Образом скульптуры сарматского вождя в золотом обличье мог послужить облик автора реконструкции Болата Атыраубаева. Как происходил процесс в течение нескольких месяцев и какие сложности возникли при его создании, в подробностях рассказали сами художники.
Воссоздать матрицу по фрагментам
Напомним, научная реконструкция скульптуры «Алтын адам» («Золотой человек») презентована в областном музее. Уникальный археологический памятник сарматской эпохи найден в 2019 году в элитном кургане могильника Таскопа-I Темирского района. Археологические исследования проводились в рамках региональной научной программы «Сакральная география Актюбинской области». Для реставрации памятника пригласили специалиста из Института материальной культуры Российской академии наук Николая Курганова. Реконструкция и создание копии на основе погребальных материалов проходили непосредственно в Актобе при участии местных мастеров под руководством известного ювелира Болата Атыраубаева. Предложение ему поступило от ученых института археологии имени А. Маргулана, которые занялись комплексным изучением памятника. Частые гости в нашем музее, они видели украшения мастера и достаточно высоко оценили его тонкие работы и профессионализм.
– Одно дело – изготовить полный комплект сложной национальной одежды, другое дело – создать исторический образ. Поэтому я не сразу дал согласие на предложение ученых, были определенные сомнения и переживания, – признается мастер. – Но, продумав детали, поразмыслив, решил взяться за дело. В первую очередь требовалось скопировать качественную матрицу по найденным фрагментам. Ее я заказал украинским коллегам, с которыми давно сотрудничаю, они делают работу на высоком уровне. Помимо этого, попросил в партнеры двух профессиональных авторитетных консультантов. Им поставил условия: я буду их руками, а они – головой. Договорились, что всю информацию касаемо сарматского погребения буду брать у них. Мог бы, конечно, получить сведения из интернета, но в сети немало мусора. Дополнительно сам копался во всевозможных источниках, в том числе в библиотеке. Для меня это не рядовой заказ, а прежде всего имидж Актюбинской области, даже всего Казахстана. Поймите правильно, это не громогласное заявление, а факт.
Консультировали Болата Арман Бисембаев, который непосредственно обнаружил памятник, реставратор из Санкт-Петербурга Николай Курганов и другие специалисты института имени Маргулана.
– Бывало, приходилось тревожить их глубокой ночью с различными вопросами. К примеру, необходимо было выяснить не только вооружение, фасон и материал одежды того периода, но и какие узоры были на них. Порой они и сами были не рады, что согласились сотрудничать со мной, – смеется мастер.
Молодые, ваш выход!
Болат Атыраубаев не скрывает, что в Казахстане немало мастеров, имеющих квалификацию намного выше, чем у него. Но когда заказчики решили доверить дело местным специалистам, ювелиру выпала возможность поддержать молодежь. Облик воина создала студентка выпускного курса факультета изобразительного искусства АРУ имени
К. Жубанова, лауреат премии Президента РК Асемгуль Кульмагамбетова. На втором-третьем курсах она практиковалась по художеству в Турции. Выпускница этого же вуза Жулдыз Туралина занялась дизайном и пошивом одежды сарматского вождя. Оружия – дело рук другого известного ремесленника Еркосая Абилова.
– С ними я работаю не первый год и знаю их почерк, – говорит руководитель проекта. – А главное, ценю в них ответственность к делу, качество, которое в любом случае приведет к успеху. Определенные сложности создавало отсутствие централизованной мастерской, иногда работу забирали домой. Для нас это был дебют, а также проверка нового поприща в качестве реставраторов. Нам предстояло передать характер выдающегося воина через зрительное восприятие, с чем, я думаю, мы успешно справились. «Есть в Актобе мастера!», – одобрил нашу работу один из узких специалистов во время презентации. Думаю, это самая высшая похвала для меня.
[divider]Что важнее — лицо или образ?
Болат Атыраубаев ответил на вопрос, которым задаются многие: на самом ли деле в образе вождя прослеживается сходство с актером из фильма «Томирис»?
