В целях кардинального изменения ситуации по легализации трудовых отношений в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» начинают активно использоваться современные информационные технологии, в том числе электронная база трудовых договоров.
Если ранее оформление трудовых отношений в электронном формате было добровольным, то с 16 мая 2020 года редакция п.2 ст. 23 Трудового кодекса пополнилась подпунктом 27. Она гласит, что работодатель обязан вносить информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых по нему изменениях и дополнениях, а также сведения о трудовой деятельности работников и штатной численности организации, в единую систему учета трудовых договоров (ЕСУТД).
Данная система обеспечивает хранение трудовых договоров и информации об изменениях в них, формирует личное дело по каждому работнику в электронном формате. Работодатели, у которых информационная система кадрового учета не позволяет интегрироваться с ЕСУТД, могут вносить данные на портале enbek.kz.
Пользование системой e-hr позволит работодателям в будущем упростить процедуру документального оформления работников (поскольку все сведения по работникам уже будут в наличии в электронном формате). А работники смогут сэкономить время на периодическом сборе документов при смене работы. И самое главное, это поможет защитить работников от социальных рисков, как прозрачное начисления заработной платы и перечисление соответствующие суммы в пенсионный и другие фонды.
Теперь работодатели будут вынуждены оформлять работников официально. Необходимо отметить, что за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В рамках программы «Цифровой Казахстан» управлением ведется мониторинг предприятий и учреждений области по внедрению электронных трудовых договоров на портале «Электронная биржа труда». В случае необходимости работодатели могут обратиться в инспекцию труда.
Асель ДАШКЕНОВА,
руководитель отдела информационно-аналитического обеспечения управление по инспекции труда Актюбинской области.