Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дверь в известность

Фото Хайредена РАУШАНОВА

20 новых имен на вокальном Олимпе, реальные перспективы для каждого конкурсанта, шествие по красной дорожке, уверенность в том, что ты выбрал верный путь – вот что такое V Международный фестиваль-конкурс юных певцов и одна из визитных карточек Актобе.

Главный закулисья

Режиссером-постановщиком детского форума нынешнего года выступил уроженец Жамбылской области Кайрат Болысбек. Опыт у него имеется, и не только потому, что Кайрат был помощником Николая Подошвы-Захарова на Baqytty Bala-2022: за плечами парня массовые представления различного статуса.
– Суть концепции нынешнего фестиваля – индивидуальный подход к каждому участнику, – уточняет режиссер. – Работа с детьми требует тонкого подхода: подсказать мимику, движения, интонации – вокальный материал должен гармонировать с материалом прочим. На репетициях все это корректировали.
Работающий с детворой на протяжении восьми лет, Кайрат сотрудничает в том числе с актюбинскими студиями «Саз» и «Жайдарман», поэтому вокальная кухня ему известна:
– Одаренными детьми Казахстан богат, но мало добросовестных педагогов. Большинству нужны только победы воспитанников в конкурсах. Скажем, у ребенка талант проявляется средними нотами, значит, репертуар должен подбираться бархатный. Но педагог не заморачивается долгими тренировками, гонит исполнителя с неустоявшимся голосом на танки, заставляя брать ноты, которые детям не по зубам – это ужасно. Стоккато, легато, танец (движение) во время пения развивают дыхание, диафрагму, но не все педагоги знают о них. Или злоупотребляя лирикой, мелизмами, оставляют на задворках такие интересные направления, как джаз, рок. С актюбинскими детскими студиями я поставил три мюзикла и знаю, что, в отличие от многих педагогов, Лилия Аралбаева и Мейрамгуль Жаманкулова – профессионалы, тонко работающие с воспитанниками. Это вообще казахстанская и, в частности, актюбинская традиция, поэтому о вокальном феномене наших конкурсантов заговорили в мире, чему яркое подтверждение – Димаш.
Нынешний конкурс, по задумке режиссера, стал попыткой оторваться от сценического стандарта.
– Не было привычных ведущих, мы привлекли 3D-моушн-дизайн и нейросеть, представив конкурсантов и на LED-экране. Насколько мне известно, в Казахстане это первая попытка.

Уникальный пункт фестиваля

Представить Baqytty Bala без dеars нереально. Новое явление, зародившееся после триумфа Димаша Кудайбергена в Китае, срезонировало как фактор привлечения в наш город фанатов кумира. Многие приезжают не первый раз.
– Да, dеаrs – один из обязательных пунктов фестиваля, – прокомментировал и. о. директора филармонии Айбек Кемал. – Их число – показатель растущей популярности Казахстана с подачи Димаша. На этом фоне активизировался местный фан-клуб и даже передал нам около 100 000 тенге в качестве специального приза для одного из участников. Около 300 000 на призы для юных исполнителей передал международный фан-клуб.
Второй раз в Актобе Эльвира Юнусова из Уфы, Сергей Степанов из Новотроицка Оренбургской области.
– Решил приезжать на Baqytty Bala ежегодно, – поделился Сергей Степанов. – Так как в Новотроицке я одинок, в прошлом году вступил в ваш фан-клуб и уже ездил с ними на концерт Димаша в Алматы. Участвую во всех мероприятиях
актюбинского клуба.
А важными мероприятиями являются день dеаrs – 30 января и день рождения Димаша – 24 мая.
– В эти дни мы проводим благотворительные акции, субботники, встречи, – уточнили актюбинские dеаrs. – Все вложенные средства – личные. Постепенно включаемся в международное движение. Например, в этом году провели мероприятия с клубом «Феникс».
Представитель «Феникса» Ксения Заболотникова из Екатеринбурга рассказала о могущественном факторе Димаша:
– Все мы являемся гражданами девяти стран ближнего и дальнего зарубежья, почти все говорим на русском, а если кто-то им не владеет, переходим на английский. Но уникально то, что каждый пытается учить казахский, чтобы говорить на родном языке кумира. Наш любимый певец объединяет людей разного статуса, разной ментальности, вероисповедания. В клубе только один профессиональный музыкант – скрипачка из Москвы Елена Мытникова, и ее мечта сыграть с педагогом Димаша Диной Ниязовой реализовалась в минувшем июле. Приезд Елены в ваш город организовали dеаrs Актобе. Она посетила все места, где рос кумир миллионов, и даже дала совместный с Диной Амангазиевной концерт.
Добавим, что многие из конкурсантов являются поклонниками творчества нашего земляка и сделали все, чтобы пройти строжайший отбор.

