Нынешний фестиваль «Это наши горы» был посвящен трем биям казахского народа. Теперь пики Рощина, Кергелы-Узловая и Студентов носят имена Казыбека би, Айтеке би и Толе би. В восхождениях с целью переименования приняли участие около 30 альпинистов из города Шымкента, Актюбинской и Туркестанской областей. О значимости мероприятия, его вкладе в общественно-политическую жизнь страны и роли актюбинцев — наша Главная тема.[divider]
Согласно традиции
Организатором фестиваля «Это наши горы» — «Бұл біздің таулар» является федерация альпинизма Туркестанской области при поддержке облакимата, а цель мероприятия — пропаганда альпинизма как вида спорта, развитие внутреннего и спортивно-экологического туризма, благо туристского потенциала в области хоть отбавляй.
— Впервые «Это наши горы» мы провели в 2000 году, — рассказал замдиректора-главного редактора газеты «Южный Казахстан» Кенесбай Исмаилов. — Тогда акимом Южно-Казахстанской области был Бердыбек Сапарбаев. Я был его пресс-секретарем и помню восторг земляков, собравшихся в Сайрам-Угамском национальном парке.
Вместе с шымкентцами у стелы Жер-ана на площади Ордабасы, соединяющей улицы Толе би, Казыбек би и Айтеке би, на открытии горного фестиваля присутствовали и актюбинцы — они приехали по приглашению федерации альпинизма Туркестанской области, чтобы участвовать в восхождении на пик Студентов и переименовать его в пик Айтеке би.
— Каждый фестиваль работает на определенную идею, — уточнил председатель федерации Бахытжан Асанов. — В год 20-летия АНК шымкентские альпинисты поднялись на безымянную вершину и назвали ее пиком Ассамблеи, в год 25-летия Независимости РК мы открыли пик Независимости. Сегодняшнее мероприятие проходит под эгидой «Рухани жаңғыру», поэтому мы решили увековечить имена выдающихся казахских биев, назвав в их честь три расположенные рядом вершины. Находятся они у самой границы с Узбекистаном.
По казахской традиции торжество открытия было сопровождено бата. На площади Ордабасы у Жер-ана горовосходителей (шымкентцев и актюбинцев) благословили уважаемые в Шымкенте люди: потомок Толе би, председатель совета ветеранов судей Туркестанской области, почетный гражданин Шымкента Омирбек Темирулы, друг Елбасы Акбар кажы (Амидолла Ермагамбетов) и Заманбек кажы.
Заметим, что мероприятие, несмотря на участие в нем в основном спортсменов, имело общественно-политическое значение, и актюбинцы поехали в Шымкент, руководствуясь безусловным почтением к истории страны, национальным традициям и памяти выдающегося земляка — другого шанса участвовать в историческом событии не представится. Нужно выразить благодарность федерации альпинизма Туркестанской области за спонсорство (пребывание в Сайрам-Угамском национальном парке, суточное содержание и инструкторское сопровождение стоит немалых средств), а родным управлениям внутренней политики и физической культуры и спорта — за предоставленный микроавтобус.
Лица тяньшаньской национальности
С площади Ордабасы горовосходители поехали в базовый лагерь, расположенный на высоте 1 700 метров над уровнем моря в Сайрам-Угамском государственном национальном природном парке, — привычное для альпинистов место.
По прибытии мы при полной выкладке немедленно выдвинулись в высокогорный лагерь на верхнее озеро, расстояние до которого около 10 километров; набор высоты составляет более 1 100 метров.
В силу объективных причин участвовать в горном фестивале смогли только шестеро альпинистов из Актобе. До Шымкента ехали сутки, на акклиматизацию не было ни одного дня, хотелось выспаться… Но план есть план, и на пик Айтеке би мы должны подняться вовремя. На две другие вершины — траверсом от Толе би (3 860 метров, 3Б категория сложности) к Казыбек би, 3 780 метров, — шла группа шымкентских разрядников под руководством инструктора Тараса Моисеева.
Путь к верхнему озеру живописный, как и все в Сайрам-Угамском заповеднике: вдоль бурной реки Сайрам-су, начинающейся у подножия ледника пика Сайрам, через Долину ведьм, мимо нижнего озера с долгожданным коротким привалом у него. Солнце на высокогорье опаснее обычного, поэтому открытые участки тела у всех смазаны густым слоем защитного крема. Разноцветье пьянит ароматами, пот заливает глаза, под весом рюкзаков гнутся плечи и подкашиваются ноги, но разбить лагерь на верхнем озере нужно засветло. Дошли неплохо, хотя дорога между озерами — это осторожное передвижение по огромным острым камням.
