итоговой аттестации и оценки уровня профессиональной подготовки, а также членами координационного совета колледжа.
Жангельды КАЛКАМАН,
директор Актюбинского колледжа строительства
и бизнеса
Поддерживаю дуальное образование! Сейчас очень много полезных изменений для школьников, студентов! Главное,чтобы молодежь пользовалась данными возможностями и реализовывала полученные навыки на практике!
Профтехобразование является одним из самых важных в системе образования. Именно оно готовит специалистов, востребованных в промышленности. Хорошо, что государство это осознало и повернулось лицом к системе дуального образования.
Главный плюс дуального обучения в том, что молодой человек может и образование получать, и работать, причем тем самым повышая свою профессиональную квалификацию на практике. Правильное начинание!
Верные слова. Правильная точка зрения. Нужно распространять дуальное образование среди населения, чтобы подготовить квалифицированных кадры
Дуальное обучение позволяет обучающемуся не только узнать все в теории, но и на практике. Т.е. студент уже знает как вести себя на рабочем пространстве
Это уникальная система образования. Действительно это большой шаг в подготовке действительно высококвалифицированных специалистов нашей страны.
Дуальная система внедряется уже давно, но долгое время она не работала — в учебно-типовых планах почти не было практики, весь процесс обучения — в отрыве от производства. Кадры — это самое ценное в бизнесе, чем квалифицированнее персонал, тем конкурентоспособнее предприятие и его продукт
Дуальное обучение — сплошная выгода. Работодатель получает реального специалиста, а студент — обеспечен работой, так как во время обучения получил реальное образование и умеет все, что должен уметь.
В срочном порядке надо совершенствовать законодательную базу. Пусть Минобразования или НПП «Атамекен» как заинтересованная сторона инициируют в парламенте и правительстве подготовку законопроектов. Не успеем сегодня — завтра будем жалеть.
Студенты, проводящие больше половины учебного времени на производстве, имеют преимущества перед другими потенциальными работниками. Во-первых, квалификация у них растет с каждым днем, во-вторых, производственная практика, несомненно, дисциплинирует молодых людей, и, в-третьих, они проникаются корпоративным духом, что немаловажно в современных условиях
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников, государства. Для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. А для молодых людей дуальное обучение – отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.
Либо необходимо задействовать общественные организации, прежде всего молодежные. Они сегодня реализуют много государственных грантов, направленных на решение социальных и подобной этой проблем. Обсудим на уровне общественности.
Профессионально-техническое образование для нашей страны должно стать приоритетным, должны развиваться различные методы обучения. Дуальное обучение — самое эффективное из всех методов. Эту практику надо распространять и по другим направлениям.
Плюс ко всему дуальное обучение позволяет прививать учащимся стремление к развитию прикладной науки, использовать на практике теоретические знания, научные достижения.
Дуальное обучение позволяет обучающемуся не только узнать все в теории, но и на практике. Т.е. студент уже знает как вести себя на рабочем пространстве