На неформальном Совете министров иностранных дел Нурсултан Назарбаев обосновал необходимость проведения Саммита ОБСЕ в Казахстане
В минувшую субботу на горнолыжном курорте «Акбулак» (Алматинская область) состоялось одно из ключевых мероприятий в рамках председательства Казахстана в ОБСЕ.
На неформальный Совет министров иностранных дел съехались руководители внешнеполитических ведомств и их высокопоставленные представители из всех 56 стран-участниц Организации, 11 государств-партнеров, а также делегаты ряда международных организаций. Президент Нурсултан Назарбаев, открывая форум, привел убедительные доводы в пользу созыва в текущем году в Астане Саммита ОБСЕ на высшем уровне.
Вопросы, вынесенные на рассмотрение неформального Совета министров, весьма актуальны. Один из главных – возможность проведения в текущем году Саммита ОБСЕ в Казахстане. Как известно, это предложение выдвинуто Президентом Нурсултаном Назарбаевым. По мнению участников СМИДа, такая встреча в верхах послужила бы дальнейшему углублению диалога в рамках ОБСЕ и в целом укреплению евроатлантической и евразийской безопасности. Надо отметить, что в последний раз встреча в верхах проводилась 11 лет назад в Стамбуле. За это время мир стал другим, появилось множество проблем, которые могут быть решены только объединенными усилиями. Поэтому в ходе нынешнего совета большое внимание уделено и определению круга вопросов, которые могут войти в повестку дня следующего, седьмого по счету, Саммита ОБСЕ.
На неформальной встрече под Алматы подведены промежуточные итоги председательства Казахстана в ОБСЕ, а также рассмотрены проблемы европейской и евразийской безопасности в рамках «процесса Корфу». Обсуждена и ситуация в Кыргызстане и Афганистане. Кстати, именно вопросы безопасности легли в основу Хельсинкского заключительного акта, подписанного Организацией 35 лет назад, 1 августа 1975 года, после чего и начался процесс развития общеевропейской системы безопасности, который продолжается и в наши дни.
Казахстан стал членом ОБСЕ в январе 1992 года после обретения независимости, и наша страна сразу же активно подключилась к участию в общеевропейских политических процессах, позволяющих применять на практике хельсинкские принципы. Работать же непосредственно в структурах ОБСЕ представители РК начали в 2008-м, войдя в экономико-экологический комитет Организации. Так постепенно, шаг за шагом Казахстан шел к председательству в этой авторитетной международной структуре.
И то, что сейчас наша республика возглавляет ОБСЕ, это международное признание успехов внутренней и внешней политики государства, а также огромная ответственность. Ведь Казахстану необходимо, с одной стороны, продолжить общую генеральную линию, направленную на комплексное обеспечение безопасности, а с другой – внести новое видение по данной проблематике в соответствии с быстроменяющимися мировыми тенденциями.
Об этом и многом другом сказал в своем выступлении перед участниками неформальной встречи Глава государства Нурсултан Назарбаев. Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления Президента страны.
Дамы и господа!
Позади первая половина срока казахстанского председательства.
Мы стремились демонстрировать сбалансированный стиль работы по всем заявленным приоритетам в рамках трех измерений ОБСЕ, в духе объявленного девиза из четырех «Т» — «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность).
Мы последовательно и активно продвигали тезис о том, что понятие европейской безопасности выходит далеко за континентальные рамки.
Как следствие, сегодня ОБСЕ уже прочно оперирует понятиями евроатлантической и евразийской безопасности.
В рамках «процесса Корфу» нам удалось добиться прогресса в выявлении консенсусных сфер для дальнейшей работы.
Все это создает хорошие условия для укрепления доверия и реагирования на общие вызовы.
Нами последовательно продвигаются переговорные форматы по урегулированию «затяжных» конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. Активно работает специальный представитель по «затяжным» конфликтам.
Проведена серия встреч с президентами Азербайджана, Армении по проблемам Нагорного Карабаха.
Казахстан поддерживает усилия президента России Д. Медведева по урегулированию азербайджано-армянского конфликта. Сегодня здесь пройдет заседание сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Мы искренне желаем успеха данной встрече.
Серьезным тестом на эффективность нашей Организации стал политический кризис в Кыргызстане.
В отношении Кыргызстана уже много сказано в прессе и на различных политических саммитах. Хотел бы остановиться лишь на некоторых аспектах развития ситуации.
Главными причинами двух государственных переворотов за последние 5 лет стали неразвитость экономики, бедность населения, слабость властной вертикали и неустойчивость демократических институтов в период становления государственности.
Согласованные с мировыми лидерами усилия Казахстана предотвратили опасность широкомасштабной гражданской войны в этой стране.
Состоявшийся референдум, утвердивший новую Конституцию и президента Кыргызстана на переходный период, ответил лишь на небольшую часть вопросов относительно будущего этой страны.
Хрупкая стабильность может в любое время нарушиться.
Тем более что сейчас в жизни этой страны наступает весьма ответственный момент, который характеризуется обострением политической борьбы в канун выборов в парламент республики.
