Я отношусь к тому поколению, которое в молодые годы уповало на индустриализацию, а клубы черного дыма над заводскими трубами вселяли уверенность в могуществе содеянного. Глубокая вспашка земли без разбора состава почв, возведение крупных гидросооружений на равнинных реках вызывали восторг как триумф человеческого разума.
Не исключаю, что через этот этап надо было пройти. Но порой во многих регионах и на предприятиях он неоправданно затягивался.
Качественная эволюция в общественном сознании, в его социально-философских оценках произошла в последние два десятилетия.
Теперь дым над трубами заводов, факелы над нефтяными скважинами, пылящие отвалы — это загрязнение атмосферы; плотины на равнинных реках — губительницы местной флоры и фауны; вырубка деревьев под строительство городов, поселков, производственных зданий, дач, парковок автомобилей и т.д. — злостное покушение на окружающую среду.
Экологический фронт подошел к самому переднему краю борьбы за устойчивое развитие общества, государства, в конечном счете, человечества.
Говоря об экологии, ее соотношениях с другими составляющими общественного бытия, можно выделить ряд важных аспектов.
Аспект теоретический. В настоящее время с полным основанием можно говорить о смычке среды политики со сферой охраны природы в единую дисциплину — политэкологию. Сегодня мы подошли к пониманию того, что излечение недугов Земли требует принятия безотлагательных решений самого высокого политического уровня.
Именно с этих позиций следует рассматривать программное выступление по проблемам экологии Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на 18-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК 7 декабря 2007 года. Вот что он говорил: «Мы ставим перед собой цель: в своем развитии Казахстан должен строго придерживаться баланса экономических, социальных и экологических аспектов. Мы заявляем всему миру о своем стремлении стать государством с высокими стандартами жизни населения. Для этого необходимо, чтобы Казахстан все в большей степени становился «чистой и зеленой страной», со свежим воздухом и прозрачной водой», как об этом сказано в Стратегии развития Казахстана до 2030 года».
«Нам предоставлен исторический шанс — возможность сделать казахстанскую продукцию узнаваемой в мире благодаря особому вниманию к экологическим вопросам. Я призываю иностранных инвесторов продумать свою политику в этом направлении, вкладывать средства в развитие экологически чистых производств на территории нашей страны», — сказал Глава государства.
Свое практическое выражение политэкология находит в концепции экологической безопасности как одной из составляющих безопасности всеобъемлющей. Экологическая безопасность предполагает осуществление системы нормативных, организационных и общественно-производственных норм, применяемых в рамках широкомасштабного сотрудничества на основе международного права.
В конечном итоге речь идет о воплощении в жизнь тех идей о рациональном и разумном взаимодействии человека и природы, которые были сформулированы В. И. Вернадским.
Сегодня экология введена в центр высшего политического внимания, наряду с другими центральными проблемами: предотвращение возможности возникновения экологических катастроф, рациональное использование природных ресурсов, оптимизация взаимоотношений человеческого общества с природой как основой его устойчивого социально-экономического развития.
Отсюда необходимость разработки и принятия стратегии охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Это предполагает наличие у государства своих национальных программ действий по охране природы и готовность участвовать в решении общегосударственных и региональных экологических проблем.
К числу таких проблем в нашем регионе, в первую очередь, следует отнести трансграничный перенос загрязнителей; деградация почв; опустынивание и обезлесение; исчезновение флоры и фауны; утилизация, обезвреживание и захоронение опасных отходов; распространение экологически безопасных технологий; предотвращение крупных аварий.
Неотработанный фундамент
Аспект юридический. Природоохранная деятельность должна устойчиво опираться на надлежащий правовой фундамент. Правового вакуума в экологии, разумеется, нет. Наоборот, число принятых законопроектов, положений, инструкций, соглашений по вопросам охраны окружающей среды предостаточно.
В 2007 году принят Экологический кодекс Республики Казахстан. Поставлена задача к 2010 году создать основные экологические стандарты устойчивого развития общества, это значит, что в промышленности, строительстве, энергетике, транспортной отрасли должны быть установлены современные требования по защите окружающей среды. В Казахстане разработан Реестр экологических проблем.