Устанавливали палатки и собирали дрова уже при свете налобных фонариков, но яркие звезды — и на небе, и отраженные в темной воде озера — наполняли нас восторгом, и каждый наверняка жалел тех, у кого не хватит мужества сюда добраться.
В составе групп восходителей на все три пика опытные и начинающие альпинисты. Группа шымкентских разрядников ушла 10 августа в пять утра, чтобы совершить траверс с Толе би (бывший пик Рощина) на Казыбек би (бывший Кергелы-Узловая).
В семь утра под руководством Бахытжана Асанова и в сопровождении двух сотрудников ДЧС на пик Студентов (пока еще Студентов) выдвинулись журналист Кенесбай Исмаилов, общественник и блогер Кайрат Карибаев (Шымкент), директор Шымкентской федерации велоспорта и альпинист-разрядник Саулет Байтенов, тренер Ленгерской станции юных туристов (Толебийский район) Серик Адаев со своими воспитанниками и пятеро актюбинцев — Владимир Гриненко, Марина и Сергей Виноградовы, Варвара Унчур и Асхат Отепбергенов. Табличку с именем бия младшего жуза, чтобы установить ее на высоте 3 750 метров над уровнем моря, нес Асхат, уроженец Айтекебийского района Актюбинской области. Отсутствие времени на акклиматизацию сделало свое дело: только четверо актюбинцев дошли до цели. Восхождение по маршруту 2Б категории сложности (ледник, камнепад, сложные скальные участки) позволило Владимиру, Марине и Сергею закрыть III спортивный разряд; Асхату и Варваре для получения этой квалификации осталась только одна вершина по аналогичному маршруту.
Ожидание восходителей в лагере всегда волнительно. И тревожно, если группы долго нет. Какой же радостью стал огонек фонарика, увиденный нами в темноте ущелья над озером! И если тех, кто не смог подняться на пик, распирало от счастья выполненной миссии, то что пережили восходители? Альпинисты никогда не озвучивают эмоций, но они в подтексте — благодарном взгляде, последнем глотке воды, протянутом другу, вовремя предложенной помощи.
А как гордо было услышать от инструктора или опытных альпинистов слова похвалы в адрес товарищей по команде: «Молодец Асхат: никому не отдал тяжелую табличку!», «Ой, Марина упорная!», «Первым на пик взошел Сергей», «А Володя какой ответственный», «Да у вас все лучшие!». Замечу без ложной скромности, эти слова мы слышим от инструкторов о каждом из членов команды на протяжении нескольких лет — в горах случайных людей не бывает. И подтверждение тому — записи в книжках альпиниста.
Делу венец
Позавтракав после второй ночевки на верхнем озере, восходители выдвинулись в базовый лагерь в ущелье Сайрам-су. Актюбинцы уходили последними: трудно расставаться с этими величественными скалами, близостью неба, тишиной и покоем, бирюзовой гладью воды, пищухами, без остановки таскающими веточки травы в свои норы… Мусор, который не утилизируется на месте, забрали с собой. Спустились довольно быстро, хотя спуск требует большой осторожности, а рюкзаки были по-прежнему тяжелые. До нижнего озера добирались примерно час, передохнули и немного облегчили поклажу, употребив остатки сухого пайка. Асхат даже поморжевал, переплыв в ледяной воде на другой берег озера и обратно. На нижнем были отдыхающие: воскресенье! Егерский конный патруль предупредил, чтобы не оставляли после себя мусора, и двинулся выше.
Едва мы пришли в базовый лагерь и поужинали, как хлынул дождь! Очень кстати оказалась гитара и песни в исполнении маститого альпиниста Шамиля Рафикова и автора-исполнителя, лауреата трех бардовских фестивалей Кенесбая Исмаилова. Кенесбай Серикбаевич знакомил нас со своими песнями, а Шамиль Рифович исполнял любимое из Визбора и Высоцкого. И весь вечер не прекращались беседы о важности исполненного за истекшие три дня.
— Я открыл пик Студентов в 1973 году, будучи студентом ЧХТИ, — вспоминал обладатель звания «Снежный барс» Шамиль Рафиков. Ему в ответ вторил Кенесбай Исмаилов:
— Я дошел до вершины, значит, еще что-то могу! Знаете, символично, что все три пика стоят на границе с Узбекистаном: теперь бии будто охраняют ее. Это наши горы!
