Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь

Республика Казахстан встречает 20-летие Независимости масштабными достижениями в проведении кардинальных социально-экономических и политических реформ, а международное сообщество воспринимает нашу страну как авторитетного и влиятельного участника глобальных процессов.

В республике создан прочный фундамент национальной государственности и обеспечена территориальная целостность.

Мы уверенно идем по рыночному пути развития и успешно интегрировались в мировую экономику. Сегодня Казахстан — это успешное, динамично развивающееся государство, играющее значимую роль в мировых процессах.

За республикой прочно закрепилась репутация конкурентоспособной страны, что подтверждается своевременными и эффективными ответами на новые вызовы и риски XXI столетия. Устойчивая внутриполитическая ситуация, межнациональное согласие и межконфессиональный мир, рациональное государственное строительство — все это результат проведения твердой последовательной политики Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

 

Хотелось бы напомнить: одной из первых программ развития Казахстана, разработанных Президентом Нурсултаном Назарбаевым в октябре 1997 года, была Стратегия «Казахстан-2030». Этот масштабный комплексный план, в котором четко определены основные направления и цели долгосрочных модернизационных преобразований, затрагивает все основные сферы социальной и экономической жизни страны и призван утвердить Казахстан как независимое и конкурентоспособное государство.

Стратегический курс развития в мае 2009 года был закреплен в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы. Основная задача программы — форсированными темпами создать новую индустриальную экономику, прежде всего за счет внедрения инноваций, новых технологий.

Несомненным новаторством в мировой практике стало создание по инициативе Президента Н. А. Назарбаева Ассамблеи народа Казахстана, деятельность которой обеспечивает особую атмосферу доверия, солидарности и взаимопонимания в богатой полиэтнической мозаике нашей страны.

Имидж Казахстана как государства, эффективно решающего вопросы межэтнического диалога, нашел подтверждение и в инициативе Главы государства о проведении съездов лидеров мировых и традиционных религий, развивающих диалог между цивилизациями и конфессиями, которые уже стали традиционными.

Председательство Казахстана в ОБСЕ — ведущей европейской организации — безусловное свидетельство признания достижений страны, а также показатель высокого личного авторитета Нурсултана Назарбаева на мировой арене. Ему удалось побудить глав европейских стран проявить политическую волю и, несмотря на имеющиеся между ними противоречия и разногласия, впервые за 11 лет созвать в Астане Саммит ОБСЕ, возродив в новых исторических условиях «Дух Хельсинки».

Безусловно, высокий международный авторитет республики закладывался с самого начала 1990-х годов, когда казахстанский Лидер выступил с инициативой ядерного разоружения. Добровольный отказ от обладания ядерным оружием в 1991 году и закрытие испытательного полигона в Семипалатинске внесли весомый вклад в глобальные усилия по ядерному разоружению и нераспространению. Это решение не только заложило основу для стратегического решения в пользу безъядерного статуса нашей страны, но и фактически запустило глобальный процесс прекращения ядерных испытаний.

Именно Президент Казахстана является убежденным поборником реального стратегического партнерства Казахстана и России, ярким примером которого служат принятие декларации между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие, весомых договоренностей по функционированию уникального космодрома Байконур и освоению недр Каспия.

Формула успеха, созданная и реализованная Нурсултаном Назарбаевым, базируется, с одной стороны, на опоре при проведении реформ на естественные преимущества, которыми обладает Казахстан: природные богатства, географическое положение, мощный человеческий капитал; с другой стороны, важнейшим фактором успеха стало последовательное воплощение Президентом Казахстана курса на углубление интеграции с государствами евразийского региона.

Главным инструментом формирования нового, более стабильного и справедливого миропорядка в настоящее время стала экономическая интеграция. Глубокие перемены, кардинально изменяющие современный мир, создают новые уникальные возможности для перехода к «экономике знаний», внедрения и распространения прорывных технологий, эффективного использования потенциала инновационного развития.

Создание современных интеграционных структур на постсоветском пространстве во многом основывается на прочных, многовековых традициях добрососедства и взаимного уважения евразийских народов. Но, безусловно, современная евразийская интеграционная идея, предложенная Президентом Нурсултаном Назарбаевым, — это прежде всего «практическое руководство», направленное на активные и последовательные действия по дальнейшему расширению экономического взаимодействия сопредельных стран.