Вместе с тем анализ относящегося к природоохранной проблематике нормативного материала приводит к заключению о том, что ряд документов не дает однозначного толкования отдельных статей, требует комментарий. Это относится к Экологическому кодексу, Водному кодексу, ведомственным положениям министерств, многие из них «тянут одеяло на себя». Ряд документов посвящен сравнительно узким и сугубо конкретным вопросам, связывают инициативу, обрастают бюрократизмом.
Вызывают недоумение требования получать по малозначительным событиям экспертные заключения в многочисленных инспекционных органах.
Страницы газет пестрят бесконечными объявлениями о представлении в ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Актюбинской области» на рассмотрение государственной экологической экспертизы материалов проектов: на установку киоска, изменение статуса жилого дома, изменение статуса земельного участка под строительство магазина, сотни подобных незначительных проектов. Все они уже были рассмотрены в службах архитектуры и земельных отношений. Спрашивается, какие экологически непредсказуемые последствия можно ожидать и насколько существенно их воздействие на окружающую среду? Зачем требуется малым предприятиям разрешения на эмиссию в окружающую среду?
Понятно, что любая деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде. Недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы.
Однако убежден, что нет необходимости проводить экологическую экспертизу по объектам, не представляющим никакой опасности и существенно не влияющим на загрязнение.
Из сферы геологоразведочного плана, имеющей научно-исследовательскую и тематическую направленность, готов привести десятки примеров об отсутствии необходимости проведения государственной экологической экспертизы.
У семи нянек
Аспект организационный. В Республике Казахстан главная роль по вопросам окружающей среды принадлежит Правительству и его главному экологическому звену -Министерству охраны окружающей среды. Всего же экологической проблематикой занимаются в той или иной степени десятки министерств, комитетов, ведомств, неправительственных организаций. На территории Актюбинской области это Тобыл-Тургайский департамент экологии, ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Актюбинской области», департамент госсанэпиднадзора, Актюбинский отдел Урало-Каспийской бассейновой инспекции, управление по земельным ресурсам области и города, Западно-Казахстанский межрегиональный территориальный департамент геологии и недропользования «Запказнедра», департамент по чрезвычайным ситуациям, Актюбинский центр гидрометеорологии Казгидромета, природоохранная прокуратура и другие.
Все эти организации, вместе взятые, в сочетании с десятками привлеченных экспертных групп, аудиторских контор, неправительственных организаций и общественных движений создают огромный структурный механизм по природоохранной работе.
Нет сомнений в необходимости экологического контроля, но контроль должен быть открытым, добросовестным, должен быть обеспечен обмен информацией, учет мнений, то есть должны быть партнерские отношения проверяемых и проверяющих, как это теперь требуется по закону о частном предпринимательстве.
К сожалению, наличие столь многочисленной армии служителей экологической контрольной службы не привело в Актюбинской области к действенному сотрудничеству в природоохранной деятельности и к существенному улучшению экологической обстановки.
Как пример приведу проблему по загрязнению природной среды промзоны города Актобе и реки Илек шестивалентны хромом.
До сих пор нет непредвзятой всесторонней оценки причин возникновения очага загрязнения подземных вод, а затем и поверхностных вод реки Илек хромом, последующих процессов в ее развитии, путей локализации и в конечном счете разрешении этой проблемы.
Только предвзятый не видит причастности к этой проблеме всех промышленных предприятий промзоны. Вместе с тем невозможно получить у предприятий, числящихся в списке загрязнителей, материалов в помощь уяснения многочисленных вопросов.
Стратегическим планом МООС РК на 2009-2011годы, утвержденным Постановлением Правительства от 23 декабря 2008 года № 1222 по бюджетной программе «Ликвидация исторических загрязнений», предусмотрена очистка подземных вод в долине реки Илек от загрязнения шестивалентным хромом. Согласно программе это стратегическое направление по стабилизации и улучшению качества окружающей среды, целью которой является восстановление природной среды, предусмотрены огромные средства на 2010-2011 годы в сумме 4 миллиардов 50 миллионов тенге. Эта цифра до проведенной в феврале 2009 года девальвации тенге.
