В треугольнике свободы

Граница на троих
Премьерные сомнения, президентское молчание
«Таможенный союз не сможет заработать с 1 июля». «Таможенный союз заработает с первого июля». Такими противоречащими заголовками пестрели интернет-ресурсы в связи с созданием единой таможенной территории. Причем обе мысли – «может» и «не может» – приписывались премьер-министру РФ Владимиру Путину.

Сомнения премьера в работоспособности ТС основывались на том, что слишком много факторов придется привести  к единому знаменателю, причем в сжатые сроки. Например, нормы провоза через границу товаров. Путина смущала возможная экспансия китайского товара, которого можно будет провозить по 2 тонны на одного человека.
Российский автопром тоже довольно сильно мог пострадать от облегченных пошлин на ввоз подержанных иномарок. А автопром для России – это не только объект постоянных финансовых вливаний, но и радужная мечта о собственных конкурентоспособных машинах.
Но уже после 1 июля 2010 года характер заголовков изменился, так как удалось не только урегулировать несовпадения, но даже присоединить (6 июля) к ТС стоявшую в стороне Беларусь.
Надо сказать, что позиция Беларуси объяснялась тем, что страны никак не могли прийти к единому решению насчет пошлин на ввоз российской нефти. Сохранить пошлины в прежнем объеме для Беларуси было бы непривлекательно. Сократить – невыгодно для России. Раздумывающая Беларусь все-таки подключилась к ТС спустя пять дней после России и Казахстана, превратив таможенный тандем в тройку.
Глава Беларуси по-прежнему хранит молчание, заявив лишь, что сейчас и в дальнейшем будет исходить из соображения блага для своего народа.  Совокупная  численность населения,  не только Беларуси, но и всех стран-участниц ТС, составляет 180 миллионов. Поэтому масштабы  блага – или другого эффекта – тоже будут впечатляющими.
Казахстанский премьер-министр Карим Масимов, как глава Правительства страны, наиболее активной работавшей над созданием ТС,  заговорил уже о работе над ошибками. Кстати, в отличие от обычных законодательных документов, «выдерживаемых» в рабочем режиме без изменений в течение года, новый Таможенный кодекс будет подвергнут первой корректировке уже в сентябре 2010 года. Так что работа над ошибками начнется довольно скоро.
То, что они неизбежны, признаются и на местах. Как выразился начальник областного департамента таможенного контроля Александр Кочубей, какие-то «ляпы» еще проявятся, ведь такие серьезные документы были составлены в короткий срок.

Кому выгодно?
Ситуация с выгодами или негативными последствиями вступления в ТС очень сильно напоминает разноголосицу, сопровождавшую возможное внедрение Казахстана в ВТО. Снижение пошлин или их отмена, естественно, повлияют на образование цен экспортного или импортного товара. Для потребителей это несомненное благо. Для некоторых предпринимателей – прямая угроза,  особенно если их продукция, будучи ниже по качеству, сравняется в цене с импортной. Подстегнет ли ТС образование более конкурентоспособных предприятий или всего лишь спровоцирует гибель тех, что поскромнее? Станет ли ТС территорией комфорта и будет ли расширяться? На эти вопросы можно будет ответить со временем.

Как провезти КамАЗ стирального порошка?
В приграничном регионе Актюбинской и Оренбургской областей первыми Таможенный союз смогли обсудить предприниматели, собравшиеся на выставку товаров и услуг «Европа-Азия». Для того, чтобы ответить на их вопросы, пришли представители таможенного департамента Актюбинской области, торгово-промышленных палат обоих регионов и все лица, как-либо связанные с таможней и границей.
Начавший свое выступление россиянин Сергей Кузнецов, заместитель начальника Оренбургского министерства внешних связей и приграничного сотрудничества, сразу задал тон всему дальнейшему обсуждению: «Выводы пока делать рано». И потом отметил, что казахстанская сторона ушла далеко вперед в подготовке таможенных кадров к работе в условиях ТС. Российским таможенникам пришлось изучать новый кодекс за одну ночь до его вступления в силу.
Естественно, что предпринимателей волновали практические вопросы. Например, как провезти в Казахстан из России КамАЗ стирального порошка? Есть ли ограничения на количество этого порошка? Можно ли будет вывозить мясо или ввозить маленьких китайских акул?
Эмоциональное обсуждение самых разных вопросов в результате свелось к формуле «поживем-увидим» и к вытекающим из нее «увидим-обсудим» и «обсудим-решим».
Конкретные ответы на конкретные вопросы удалось получить у главы департамента таможенного контроля Актюбинской области Александра Кочубея.
Так как же все-таки изменится порядок перехода через границу? Станет проще, говорит Александр Петрович. Первое, что изменено в таможенном законодательстве, – нет необходимости декларировать валюту. Ограничений в перемещении валюты физическими лицами не существует. Если гражданин передвигается на своем транспортном средстве, то нет необходимости заполнять обязательство об обратном ввозе-вывозе. Пассажирскую декларацию заполнять тоже не надо.  Это то, что касается физических лиц.
Для юридических лиц нет необходимости декларировать товар внутри стран-участниц ТС.  В России – с 1 июля, в Беларуси – с 6-го. Больше не нужно заполнять документ контроля доставки, за который нужно было платить брокерам.
Индивидуальный предприниматель может ввозить любое количество товара, не запрещенного законом. Из документов достаточно товарных чеков, взятых в месте приобретения товара. Если ввозится товарная партия, то лучше запастись сертификатами, счет-фактурой, договором и документами, подтверждающими, что данный товар произведен на территории стран ТС или вне ее, но выпущен в свободное обращение на территории ТС.
Сотрудники ветеринарного и фитосанитарного контроля Министерства сельского хозяйства прикомандированы к таможенникам. В этой части все остается по-прежнему. Санитарный контроль, осуществляемый Минздравом, к таможне не относится. Но перечни товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарному контролю, очень близки и  часто дублировались.  Теперь эти списки оптимизированы и встает вопрос: а есть ли вообще необходимость держать на границе санитарный контроль?

Будем усилять юг
Когда произойдет исторический момент ухода таможенников с границы России и Казахстана, не останутся ли они без работы? На этот вопрос Александр Кочубей ответил так:
– Таможенная  служба Казахстана не будет никак сокращена. За счет освободившихся  сотрудников будут усилены  южные границы.  20 единиц уже переведены на юг.  Нас и так по сравнению с российскими таможенниками мало. Например, на ТП «Жайсан» с казахстанской стороны в смене работают 15 человек, а с российской – в  три раза больше. Теперь, когда южные таможни будут усилены, численность работников  там будет сравнима с российской.
Формирование ТС не снимает вопроса безопасности. Все знают, что через нашу границу с Россией идет наркотрафик с юга в Россию и дальше в Европу. Есть незаконные перемещения оружия, боеприпасов. И не только таможенники занимаются этим вопросом, но и КНБ, МВД.  Борьба с наркотрафиком будет только усилена, так как у нас высвобождаются время и люди. И после 1 июля 2011 года мы не махнем рукой на эту проблему. Наши обязательства перед партнерами по ТС остаются.  Те ресурсы, которые освободятся через год, будут направлены на укрепление южных рубежей.

Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). Законодательство Таможенного союза формировалось исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами всемирных Торговой и Таможенной организаций. Разработчики стремились к тому, чтобы нормы таможенного регулирования были прозрачны и однозначны, исключали произвольное толкование, носили характер прямого действия, соответствовали лучшим мировым стандартам, были удобны как для участников хозяйственной деятельности, так и для органов государственного управления. Они предусматривают применение современных таможенных технологий, включая предварительное электронное декларирование, применение систем управления рисками и пр.

По расчетам комиссии ТС, за счет поэтапного введения режима свободной торговли и формирования общеэкономического пространства ВВП стран-участниц к пятому году существования союза увеличится минимум на 10-12 процентов, в том числе общий объем «перекрестных» капиталовложений – минимум на 25 процентов.