Народ Кыргызстана на этом этапе должен всерьез задуматься о перспективах своей страны.
В результате выборов гражданам предстоит сформировать такую власть и все ее ветви, которая не повторит ошибок прошлого, обеспечит проведение необходимых реформ, прежде всего в экономике и социальной сфере.
Председательство Казахстана действовало в рамках своей компетенции, обеспечивая необходимое взаимодействие ОБСЕ с ООН и Европейским Союзом.
Это стало первым опытом совместного эффективного урегулирования конфликта на постсоветском пространстве.
Специально созданная группа специалистов Правительства Казахстана вместе с кыргызской стороной определила неотлагательные меры поддержки. Стройматериалы для разрушенных домов, топливо для ТЭЦ – эта срочная помощь будет оказана нами в объеме десяти миллионов долларов. Россия и Узбекистан также оказали помощь, но этого недостаточно.
Для оказания финансовой и донорской помощи Кыргызстану намечено проведение двух международных конференций в июле и августе текущего года.
Ожидаемый значительный дефицит бюджета и острая нехватка средств на восстановление разрушенной инфраструктуры суммарно оцениваются приблизительно в 1 миллиард долларов.
Сегодня мы обращаемся к вашим странам поддержать и принять участие в работе предстоящих форумов.
Дамы и господа!
Мы сделали свой непростой выбор и в качестве действующего председателя ОБСЕ предложили провести Саммит Организации в Астане в конце текущего года.
Встреча на высшем уровне не только придаст мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, но и повысит авторитет самой Организации, усилит ее роль в архитектуре европейской и евразийской безопасности.
Как вам известно, подавляющее большинство стран-участниц ОБСЕ твердо поддерживает идею проведения встречи в верхах в 2010 году. Сегодня важно определиться по ее содержательному наполнению.
Хотелось бы представить вам мое видение — почему имеется необходимость созыва нового Саммита ОБСЕ.
Первое. Еще совсем недавно сложившийся мировой порядок казался стабильным и прочным.
Но современные угрозы и вызовы — войны и конфликты, природные, техногенные и экономические катаклизмы, сотрясающие мир, обнажили и обострили имеющиеся уязвимые места в существующих системах безопасности и в интегрированной мировой экономике.
Но в еще большей мере они показывают, что решать глобальные проблемы только в рамках сложившихся объединений и старых подходов уже недостаточно.
Это показали даже те одиннадцать лет, что прошли после саммита ОБСЕ в Стамбуле.
Кризис системы международных отношений вполне очевиден.
Из него, как из любой кризисной ситуации, имеются два выхода: восстановление слегка видоизмененной формы прежнего порядка или осмысленное формирование нового.
На первом направлении предпринимаются не всегда конструктивные, но в целом достаточно активные усилия государств.
На втором направлении не заметно никакого движения.
Мы должны максимально использовать предстоящий Саммит для того, чтобы открыть путь к достижению той цели, которую мы представляем себе для евроатлантического, евразийского и мирового сообщества на основе общих принципов и ценностей.
Существует вторая причина, по которой мы должны обсуждать будущее пространства от Ванкувера до Владивостока, а по сути огромного Евроазиатского субконтинента. Она заключается в том, что далеко неконструктивные идеи могут выйти на первый план.
А их сейчас витает множество — это, например, национализм и религиозный экстремизм, сопровождаемые терроризмом, наркоторговлей, транснациональной преступностью и другими бедами современности. Пущенная на самотек ситуация в любом регионе непременно отразится и в странах американского, европейского континентов, во всем глобально зависимом мире.
Большое значение имеет планируемая сегодня неформальная встреча глав и высоких представителей восьми крупнейших международных организаций, включая Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Необходимо признать, уже невозможно вырабатывать одну политику для Европы и совсем другую — для Азии.
В долгосрочном плане стабильность на этом пространстве можно будет укрепить путем создания трансевроазиатской системы безопасности.
Отрадно, что прошедший в рамках третьего Саммита СВМДА в Стамбуле первый институциональный форум СВМДА и ОБСЕ заложил основу для построения такого трансконтинентального пояса безопасности в будущем.
Второе. В результате мирового финансово-экономического кризиса в глобальном мироустройстве происходят тектонические сдвиги, и этот процесс еще далеко не завершен.
Первая волна глобального кризиса сдвинула все основания мира, которые до этого казались стабильными и незыблемыми. Сегодня мы уже говорим о второй его волне.
Существуют различные сценарии будущего, в чем-то совпадающие, в чем-то принципиально отличающиеся.
Но общей, целостной картины посткризисного мира сегодня еще нет.
Положение усугубляют общие вызовы, такие как проблемы экологии, климата, неравенства и продовольственной безопасности и так далее.
Иными словами, в глобальной повестке посткризисного развития — новая модель финансово-экономического мироустройства.
Нужно создать такую глобальную систему регулирования и надзора за финансовыми рынками, которая обеспечит недопустимость дефектного искажения мировой валюты, спекулятивных перетоков «воздушных» ресурсов и кредитования потребления развитых стран развивающимися.