На пороге 2010 год. Но кто в области из заинтересованных организаций и компетентных специалистов по данной тематике, ученых имел возможность ознакомиться с ТЭД по ликвидации очага загрязнения?
Это тем более важно, так как к настоящему времени обстоятельства существенно изменились. В свое время Комитет геологии и недропользования МЭ и МР РК имел договоренность с Федеральным агентством по недропользованию «Роснедра» Российской Федерации провести совместные работы по проблеме техногенного загрязнения подземных вод шестивалентным хромом в трансграничном бассейне реки Илек.
2-5 сентября 2009 года на XIII сессии Межправительственного Совета по разведке, использованию и охране недр, в работе которой приняли участие представители Казахстана, России, Беларуси, Украины, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, в докладе заместителя руководителя Федерального агентства по недропользованию Российской Федерации А. Морозова «Об основных результатах работы Федерального агентства по недропользованию Российской Федерации по выполнению решений XII сессии Межправительственного Совета по разведке, использованию и охране недр и о ходе выполнения совместных проектов» было отмечено, что проект «Организация и ведение мониторинга техногенного загрязнения подземных вод в трансграничном бассейне р. Илек» завершен.
Установлено, что загрязнение четвертичного аллювиального водоносного горизонта долины реки Илек шестивалентным хромом отсутствует.
В продолжение исследований в текущем году организовано проведение мониторинга техногенного загрязнения в трансграничном бассейне Илека в двух наблюдательных скважинах.
Таким образом, Российская Федерация от разрешения этой проблемы уходит, проблема остается локальной задачей Казахстана.
Что касается реки Илек на актюбинском участке, то обстановка в части загрязнения шестивалентным хромом улучшается. По данным Актюбинского центра Гидромета на гидропосту Целинный (на границе с РФ), в течение 18 месяцев, с апреля 2008 года по сентябрь 2009-го, содержание шестивалентного хрома в Илеке составляет 0,03 мг/дм3, что соответствует 0,6 ПДК для питьевых вод и 1,2 ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения, при этом как в паводковый, так и меженный период не превышало 1 ПДК для питьевых вод.
На гидропосту Георгиевка за этот же период содержание шестивалентного хрома составило 0,062 мг/дм3, что несколько выше (в 1,2 раза) ПДК питьевых вод, но с тенденцией уменьшения во времени.
В этом свете вышеуказанный проект должен быть предметом всестороннего обсуждения в профессиональных кругах области, о нем должна знать общественность. Его реализация с позиции шестивалентного хрома не должна привести к загрязнению подземных вод другими компонентами.
Это важно еще потому, что проведенные научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы по очистке вод от загрязнения хромом (VI) в зоне, примыкающей к реке Илек, выполненные в 2007 году ТОО «Центр охраны здоровья и экопроектирования» по договору с ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Актюбинской области» и положенные в основу ТЭД, далеко не бесспорны и оставляют много вопросов.
Необходимо возобновить областные и республиканские форумы с рассмотрением вопросов предотвращения и ограничения трансграничных последствий промышленных аварий, обращения с потенциально опасными веществами.
За все заплачено?
Аспект экономический и финансовый. Проблемы экологического возрождения неотделимы от проблем экономического развития. Стратегически важно, чтобы у каждого следующего поколения среда обитания была не в худшем состоянии, чем у предыдущего. Однако одновременно возникает острейший вопрос о материальной стороне дела. Практически — кто и как за все это будет платить? К сожалению, на этот вопрос у меня исчерпывающего ответа нет.
Полагаю, что определенные средства должны вкладывать предприятия для решения своих внутренних экологических проблем.
По особо важным проблемам не обойтись без целевого государственного финансирования.
Большие возможности для решения экологических задач содержатся в платежах за загрязнение окружающей среды. Сегодня это многомиллиардные суммы, поступающие в местные бюджеты областей. Порой их сумма составляет 20-30 процентов бюджета области.
Подавляющаяся часть экологических платежей направляется на социальные нужды.
Можно согласиться с тем, что экологические платежи идут на строительство и содержание объектов здравоохранения, детских садов, школ, помощь инвалидам, больным. В итоге это — улучшение здоровья человека, его образования, то есть экология души, экология культуры.