12 августа в Сайрам-Угамском заповеднике состоялось закрытие горного фестиваля: с вручением благодарственных писем, концертом, угощением, а главное — общением. Собравшихся на поляне приветствовали замакима Туркестанской области Ербол Тасжуреков, аким Толебийского района Бауыржан Омарбеков, уважаемые в этих краях аксакалы. Актюбинцы, единственные приехавшие издалека, были в центре внимания СМИ, результатом чего стали новостные сюжеты с нами на нескольких телеканалах и публикации в газетах.
Мы не только выполнили почетную миссию, но и обрели новых друзей, прочувствовали собственную причастность к истории — значит, то, к чему призывали выдающиеся бии три века назад, для нас не пустой звук, а правила жизни.[divider]
Углубляясь в историю
На протяжении истории институт биев играл важную роль в жизни казахов. Бии в своей практике использовали законы адата. В интерпретации законов они руководствовались мудростью, и интерпретации, сделанные одним бием, являлись прецедентами для другого и соблюдались в будущем.
Имена биев Толе (старший жуз), Казыбека (средний жуз) и Айтеке (младший жуз) связаны со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII-начале XVIII веков. Это они осенью 1726 года на сопке Ордабасы над рекой Бадам собрали съезд, куда пригласили ханов Абилкайыра, Абулмамбета, Самеке, Кушика, Жолбарыса, султанов и биев разных родов, полководцев и батыров. Целью этого съезда было внедрение политики по объединению всех казахских родов против джунгар.
— Именно тогда было принято решение объединиться и дать отпор джунгарам, — уточнил Кенесбай Исмаилов. — Так был положен конец периоду великого бедствия, называемому казахами «ақтабан шұбырынды». Есть устные свидетельства участия всех трех биев в Анракайской битве.
Толе, Казыбек и Айтеке являются авторами свода законов казахов, известного как Жеті Жарғы, утвержденного при Тауке хане в начале ХVIII века. Кроме этических норм, этот свод законов имел цель объединить народ. В современном понимании бии были юристами и отличались не только честностью и мудростью, но и ораторским искусством.
* * *
Толе би Алибекулы (1663 — 1756 гг.) родился в Жамбылской области; был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа. Но в отличие от многих он не спешил вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Казыбеком и Айтеке вырабатывал каноны внешней политики, которая была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем. Умер в урочище Акбурхан-орда Ленгерского уезда нынешней Южно-Казахстанской области. Похоронен в Ташкенте возле хана Жунуса.
Казыбек би Каздауысты Келдибекулы (1666 — 1764 гг.) родился близ Каратау в Улытау, в низовьях Сырдарьи, где провел детские и юношеские годы. Дипломатическую карьеру начал в 18 лет, находясь в составе посольства Казахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. В 1742 году он во главе 90 биев отправился в Джунгарское ханство, освободил Абылая и добился заключения мира между Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. В 40-60-е годы ХVIII века отношения с Китаем и Россией были напряженными, и власти Китайской и Российской империй вынуждены были вести переговоры с ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активного нейтралитета казахского хана. Умер в декабре 1764 года близ гор Семизбугы. По воле хана Абылая тело Казыбека было перевезено в Туркестан и захоронено в мечети Кожа Ахмеда Яссави.
Айтеке би Байбекулы (1644 — 1700 гг.) родился у подножия Кыз-Биби (сейчас Самаркандская область). Внук Кокандского хана Акши и известного Самаркандского эмира Жалантос бахадура. Учился у аульного муллы, в медресе Улугбека, позже в известных медресе Тильда-Кари и Шердор. В возрасте 21 года Айтеке был избран бием каракалпаков и алшинов, проживающих в окрестностях Самарканда и Бухары, а верховным бием младшего жуза — в 25 лет. В 1680 году он совместно с Толе и Казыбеком приложил немало усилий для избрания правителем Тауке хана. Ему принадлежит выражение о том, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке би связывает с умением «рассечь конский волос строго посередине». В 1700 году скончался. Могила его находится у подножия горы Нурата в Навоийской области (Узбекистан).
PS. Дата смерти Айтеке би имеет разночтения, что объясняется отсутствием письменных источников у казахов три века назад.
Татьяна ВИНОГРАДОВА,
участница горного фестиваля «Это наши горы-2018», Шымкент-Туркестанская область