Общеизвестно, что Президент Казахстана еще в марте 1994 года в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова представил Проект «О формировании Евразийского союза государств», основой которого была ориентация на межгосударственное взаимодействие и тесную экономическую и гуманитарную интеграцию стран, наиболее к ней подготовленных. Вспомним, это было на пике дезинтеграции постсоветского пространства. Экономика, согласно Проекту ЕАС, должна была стать основой объединения евразийских стран.

Евразийский союз обеспечил бы применение согласованных подходов к проведению рыночных преобразований, национальную безопасность, совместное включение стран в мировую экономическую систему. По замыслу автора проекта, ЕАС должен был представлять собой союз равноправных независимых государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала. Главными целями интеграции евразийских государств были названы укрепление стабильности и безопасности, социально-экономическая модернизация региона.

Формирование институтов и механизмов нового интеграционного объединения стало бы первым шагом к практической реализации евразийской стратегии. В документе отмечалось, что в ЕАС будут созданы наднациональные органы по примеру Европейского союза.

Современные интеграционные структуры — ЕврАзЭС, Таможенный союз и формирующееся Единое экономическое пространство — это и есть ключевые инструменты воплощения Евразийского проекта.

Принятие в 2000 году в Астане решения об учреждении Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, стало свидетельством единства политической воли руководителей пяти государств решительно идти по пути взаимного многопланового сотрудничества и реальной экономической интеграции.

ЕврАзЭС — это крупный региональный рынок (около 181 млн. потребителей), располагающийся на самой большой в мире территории (15% обитаемой суши), обладающий мощной минерально-сырьевой базой и значительным экономическим потенциалом. По оценке Статкомитета СНГ, его доля в мировом ВВП в 2010 г. составила 4,4%. В сообществе сосредоточены 8,5% мировых разведанных запасов нефти, 25% — природного газа, 22% — угля, более 20% — пресной воды и лесного покрова планеты.

ЕврАзЭС обеспечило в пределах таможенных территорий государств-членов режим свободной торговли, что способствовало увеличению товарооборота между ними с 29 млрд. долларов в 2000 году до 123 млрд. долларов в 2008-м, или более чем в 4 раза. Это создало надежную базу и логическую предпосылку к следующей стадии экономической интеграции — формированию Таможенного союза.

Этапным стал октябрь 2007 года, когда главы Беларуси, Казахстана и России приняли решение о формировании ТС.

Как известно, Таможенный союз начал работать с 1 января 2010 года с введением в действие Единого таможенного тарифа и Единых правил тарифного и нетарифного регулирования. Первого июля 2011 года был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Казахстаном и Беларусью, и все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешний контур ТС.

Таким образом, Таможенный союз действует по всем международным стандартам с единой таможенной территорией, единым таможенным тарифом и Таможенным кодексом ТС, в нем работает первый наднациональный орган на постсоветском пространстве — Комиссия Таможенного союза (КТС).

Формирование Таможенного союза создало благоприятные условия для роста торговли и экономики, развития свободной конкуренции и усиления инновационной активности на внутренних рынках стран-участниц. Оборот взаимной торговли стран — участниц Таможенного союза по итогам 2010 года увеличился по сравнению с 2009 годом на 21% и составил 88,4 млрд. долларов, а в 2011-м он может достичь 110 млрд. долларов. Реальный сектор экономики, бизнес-сообщество и население Беларуси, Казахстана и России получили выгоду от Таможенного союза, так как полностью устранены таможенные и прочие барьеры во взаимной торговле трех стран, а импортные товары из других стран, прошедшие таможенное оформление на внешней границе Таможенного союза, свободно обращаются внутри таможенной территории, конкурируя с товарами наших стран.

Все это благоприятствует работе и развитию предприятий реального сектора экономики государств — участников Таможенного союза, расширению их производственной кооперации, организации совместных производств, созданию новых рабочих мест, что в конечном итоге приводит к росту инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономик.

По расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, «макроэкономический эффект от создания Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС составит дополнительно не менее 5% прироста ВВП на пятилетнюю и около 15% – на десятилетнюю перспективу».

Примером для создания ЕврАзЭС и Таможенного союза послужил Европейский союз — на тот момент самая успешная и наиболее полно реализовавшая первоначальные задачи интеграционная структура. По динамике сотрудничества и стратегическим направлениям развития ЕврАзЭС напоминает модель ЕС, но переосмысленную и адаптированную к специфике состояния и развития макроэкономических процессов в странах постсоветского пространства.