– Когда обсуждали, каким должен быть облик, некоторые даже предлагали использовать мое лицо. Не все принимают меня за казаха из-за нетипичного разреза глаз. При этом мало кто знает и обращает внимание на то, что на Золотом человеке в Алматы изображено лицо первого казахского космонавта Тохтара Аубакирова. Там акцент сделан именно на образ. У нас получился обратный эффект, мы акцентировали образ, а обыватели почему-то обсуждают лицо. Если первоначально стояла бы задача создать скульптуру один в один, мы бы так и сделали. Но мы передали характер: сразу видно, что сидит горячий воин, который пришел после боя, и в нем чувствуется энергия. Одно дело – написать репродукцию, другое – сделать раму, чтобы портрет заговорил. Кстати, посетители с первого взгляда думали, что перед ними сидит живой человек. Мы продумали освещение, передний и второй план, природу степи. Для этого дали пространство: поставили камни (яшму), разложили полынь. Не каждый заметит суслика в тени травы и спрятавшегося птенчика. Все это – образ нашей Великой степи. Думаю, актюбинский сарматский воин станет нашим брендом. Можно браться за сувенирную продукцию в этом стиле.[divider]
Прототипом стал отец Томирис
Как рассказывает Асемгуль Кульмагамбетова, первоочередной задачей стало показать обобщенный образ воинственного вождя племени того периода. Необходимо было ярко обозначить скулы, нос, другие черты, передать взгляд человека. Немало времени ушло на исследование. Прежде чем взяться за заказ, они просмотрели немало фильмов, прочитали исторические документы и художественную литературу. Среди всех персонажей наиболее подходил на эту роль отец Томирис, показанный в одноименном фильме. На этом и остановились.
– Когда создавали волосы, бороду, брови, каждую волосинку клеили вручную. Их специально заказывали в другом городе. Мы же молодые, все время сидим в интернете, вот там и нашли, – шутливо отвечает художник. – Но, если серьезно, для меня было риском и большой ответственностью взяться за такую работу. Рисую портреты с детства, а бюсты делала пару раз, но с таким уровнем сложности столкнулась впервые. Скажу откровенно, когда начал проявляться облик человека, настолько чувствовала дух и характер вождя, что закрывала его лицо полотном. Как творческий человек проношу все через себя, было немного тревожно соприкоснуться с такой глыбой.
Кольчуга из 3 000 золотых пластин
Для экспозиции Жулдыз Туралина использовала в одежде вождя натуральную кожу диких животных, приобретенную в Алматы по спецзаказу. По ее словам, в музее Франции хранится золотой сосуд из кургана Куль Оба, датируемый IV веком до нашей эры, с трех сторон которого мастерами того времени изображен сакско-сарматский воин. Покрой и другие элементы, к примеру, узоры, приближены к той эпохе. Это и стало основным первоисточником, на который опирались участники проекта, создавая одеяния «золотого» вождя.
– Почти за месяц вручную мы нашили около трех тысяч позолоченных деталей, – рассказывает Жулдыз. – Процесс был сложным, иголка с трудом проходила сквозь кожу, а вытаскивали ее плоскогубцами. Помогала мне во всем Сандугаш Кенесова. Конечно, полностью сарматскую технологию не смогли применить. Чтобы пришить золотые пластины, использовали обычную прозрачную, но более прочную леску, так как нитки рвались.
– Тончайшее золото мы замеряли электронным штангенциркулем. Для меня как ювелира остается загадкой, как в то время обрабатывали драгметалл без компьютера и 3D-моделирования, без бензина и газа, – дополнил Болат Атыраубаев.
Отметим, российский реставратор Николай Курганов назвал золотое одеяние нанотехнологией сарматов.
– Звездами мы не стали, и заказами нас не завалили. Главное, получили большой опыт и пока все еще отходим от эйфории, – говорят молодые мастера.
Абат КАРАТАЕВ
Фото Айдоса КАНАПИЕВА и из личного архива Болата АТЫРАУБАЕВА