Но расходование экологических платежей на все и вся неправильно.
Непредвзятым взглядом можно видеть порой в городе нерачительное расходование средств, не исключено, что и из источников по экологии.
За семью печатями
Аспект внутренний. Здесь у большинства предприятий, особенно крупных промышленных, со значительным сроком существования, гораздо больше нерешенных экологических проблем, чем достижений. Взять АЗХС. На заводе проводится большой комплекс мероприятий, призванных преодолеть нашу многолетнюю экологическую запущенность, которая весьма ощутимо сказывается и на экономике. Приходится принимать экстренные меры, экологические проблемы ставить на приоритетные места.
Возникает резонный вопрос: почему долгое время многие предприятия, а некоторые и теперь, проблемы экологии держали в тайне, не было достоверных данных о состоянии окружающей среды в нашем регионе? Я полагаю, что зачастую на бывших бедах предприятий контролирующие органы без особого труда делали сенсационные заключения вместо того, чтобы активно содействовать в разрешении этих «исторических проблем». Была боязнь раскрыть «секретную информацию» о себе и столь же неоправданный расчет только на собственные силы. Вместе с тем именно доведение до понимания каждого человека всей глубины стоящей экологической пропасти необходимо для достижения целей экологической безопасности.
Еще об одном важном аспекте политэкологии. Решение природоохранных задач возможно только на основе подлинно научного анализа и оценки процессов, происходящих как внутри локальных объектов предприятий, промзон, так и в региональном и глобальном масштабах и научно-состоятельного прогнозирования динамики их развития.
Без прямого контакта с учеными, без научной экспертизы крупных планируемых инициативных шагов в сфере экологической безопасности мы рискуем скатиться на старые рельсы приблизительности и верхоглядства.
Что оставим потомкам?
Аспект социальный и общечеловеческий. В экологической работе не может быть места самоуспокоенности и благодушия. Неправильно представлять дело так, будто достаточно остановить реализацию нескольких проектов, закрыть десяток-другой экологически вредных предприятий и все наладится.
Вопрос этот имеет совсем иной формат.
Несомненно, что чистая экология даже в масштабах Актюбинской области — это существенная часть и одно из условий чистой экологии в масштабе государства. Недопустимо, чтобы воды реки Илек уподоблялись канализационной системе, чтобы добыча и эксплуатация естественных ресурсов нефти, газа, хромитов, золота, меди, нерудных полезных ископаемых превращались в вульгарное ограбление природных кладовых.
Вместе с тем основным условием успешного решения насущных природоохранных проблем было и остается дальнейшее расширение производства материальных ценностей, без которого невозможно оплатить «экологические счета», т.е. необходим устойчивый рост производительных сил и увеличение общественного продукта с использованием самых передовых методов хозяйствования.
Нельзя останавливать поступательного развития производительных сил, только тогда мы сможем решить сложную задачу: наверстать упущенное и исправить ошибки прошлого. Охрана природы требует самого высокого уровня сознания и производительности труда.
Сегодня с экологическими задачами связаны все без исключения сферы нашей хозяйственной и общественной деятельности.
Можно сказать, что экология — это проверка любого предприятия на состоятельность.
Все усилия в области экологии будут тщетными, если рассматривать охрану среды обитания вне связи с духовной, нравственной атмосферой в обществе, с положением дел в экономике, сельском хозяйстве, других сферах деятельности и жизни. Ведь не зря мы говорим теперь об «экологии души», «экологии культуры», «экологии языка».
Молодые люди, кто намерен учиться и посвятить себя профессии эколога, должны твердо помнить, на что они идут, и соизмерять свой внутренний мир с вышеизложенными принципами.
Ныне мы принципиально судим о делах наших предшественников.
Делается это прежде всего для того, чтобы избежать повторения ошибок прошлого. Но все мы не вечны. Придут люди, которые будут судить и о наших делах. И если мы оставим им в наследство экологическую разруху, никакого прощения нам не будет.
Многое уже потеряно безвозвратно, но многое и поправимо, если взяться за дело с ответственностью, с горячим сердцем и чистыми помыслами.
Только единение во имя спасения главной человеческой ценности — природной среды — может обеспечить успех.