Место встречи – Актобе

Одна из таких – Анастасия Калюжная из Краснодара (РФ).
– Это вторая попытка, – рассказывает юная вокалистка. – Очень хотелось достойно представить Россию на международном конкурсе.
Сопровождающая Анастасию бабушка добавила, что в числе фанатов вся их семья:
– На концерт в Краснодаре мы ходили все, а сейчас счастливы, что внучка прошла отбор и приехала в Актобе. Два дня добирались, но оно того стоит!
Причина участия в Baqytty Bala самого юного вокалиста нынешнего конкурса – 10-летнего алматинца Куаныша Баймухамбетова – тоже любовь к Димашу. В копилке мальчика – участие в «Бала дауысы» и «Бозторғай».
Много конкурсов в опыте Аяужан Асылбек из Усть-Каменогорска и Гран-при на них. На актюбинский попала тоже со второй попытки.
Уникальный случай сложился на Baqytty Bala-2023. Подружившиеся на прошлогодней детской «Новой волне» Валерия Савчук из Таллина (Эстония) и Айганым Амантай из Астаны неожиданно встретились в Актобе, провели вместе почти неделю. К слову сказать, обе были в числе лучших: Валерия поднялась на третье место, Айганым – на второе.
Радость пребывания Молдир Амантай, мамы Айганым и детского хирурга, приумножилась тем, что Актобе – город ее юности: здесь она училась в медакадемии.

Кто лучший?

Что особенного наблюдалось на нынешнем форуме? Все члены жюри отметили еще более высокий уровень вокального мастерства детей и трудность при выборе лучших. Тем не менее Марат Айтимов отметил, что в определении победителя, мест и номинаций жюри было едино:
– Споров не было: сложили баллы, вывели среднее арифметическое и назвали победителей. Досадой считаю малое количество мальчиков среди конкурсантов и тот факт, что только один из четверых попал в число лауреатов. Но как достойно выступили девочки!.. Более чем достойно и даже по-бойцовски. Также в этом году наблюдал необыкновенно теплую атмосферу общения участников. Отмечу Еванжелику Батаршину (третье место) из Республики Маврикий, проживающую в деревне и поэтому обучающуюся пению онлайн, и испанку Люсию Касани (на верхнем фото), которая по большому счету самоучка, так как у семьи недостает средств на педагога.
По словам мамы Люсии, конкурс в Казахстане – не только возможность представить страну, но и дверь в известность. Будем надеяться, что первое место, завоеванное юной испанкой на родине Димaшa, станет для нее шансом пробиться на большую эстраду.
Безусловно, получить денежный сертификат и диплом из рук звезды – Рухии Байдукеновой, Расула Усманова, Каната Айтбаева или Марата Айтимова – не может не добавлять уверенности.
Без редких ноток разочарования не обошлось, но радость обретения новых друзей, общение с наставниками Димаша, выступление на его родной сцене с лихвой компенсировали досадные мелочи.
– Дочь не знала, что я подала заявку на ее участие в казахстанском конкурсе, и когда пришло приглашение, это была огромная радость! – рассказала Елена Савчук. – Валерия успешно выступала в Италии, Сербии, Македонии, России, США, во всех странах Прибалтики, но в Азии еще не была, поэтому очередное приглашение из Македонии мы отклонили и выбрали Актобе, так как отклики о вашем конкурсе только позитивные. Мы все бесконечно счастливы пребыванием здесь: город, люди, атмосфера, прием – все на высшем уровне.
По традиции в гала-концерте приняли участие и победительницы прошлых лет – актюбинка Жанерке Абдрахманова и Айлун Заушева из Тараза, поэтому на прощание обладательнице нынешнего Гран-при Айым Бекмурат из Актау публика так и напутствовала: «Встретимся через год!».

Юные певцы на экскурсии в областном историко-краеведческом музее | Фото Абылая КОЙШИНА

Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

 

Колонка "Взгляд"