День смеха

Или День дурака. Так по давней традиции называют эту дату во многих странах. Поэтому 1 апреля во всем мире принято разыгрывать родных, друзей, знакомых или просто подшучивать над ними. Веселый позитивный весенний день, призванный, наверное, завершить серость зимних будней и привнести в жизнь людей хорошее настроение и надежду на лучшее будущее.

Из истории
Откуда именно родом этот праздник – доподлинно неизвестно. По одной версии его возникновение связано с тем, что изначально 1 апреля праздновалось во многих странах как день весеннего равноденствия. Празднества по этому случаю всегда сопровождались шутками, шалостями и веселыми проделками. То есть весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами.
Первоапрельские шутки на редкость разнообразны и охватывают широкие слои как тех, кто шутит, так и тех, над кем шутят. Самые известные первоапрельские розыгрыши классифицированы в список 100 первоапрельских шуток всех времен, среди которых падение Пизанской башни, фоторепортаж о летающих пингвинах, приземление НЛО в Лондоне, переход на десятичную систему измерения времени, изменение числа Пи с 3,14 на 3,0 и другие.
Есть свой список знаменитых розыгрышей и у «Актюбинского вестника». Вспомним некоторые из них, запомнившиеся журналистам и читателям.

«Нефть в центре города»
Первоапрельский материал с таким названием, опубликованный в «АВ» накануне 1 апреля 2009 года, наделал много шума. Газета сообщила, что во дворе колледжа нефти и газа по улице Маресьева при проведении учебных буровых работ забил фонтан нефти! Причем нефть оказалась высокого качества. Газета живописала, что месторождением заинтересовались серьезные мировые нефтяные компании. Предполагалось, что этот район будет ими выкуплен, построен завод и т.д.
Уже в день публикации руководителю СМИ позвонили из облакимата, началось выяснение источника информации, дело почти дошло до выговора главному редактору, но руководству напомнили о 1 апреля, и все закончилось смехом. Но, как оказалось, газетному розыгрышу поверили не только чиновники, но и многие жители района, где было якобы найдено месторождение нефти. Они тут же сняли свои объявления о продаже квартир, так как «ожидался» выкуп земли иностранцами.

Деньги на Это’о
В этом же номере была опубликована заметка о том, что есть возможность осуществить переход в ФК «Актобе» знаменитого камерунского футболиста Самуэля Это’о. Но была проблема: клубу не хватает несколько десятков миллионов тенге. Было высказано предложение собрать эту сумму болельщиками команды. Приводились расчеты, по которым от каждого фаната требовалась совсем небольшая сумма, а все затраты на игрока мирового уровня с лихвой покрывались преимуществами – посещаемостью, рекламой, престижем. И здесь ажиотаж возник на двух уровнях: руководство клуба держало ответ перед акиматом, а болельщики звонили в редакцию и предлагали собрать необходимую сумму.
Ирония судьбы: автор той заметки, корреспондент Асхат Калжанов, на днях стал спортивным директором ФК «Актобе». Шутки шутками, но публикация стала где-то пророческой. Теперь у нашего коллеги есть реальная возможность привлечь в клуб ярких звезд. Желательно, не пуская шапку по кругу. А коллектив редакции, пользуясь случаем, желает Асхату успехов на новом поприще.

Якорь и баркас
К 1 апреля 2011 года в «АВ» был опубликован материал о том, что в реке Илек, в районе моста на Жилянку, в толще песка найдено судно. Достоверность событию придавало то обстоятельство, что ранее при строительстве моста через Илек работниками ТОО «ТрансМостГрупп» был найден якорь, который руководитель компании Толеген Танатаров передал в местный музей. Материал об этом с фотографией был опубликован в «АВ». Сообщалось, что ниже по течению Илека найдено судно, потерявшее тот самый якорь. Дальше – больше. Выражение «И тут Остапа понесло» подходит здесь в полной мере. Автор, приводя различные доказательства и утверждения, убедительно рассказал о сенсационной находке, восстановлении судна, строительстве пирса для него, толпах туристов, одним словом, о Нью-Васюках актюбинского розлива. Розыгрыш получился настолько правдоподобным, что на общей планерке сотрудников двух газет один коллега, ветеран журналистики, похвалил автора, призвав других так же искать факты об истории края и интересно писать о них. После того, как автор публикации после собрания подошел к нему и осторожно сказал, что статья – не история края, а первоапрельская история, розыгрыш, он очень сильно расстроился.
Поверили и читатели, не обратившие внимание на крупное название полосы: «ХОТИТЕ – ВЕРЬТЕ».

Поверить, понять и простить
Пришло время поговорить о теории газетных розыгрышей. Заставить читателя поверить в самую немыслимую историю можно, когда автор балансирует на грани правды и вымысла.
Жанр розыгрыша имеет свои законы и важные нюансы. Главным критерием (даже заповедью, учитывая близость формы) являются слова «Не обидь!». Розыгрыши ни в коем случае не должны быть злыми, ущемлять чье-либо достоинство. Зачастую надо учитывать личность объекта розыгрыша. Ну есть у нас обидчивые люди, не понимающие шуток!
Розыгрыши не должны быть, на мой взгляд, продолжительными по времени. Иначе может случиться обратный эффект, он вый­дет за рамки жанра. Розыгрыш обязательно должен быть завершен в срок, чтобы посмеяться над шуткой, иначе он вызовет совсем другие эмоции. Но иногда, правда, в зависимости от сценария розыгрыша, приходится взять паузу, чтобы добиться цели, которая может быть достигнута в отдаленной перспективе. Были и такие в практике.
Но в любом случае объект розыгрыша не должен быть обижен. Как говорится: понять и простить, если его разыграли.
В случае газетных розыгрышей рубрикой «Хотите – верьте» или «1 апрель – никому не верь» мы пре-
дупреждаем читателя о возможном подвохе с нашей стороны. И если он оказался невнимательным, то тут уже сам виноват…

Смех – дело серьезное
Как-то после публикации о судне, найденном в Илеке, в редакцию позвонил читатель газеты, поверивший в эту историю, так сказать, попавшийся на крючок, вернее, якорь. Он обиделся, что его разыграли. «Как вы можете: вы же серьезная газета», – с укором сказал он. Признаться, тогда я задумался над его словами. Но ненадолго. Да, мы – серьезная газета, но ведь и смех-то тоже дело серьезное.
И почему же в прекрасный весенний день не поддержать хорошую традицию, не улыбнуться вместе с читателями, не побыть с ними на одной позитивной волне – наперекор плохой погоде, обстоятельствам или пандемии.
Желаем нашим читателям в день 1 апреля получать как можно больше поводов для смеха и не оказаться в числе разыгранных!

Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Фото из открытых интернет-источников

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель