Работа, за которую взялась Елена Таипова, чтобы заработать на жизнь и прокормить детей, стала призванием и делом жизни. Это, как она твердо считает, магия. Магия добра и любви, которую она дарит своим благодарным поклонникам.
Тетенька-волшебница
Это было ее первое самостоятельное выступление на публике. От волнения сильно дрожали руки, по лицу, смывая грим, стекали капельки пота. Под яркими лучами софитов она со страхом и растерянностью металась за своими подопечными по сцене.
Ее помощники слушать свою предводительницу не хотели. Персик, вдруг выпрыгнувший из рук, смешно болтая большими ушами, ускакал куда-то под первые ряды стульев, Лариска, хвостик которой торчал из-под реквизитного столика, ни в какую не хотела выходить из своего убежища, Игорь, шумно хлопая крыльями, улетел куда-то в глубь зала, а Федя, туго обмотавшись толстыми кольцами вокруг ее шеи, почему-то упорно старался влезть головой в ее ухо.
Она не смотрела в зал, боясь встретить осуждающие взгляды. Шум заставил ее поднять голову, и она застыла, пораженная увиденным. Десятки маленьких зрителей, не обращая внимания на сцену, пытались поймать забившегося под стулья кролика и летающего под потолком голубя. Шум поднялся невообразимый.
— Тетенька-волшебница, вот он, держите! — протягивая ей мягкий комочек, произнес мальчик, поймавший беглеца.
Эти слова заставили ее встрепенуться, собраться. Она почти физически почувствовала на себе сотни сверкающих от восторга и счастья взглядов.
— Ребята, это Персик, и он, негодник, иногда меня не слушает! — громко произнесла она в зал. — А вы слушаете своих родителей?
— Д-а-а-а! — всколыхнули зал дружные крики.
Все оставшееся время ее зрители, боясь шелохнуться и помешать чуду, завороженно следили за тем, как из кастрюли в языках пламени появляется целый и невредимый кролик Персик, а крыса Лариска шустро выпрыгивает из страниц только что закрытой книги.
— Еще, еще! — просили дети, когда представление закончилось, и она не могла им отказать.
Ее первое шоу, рассчитанное на 40 минут, продлилось более двух часов. И она испытала то же чувство счастья, которое испытали ее маленькие зрители, восхищенные тем, что происходило на сцене.
Занятие по душе
Елене Таиповой 33 года, и она с мамой и двумя сыновьями живет в одном из пригородных сел.
Ей с детства нравилось работать с красками, рисовать. Наверное, поэтому, окончив школу и отучившись на курсах колористов, Елена стала заниматься компьютерным подбором автомобильных красок на одной из частных СТО.
Работа была творческой, хорошо оплачивалась и ей она нравилась. Но из-за вредного влияния на здоровье ее пришлось вскоре оставить. После недолгих поисков работы молодая женщина остановила свой выбор на одном из детских развлекательных центров, который на тот момент гастролировал в Актобе.
— Это был передвижной 4D кинотеатр и планетарий, принадлежавший ребятам из Усть-Каменогорска, — рассказывает Елена. — Они разворачивали надувной шатровый зал прямо на земле или демонстрировали объемное кино или звездное небо в любом детском саду или школе.
Елена крутила сладкую вату, готовила поп-корн. Когда центр собрался перебираться в следующий город, ей предложили поехать вместе с ним. Детей оставлять она не хотела, но принять решение помогла мама.
— Зарабатываешь ведь неплохо, ты уверена, что найдешь работу лучше? — привела доводы мама. — За детьми я и сама могу присмотреть, главное же, чтобы они ни в чем не нуждались.
Это ее убедило.
Целый год она колесила вместе с развлекательным центром по городам страны, но раз или два в месяц обязательно находила время, чтобы пару дней побыть дома с детьми.
С фокусником Амиром она случайно познакомилась, когда их группа надолго остановилась в Астане. Он тоже гастролировал со своей сольной программой по городам.
— Если хочешь, можешь поработать у меня ассистентом, будешь получать процент с продажи билетов, — предложил ей новый знакомый.
Позже выяснилось, что у 20-летнего фокусника совсем небольшой (всего лишь несколько месяцев) опыт.
Но Елену это обстоятельство не смущало. Для нее открылся новый мир, в котором было интересно все. Это был мир детского восхищения, громкого и искреннего восторга, который заражал ее энергией.