Для создания более стабильной макроэкономики потребуется введение единой наднациональной валюты.
Непосредственно в рамках нашей Организации кризисная и антикризисная проблематика была впервые обсуждена на недавнем Астанинском экономическом форуме.
Полагаю, что ОБСЕ должна уделять большее внимание развитию экономико-экологического измерения. Боннская декларация и Маастрихтская стратегия ОБСЕ требуют адаптации к изменившимся условиям и создания «Маастрихт плюс».
Я убежденный сторонник глубоких и последовательных интеграционных процессов на Евроазиатском субконтиненте, и считаю, что необходимо разработать единый документ, отражающий основные принципы и направления Евразийской интеграции.
Этот документ должен учитывать посткризисные реалии и тенденции развития мира на средне- и долгосрочную перспективу.
Интеграция Европы и Азии будет иметь положительное влияние на экономическое развитие и социальное благополучие не только Евроазиатского субконтинента, но и всего посткризисного мира.
Третье. У всех без исключения стран накопилось немало проблем в сфере этнической и религиозной толерантности.
Сегодня в зоне ответственности ОБСЕ назрела острая необходимость в культурном, цивилизационном и межрелигиозном диалоге.
Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и межцивилизационного диалога, выступает за активное использование потенциала ОБСЕ для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма.
Тематика толерантности в широком контексте будет в центре внимания Казахстана не только в рамках ОБСЕ, но и в ходе нашего председательства в Организации Исламская конференция в 2011 году.
Успешные итоги прошедшей в конце прошлого месяца в Астане Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации подтверждают важность обмена опытом в области межнационального и межконфессионального согласия.
Полагаю, что мы вместе должны проанализировать серьезные сдвиги в политике толерантности за последние десятилетия и выйти на общий документ с условным названием «ОБСЕ: К толерантности в новом десятилетии».
Таким образом, наполнение «второй» и «третьей» корзин, а именно вопросы наднациональных антикризисных инноваций, евроазиатской экономической интеграции и тематика толерантности могли бы войти в повестку дня предстоящего Саммита ОБСЕ.
Четвертое — проблемы Афганистана. Нет никакого сомнения, что нужна новая стратегия ОБСЕ в отношении Афганистана. Необходимо повышать международные усилия по реабилитации этой страны.
Важное значение имеет одобренная на международной конференции в Лондоне инициатива, предусматривающая поэтапную передачу ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане местным властям.
Заслуживает поддержки и курс Кабула на прекращение в стране кровопролития путем реинтеграции в мирную жизнь представителей всего спектра политических сил, включая Талибан. Как бы к этому не относиться, но они являются коренными афганцами, составляют интегральную часть населения. И им, в том числе, жить дальше в своей стране и строить уже мирную жизнь.
Особой потребностью Афганистана является создание штата квалифицированных кадров для различных отраслей экономики этой страны.
Поэтому в Казахстане начата реализация образовательной программы по обучению афганских граждан в вузах нашей страны стоимостью в 50 миллионов долларов.
В соответствии с ней с 2010 по 2018 годы в Казахстане будет обучено тысяча афганских студентов.
Мы убеждены, что, предоставив афганской молодежи возможность получить качественное образование, мы внесем важный вклад не только в процесс реабилитации этой страны, но и в сокращение распространения идеологии экстремизма и терроризма.
Одной из главных забот международного сообщества остается борьба с производством и трафиком наркотиков из Афганистана.
И здесь весьма эффективным методом, кроме уже применяемых, могут быть разработка и реализация специализированных программ для сельского хозяйства страны, которые бы стимулировали вытеснение посевов опиумного мака.
Выработка практических рекомендаций и плана совместных действий требует широкого осмысления проблем Афганистана.
Поэтому тематика Афганистана в контексте транснациональных угроз также заслуживает своего обсуждения на предстоящем Саммите.
Уважаемые участники и гости!
Наша встреча проходит в канун основополагающей исторической даты в летописи ОБСЕ.
1 августа исполнится ровно 35 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта — одного из наиболее значимых международно-правовых документов XX века, способствовавшего окончанию «холодной войны» и демократизации международных отношений.
Проведение Саммита глав государств ОБСЕ в 2010 году дает уникальный шанс продемонстрировать нашим народам и мировому сообществу эволюцию Организации «от Хельсинки до Астаны».
Мы не можем изменить прошлое. Но мы обязаны извлечь из него уроки и определить наше общее видение будущего.
ОБСЕ должна доказать, что она была эффективна не только во времена «холодной войны», но и сегодня остается активно развивающейся структурой, тесно вплетенной в живую ткань современной глобальной политики и экономики.
Проведение данного саммита стало бы данью уважения нашему народу, который первым закрыл ядерный полигон и полностью отказался от ядерного оружия. Кроме того, это стало бы объединяющим фактором европейской и азиатской частей ОБСЕ.
Желаю вам успешной работы и благодарю за внимание.
«Акбулак», Алматинская область, 17 июля 2010 г.