Фото из личного архива Жайлау АСЫЛХАНОВА
Символично, что известный далеко за пределами области музыкант Жайлау Асылханов родился 2 июля, а в первое воскресенье июля казахстанцы отмечают Национальный день домбры. Потому виртуоза поздравляют с двойным праздником. В этом году 7 июля в честь главного казахского инструмента и 60-летия домбриста и кюйши в Өнер орталығы состоится его творческий вечер.
Первый сольный
Такой концерт Жайлау Асылханов для актюбинских поклонников кюев дал в далеком 1994 году, когда ему исполнилось всего 30. Отметим, тогда не каждый артист осмеливался пойти на такой шаг, да и не каждому разрешали выступать с сольными концертами.
К примеру, в Алматы проводили творческие вечера лишь народные артисты. В нашем городе он был в числе первых. Однако вышел к публике с солидным багажом. В 1993 году в Актау Жайлау стал лауреатом первой премии республиканского конкурса имени Кашагана. До этого наши домбристы и исполнители кюев становились дипломантами, но призовых мест на подобных конкурсах не занимали.
— Актаусцы остались довольны настолько, что подарили мне ковер, дефицитный по тем временам, еще вручили огромную сумму денег и даже купили билет на самолет, — вспоминает музыкант. — Поэтому до сих пор я благодарен мангыстауским ценителям искусства, их честности в оценке мастерства.
На следующий год, в 1994-м, Актюбинск впервые на республиканском уровне отметил 140-летие Казангапа. К нам приехали такие гранды, как Илья Жаканов, Акселеу Сейдимбеков, Садуакас Балмагамбетов, Каршыга Ахмедьяров, Асия Мухамбетова, Абдулхамит Райымбергенов и другие. В организации и проведении мероприятия напрямую участвовали и мы. После таких достижений у меня была возможность выступить сольно.
Между ними были отчетные вечера, но юбиляр — не сторонник частых сольных выступлений.
«Служи народу!»
Родился музыкант в 1964 году в ауле Оймауыт Байганинского района, хотя настоящей малой родиной считает Донызтау. Когда в 1959-м советское правительство решило там открыть ядерный полигон, его население переселили за 200 км, в Оймауыт.
По словам Жайлау Жаншаулы, донызтауская земля дала немало творческих личностей. Один из них — кюйши Тореш, который благословил самого Казангапа.
Когда наш герой учился в 5-м классе, учительница музыки Бейбит Калышева записала его в кружок домбры. Мама преподавала биологию в школе, но искусно играла на национальном инструменте. Поэтому юный Жайлау все время играл на домбре: дома его учила мама, в школе — Бейбит апай. Так что к окончанию школы выучил много кюев. Кстати, после него все младшие братишки и сестренки начали играть на домбре.
— Помимо мамы, один из моих дедушек, Манке, был известным кюйши. Есть легенда, что он добился руки своей будущей супруги благодаря искусной игре на национальном инструменте, — рассказывает мой собеседник. — От него остался кюй «Қоңыр», аксакалы аула всегда просили меня исполнить именно его. Тогда я не знал этот кюй, но со временем выучился у старейшин. Позже, в 2010 году, вышла антология «Қазақтың мың күйі» по линии Министерства культуры. В нее вошло данное произведение в моем исполнении.
В пятом классе мама в сельмаге купила и подарила будущему музыканту книгу Ахмета Жубанова «Ғасырлар пернесі». На ценном экземпляре написала следующее напутствие-пожелание: «Жайлаубай! Будь великим кюйши, как Курмангазы, и одаренным, как Ахмет. Дарю на твой день рождения. Мама Айман Отекешова. 3 июля 1976 года. Служи народу!».
— Эта книга настолько повлияла на меня, что стала путеводителем творчества. В ней собраны биографии всех великих казахских композиторов, и написана она простым языком. Книга всегда лежала под моей подушкой, а слова матери я воспринял как бата, напутствие, благословение, — говорит о сокровенном Жайлау.
Еще в школе знал, куда пойдет учиться — в музыкальное училище. Правда, до сдачи документов отец зашел к директору и попросил принять сына, который болен домброй.
— Он играет днем и ночью. Другое образование ему не подойдет, — сказал папа.
На что директор ответил: если ребенок талантлив, комиссия непременно его примет.
— Об этом мне спустя годы рассказал сам Кайыргали агай, когда я уже был коллегой своего наставника, — говорит Почетный гражданин Актюбинской области Жайлау Асылханов.
Кстати, уже на первом курсе училища его включили в состав ансамбля «Әлия гүлі», коллектив тогда гастролировал по разным странам.
Наследие Казангапа
— Это основное направление моего творчества, — говорит домбрист. – Сам Ахмет Жубанов выделил семь традиционных домбровых школ: Курмангазы, Даулеткерея, Абыла, Оскембая, Казангапа, Таттимбета, Сугура. Выбрал именно Казангапа, потому что, как уже упомянул выше, мой дед был его современником. Еще один мой предок Конакбай был учеником Казангапа. Убежден, что такая творческая связь
закономерна.