Работа была нетрудной. Ухаживать за единственным кроликом, играющим роль живого реквизита, ей, с детства присматривавшей в селе за всей домашней живностью, было легко. Сложнее было с профессиональным оборудованием. Нужно было знать все секреты чудес, которые происходили на сцене, но и этому она научилась, внимательно наблюдая за манипуляциями своего старшего партнера.
Из столицы Амир уезжать не собирался: работы хватало. Поэтому Елена, побывавшая в очередной раз дома, вернулась уже вместе с младшим сыном.
В течение года они давали представления в школах, детских садах столицы. Неустроенность, постоянные волнения за сына заставили ее задуматься о дальнейшей жизни. Она решила уехать.
— Было трудно, подрастал сын, жить на чемоданах очень трудно, — признается Елена.
Она рассталась с партнером и вернулась домой.
Призвание
— Я вообще не представляла себе, что буду делать дальше, — делится Елена. — У меня было с собой 90 тысяч тенге, которые собрала, пока работала в развлекательном центре и ассистировала Амиру, но их я берегла как зеницу ока, будто знала, что они пригодятся в нужное время.
Надо было что-то решать с работой, и в какой-то момент Елена поняла, чем она хочет и будет заниматься. Заказала из Алматы необходимый реквизит. Там же ей сшили костюм клоуна и фрак. Самое трудное — выбрать животных. Елена обошла все зоомагазины города, долго присматривалась и наконец приобрела двух питонов, кролика, голубей и крысу. Она решила давать представления для детей. Тренироваться ей было не нужно, за год работы ассистентом узнала все секреты, которыми владел ее партнер, и была уверена, что справится с этим не хуже.
— Первое представление, как я уже рассказывала, было ужасным, — с улыбкой вспоминает она. — Все валилось из рук, животные не хотели меня слушать. Но именно тогда я увидела, какие благодарные у меня зрители, и поняла одну простую вещь. Если хочешь увидеть счастье и благодарность в глазах ребенка, будь с ним искренним. Это работает всегда. Дети чувствуют фальшь.
За те три года, которые она работает с собственной программой, Елена побывала во всех районах области. За 40-минутное представление успевает показать 20 фокусов. В паузах переодевается в костюм клоуна и, пронося по рядам одного из питонов, кролика или крысу, дает детям потрогать, погладить питомцев. Это вызывает бурю эмоций у ребятни. В каждой школе и детском саду, где она побывала со своим представлением, ее опять с нетерпением ждут маленькие, преданные зрители.
Был случай, когда, приехав в одну из отдаленных сельских школ, узнала, что здесь буквально час назад побывали с представлением конкуренты. Елену это не смутило. Она лишь попросила директора школы разрешить ей пройтись по классам и, взяв на руки своего любимца, питона Федьку, решительно вошла в первый из учебных кабинетов. Через час актовый зал школы был полон зрителей. Пришли даже родители. Представление прошло «на ура».
Елена не ограничивается только нашим регионом. За последние три года ее представления прошли в школах, детских садах почти во всех городах и районах областей.
— Надо всегда помнить, что твои зрители — дети, и они живут ожиданием чуда. Они искренне верят, что кролик Персик, появившийся в пламени огня из кастрюли, возник самым что ни на есть волшебным образом, крыса Лариска появляется на страницах распахнутой книги из ниоткуда, голубь Игорь только что прилетел из Африки, а питоны Федя и Гоша очень любят греться на руках у детей.
В Актобе, насколько знает Елена, работает всего три фокусника. Конкуренция небольшая, тем более что они не особенно стремятся давать представления в районах, детских домах. Главное для них, как выражаются в этом кругу, «чес» — заработок. Елена тоже часто выезжает с гастролями. Она побывала почти во всех городах страны. Но в отличие от своих коллег выступает не только в городах, но и в самых отдаленных селах.
— В первую очередь я нахожу в этом городе детский дом и первое бесплатное представление даю там, — делится Елена. — Если позволяют погода и есть транспорт, стараюсь бывать в районах, выступаю в сельских школах, там особенно восторженная и благодарная публика. Это то, что мне надо. Мне как воздух необходима обратная реакция. Без этого ведь и работать не стоит. Если думать только о том, сколько ты сможешь на этом заработать, тогда тебя надолго не хватит.
…Она постоянно в дороге. Ее всегда ждут маленькие зрители, встречая восторженными аплодисментами. Именно это и вдохновляет молодого фокусника.
Санат РАШ
Фото предоставлено Еленой ТАИПОВОЙ