Восемь минут досмотра
Легче ли стало обычным гражданам пересекать казахстанско-российскую границу после введения Таможенного союза? Корреспондент «АВ» проверила это лично.

В Россию через пост Алимбет я езжу уже десять лет, так что есть с чем сравнивать. С каждым годом пересечение границы все усложнялось и усложнялось, а времени на прохождение постов уходило все больше и больше. Что же на границе теперь? Я проверила это в качестве обычного пассажира автомобиля.
В путь мы отправились в субботний день, ближе к обеду. Обычно это  самое горячее на границе время, потому что в выходные народ из Казахстана в Россию и обратно едет чаще. Особенно много времени на границе теряешь, если едешь на своей машине, так как автобусы с пассажирами пропускают вне очереди. Сейчас поток «Газелей» и больших автобусов по маршруту Актобе-Орск идет почти непрерывно, и если раньше нам как-то удавалось рассчитать время, чтобы оказаться у границы раньше, то сейчас это бесполезно – в любое время на границе обязательно встретишь пару «Газелей».
Привычная разбитая орская трасса, особенно перед Алимбетовкой… Как-то один россиянин, впервые проехавший здесь, признался, что чуть не повернул обратно домой, намучавшись на ухабах, а потом удивился, увидев современный и красивый Актобе.
На казахстанский пост мы прибыли в 15.50. Перед нами заехала «Газель» с пассажирами. Автомашин, к удивлению, не было. Двадцать минут ушло на ожидание, и в 16.10 мы уже заехали на пост. За то небольшое время, пока стояли, за нами выстроились в очередь еще 4 машины.
– Что у вас в салоне? – спросил таможенник.
– Личные вещи.
– Хорошо, сейчас проверим.
Досмотр и паспортный контроль заняли всего 8 минут. Довольные и совсем не уставшие, мы выехали с поста в 16.18.
Перед российским постом стояли все та же «Газель» и один автомобиль. Мы взяли талон прибытия и миграционные карточки, и едва успели их заполнить, как нам уже открыли ворота – через три минуты после прибытия.  Кстати, на российском посту автобусы на очереди практически не влияют, их проверяют в отдельном помещении. Прошли паспортный контроль, и я поинтересовалась, не продлили ли сроки пребывания казахстанцев в России. Как известно, без регистрации там можно пробыть всего три рабочих дня.
– Пока указаний не поступало, – ответила женщина-пограничник.
Приятной неожиданностью стало то, что и здесь нам не пришлось заполнять таможенные декларации. Обычно на это уходит много времени, особенно у тех, кто редко пересекает границу на личном транспорте. Пока разберешься с терминами «временный ввоз», «обратный вывоз» и выберешь нужное, пока отстоишь очередь…  На этот раз таможенники сразу пошли к машине и осмотрели вещи.
– Так, одежда, чай, пшено (так они назвали тары – М.К.), ткань… Хорошо, можете грузить вещи!
Все печати таможенники поставили на талон прибытия. Итого, наше пребывание на таможенном посту длилось 12 минут. Всего прохождение таможни заняло 52 минуты. Для меня лично это стало рекордом: обычно на границе приходилось стоять часа по два, а однажды прошлым летом мы провели на границе 6 часов.
На обратном пути небольшая задержка перед казахстанским постом произошла из-за пассажирского «Икаруса». За время ожидания я рассмотрела, что буквы на посту «Яйсан» практически все рассыпались, так что и непонятно, что это за надпись. Несерьезно для такой серьезной службы… А что касается времени, то наш путь выглядел так:
11.19 – подъехали к российскому посту;
11.24 – въехали на пост;
11.38 – выехали;
11.41 – подъехали к казахстанскому посту;
12.06 – въехали;
12.14 – выехали.
Кстати, с казахстанской стороны у поста уже стояло немало машин, и наверняка они провели на границе намного больше времени, чем мы. Было бы хорошо, если бы и у нас автобусы досматривались отдельно,  не мешая пассажирам легковых автомобилей. В целом поездка оказалась намного легче, чем раньше.