Донызтау, местность Шошкаколь и Айшуак Шалкарского района находятся рядом, их жители тесно общались. Профессор консерватории Тумат Мергалиев в книге «Домбыра сазы» пишет, что Казангап организовал состязание (күй тартыс) между своими учениками Кадыралы Ержановым и Конакбаем.
В 2018 году наш земляк написал книгу «Традиционное музыкальное наследие местности Донызтау», куда вошли и они. Некоторых исполнителей произведений Казангапа он лично видел и слушал в детстве.
Когда учился в консерватории в Алматы, Жайлау не раз ходил домой к еще одному мэтру, Садуакасу Балмагамбетову. Это были живые мастер-классы.
— Он остался доволен мною и дал свое бата: «Если Жалекеш Айпаков стал заслуженным артистом без академического образования, ты будь заслуженным уже образованным», — рассказывает заслуженный деятель культуры РК Жайлау Асылханов. — Казахстан узнал о творчестве Казангапа благодаря современнику Ахмета Жубанова Жалекешу Айпакову.
С 1955 по 1967 год он работал в Актюбинской филармонии. После него популяризатором наследия Казангапа являюсь я (пришел в филармонию в 1987 году по направлению). Могу сказать, что продолжаю дело и Жалекеша Айпакова.
Бата от Фоменко
После сольного концерта в 1994 году в жизни Асылханова произошел еще один немаловажный для него случай. Директору музыкального колледжа Владимиру Фоменко настолько импонировало его исполнение, что он пригласил его к себе в качестве преподавателя. Кстати, Владимир Никифорович принял на работу еще одного последователя Казангапа — Бахыта Басыгараева, несмотря на его преклонный возраст. Не каждое учреждение могло принять на работу пенсионера, а он выделил ему отдельный кабинет.
— Владимир Никифорович любил домбру, особенно кюи Казангапа, может, поэтому он меня опекал, как своего сына. Будучи руководителем духового оркестра, он включил домбру в его состав, и я выступал с ними в Алматы в зале консерватории. Это было впервые, когда домбра играла с духовым оркестром, — продолжает педагог. – Когда он ушел на заслуженный отдых, мы как-то разошлись.
Но один раз Фоменко мне приснился. Сразу же позвонил ему домой, супруга сообщила, что он в больнице. Тут же поспешил к нему. Он так обрадовался и попросил прийти к нему с домброй. На следующий день по его просьбе исполнил в палате произведения Казангапа, в том числе «Той бастар». Он привстал, поцеловал меня в лоб и сказал жене: «Теперь я не умру, вылечусь!».
Супруга Наталья Александровна шепнула мне на ухо: «Тебя Бог вознаградит за это…». Фоменко попросил прийти снова с домброй. К сожалению, на завтра в палате его не оказалось. Музыкант ушел из жизни после того, как прослушал произведения великого Казангапа. Теперь навещаю его могилу…
Призвание педагога
Жайлау Жаншаулы гордится своими учениками, которые превзошли его. К примеру, в Алматы трудится Нурлыбек Камбаров, часто гастролирующий за рубежом. Когда вел кружок домбры в 32-й гимназии, научил Димаша Кудайбергена играть кюи «Адай», «Қөрғұлы», «Ерке сылқым» и другие.
— Когда Димаш в один из приездов в Актобе пришел в родной музыкальный колледж имени Ахмета Жубанова, он призвал учиться у Жайлау Асылханова. После этого многие пришли ко мне обучаться играть на домбре, — рассказывает почетный работник образования.
В то же время педагог с большой буквы относится с пониманием, когда воспитанники выбирают через какое-то время другой инструмент или уходят совсем в другую сферу. Он не настаивает, чтобы ученики всю жизнь посвятили домбре.
— Всегда говорю детям: вы не обязаны быть домбристом или певцом. В первую очередь оставайтесь людьми. Возможно, человек одарен в другом направлении, — убежден Жайлау Асылханов. — Был такой случай. После девятого класса родители привели в колледж девочку, которая раньше ходила ко мне в кружок. Она была всесторонне развита, но я заметил в ней наклонности к гуманитарным наукам. Поэтому порекомендовал ее матери не спешить с выбором профессии, посоветоваться со школьными учителями и классным руководителем. В итоге девочка окончила среднюю школу и поступила в престижный вуз. Спустя время увидел в ней совсем другого человека. Это была не просто студентка-отличница, она стала более открытой, уверенной в себе, хотя домбру не забросила.
Конечно, хочется, чтобы было больше домбристов и кюйши, но у каждого есть и другие способности. Есть дети, которые не представляют свою жизнь без домбры, вот с такими занимаюсь усиленно, передаю им все, что знаю и умею. Настоящих музыкантов определяю сразу.
Абат КАРАТАЕВ