Этапы формирования ТС
1 января 2010 года. Введены единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС.
1 июля 2010 года. Сняты таможенные границы, отменено таможенное оформление товаров, происходящих из стран – членов ТС, либо товаров, выпущенных в свободное обращение на территории этих стран.
1 января 2011 года. Будет унифицирована таможенная декларация, действительная на территории всего ТС.
1 июля 2011 года. Таможенники уйдут с казахстанско-российской границы. По Таможенному союзу это будет завершающим шагом. Далее страны ТС  будут стремиться к единому экономическому пространству с взаимно интегрированной экономикой.

Выбирайте отечественное
Если честно, то Таможенный союз создан по инициативе предпринимателей, которых не устраивали прежние отношения. Это первый шаг к созданию Единого экономического пространства. Надо пройти определенные организационные этапы. Нельзя вариться в собственном соку, закрывшись от других экономик. Мы должны быть в числе лидеров, хотя бы среди  постсоветских государств. Во многом мы их опережаем, но нам надо взять техническое направление, развивать науку.

Было время, когда мы импортировали из-за границы абсолютно все: цемент, кирпич, плитку, но теперь этого добра у самих хоть отбавляй. На достигнутом нельзя останавливаться, надо довести качество продукции до совершенства.
Никто не должен навязывать свою волю. Вспомните, россияне воровским путем вывозили от нас водку и зерно. А зачем надо было сдерживать процесс торговли? Пусть производители свободно торгуют, где они захотят. Только тогда мы уйдем от сырьевой зависимости, когда начнем что-либо производить. И нашим соотечественникам надо быть патриотами. В годы экономической депрессии американский патриотизм вытащил экономику из кризиса. Пусть их товары и уступали по качеству зарубежным, американцы предпочитали брать свои. Так и нам следует поддержать отечественного товаропроизводителя. Зачем, к примеру, гоняться за российскими или белорусскими молочными изделиями, если у нас и свои неплохие.
Нам следует мобилизовать науку, совершить техническое перевооружение и создавать свои машины и механизмы, за которые было бы не стыдно, представляя которые мы бы могли ходить с высоко поднятой головой.
Анатолий МАРЧЕНКО, председатель общественного объединения «Союз предпринимателей и работодателей
Актюбинской области»

Поживем – увидим
Сейчас трудно говорить о достоинствах и недостатках Таможенного союза. Одно несомненно: объединение в его рамках трех государств породит конкуренцию в сфере производства. Многие товары, в том числе и продукты питания, беспрепятственно потекут в нашу страну. У наших товаропроизводителей в такой ситуации остается два выхода: либо снижать цены, либо улучшать качество товаров. Первое – нецелесообразно делать, ведь у многих из них кредиты, поэтому придется работать над качеством.

Для наших товаров дополнительные барьеры создают внутренние законы России. Это страна федеративная, и у каждого региона существуют свои специфичные законодательные акты. Такой пример: наше ТОО «Тандем W» выпускает прекрасную продукцию по стандарту халял, которая могла бы иметь большой спрос, скажем, в Татарстане, Башкортостане, других регионах России, где преобладает мусульманское население, но чтобы добраться туда,  надо проехать области, которые не заинтересованы в провозе таких товаров.
Таможенный союз подразумевает свободное перемещение рабочей силы, средств производства, и никто не может чинить в этом препятствия. Но это касается только трех государств. Теперь, естественно, мы большей частью сельскохозяйственную технику станем покупать в России, так как на другую зарубежную технику установлены высокие пошлины, даже на их запасные части.
Поживем, как говорится, увидим. Сейчас первые дни. В процессе взаимоотношений договор, наверно, еще не раз будет корректироваться, чтобы добиться наибольшей взаимной выгоды.
Абай МЫРХИН, председатель Торгово-промышленной палаты Актюбинской области

Над Главной темой  работали Мария КОРЖЕВА,
Шолпан ТУЛЕУЛОВА и Муапих Баранкулов