Напомним, что истоки Европейского союза восходят к началу 1950-х годов. Отдельные его элементы содержались в Договоре о Европейском объединении угля и стали (1951 г.) и Договоре о Европейском сообществе по атомной энергии (1957 г.). На принципиально новый уровень вопрос о создании ЕС был поднят с подписанием в 1957 г. в Риме Договора о европейских экономических сообществах. Для создания Таможенного союза европейским странам понадобилось около 11 лет, единого внутреннего рынка — 34 года, экономического и валютного союза — почти 43 года.

Беларусь, Казахстан и Россия движутся по этому пути в ускоренном темпе: от создания ЕврАзЭС до начала работы Таможенного союза прошло 10 лет, начала функционирования ЕЭП — 12 лет.

Не ожидая полного завершения работы по созданию Таможенного союза ЕврАзЭС, главы трех государств на неформальном саммите в Алматы 19 декабря 2009 года приняли План действий по формированию Единого экономического пространства.

Благодаря твердой политической воле руководителей государств, интенсивной работе правительств сложнейшая задача по разработке правовой базы ЕЭП была выполнена в самые сжатые сроки (за один год вместо двух, как первоначально планировалось). Уже к декабрю 2010 года были приняты базовые 17 соглашений, формирующих ЕЭП. Эти соглашения вступят в силу 1 января 2012 года, что будет означать начало работы ЕЭП.

Для обеспечения полноформатного функционирования Единого экономического пространства потребуется в период с 2011 по 2015 год принять еще 55 международных договоров и иных документов и обеспечить выполнение 74 обязательных мероприятий по формирующим ЕЭП соглашениям в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

Соглашения, формирующие правовую основу ЕЭП, можно условно разделить на 6 групп: проведение согласованной экономической политики и гармонизация систем регулирования экономики; создание общего рынка услуг; создание общего рынка капитала и проведение согласованной валютной политики; создание общего рынка трудовых ресурсов; формирование общего энергетического рынка, доступ к услугам естественных монополий в сфере энергетики и транспорта; техническое регулирование.

Как известно, одна из четырех составляющих ЕЭП — общий рынок товаров — уже обеспечена действующим Таможенным союзом.

Другим важнейшим сегментом ЕЭП является общий рынок услуг, предпосылки к образованию которого будут создаваться с начала 2012 года. В его рамках государства — участники ЕЭП будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг для юридических и физических лиц стран-участниц, обеспечивать взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизацию национальных законодательств, а в отношении третьих стран будут проводить согласованную политику торговли услугами.

С 1 января 2013 года будет обеспечена унификация железнодорожных тарифов на перевозки грузов, то есть на территории каждого государства вместо экспортного, импортного и внутреннего тарифов будет действовать единый тариф, а с 1 января 2015 года будет обеспечен доступ к услугам железнодорожной инфраструктуры для перевозчиков государств — членов ЕЭП.

С 1 января 2014 года для всех государств — членов ЕЭП будет введен национальный режим в системе государственных (муниципальных) закупок.

К 1 января 2014 года в рамках создания общего рынка капитала предполагается обеспечить недискриминационный доступ стран – членов ЕЭП на рынок финансовых, банковских и страховых услуг на условиях национального режима, создать равные правовые условия для инвестиционной деятельности, снять ограничения в валютных операциях. До 1 января 2015 года предполагается достигнуть равнодоходных (рыночных) цен на газ. В ЕЭП будет создан общий рынок труда. Трудовые мигранты из стран — членов ЕЭП смогут пользоваться определенными социальными гарантиями, и их права будут защищены.

Все указанные мероприятия обеспечат с 1 января 2016 года полноформатное функционирование ЕЭП.

Создание ЕЭП — это прежде всего возможность развития свободной конкуренции и усиления инновационной активности на общем пространстве. Именно конкуренция является важнейшим стимулом для повышения качества товаров и услуг. Унификация и гармонизация норм и правил при формировании ЕЭП создает благоприятные условия для производства конкурентной продукции на предприятиях, перевод их на инновационные рельсы развития.

18 ноября произошло историческое событие для стран постсоветского пространства — президенты России, Казахстана и Беларуси приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

— Тем самым мы сделали очередной и очень мощный шаг на пути формирования Евразийского экономического союза — объединения, которое, вне всякого сомнения, будет определять будущее наших стран, — заявил Дмитрий Медведев на совместной пресс-конференции. При этом он подчеркнул:

— Я хотел бы прежде всего выразить благодарность моим коллегам. Благодарность Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, который, если говорить предельно прямо и откровенно, был инициатором этой идеи в очень трудные 90-е годы. И в этот период Нурсултан Абишевич, не жалея сил, тем не менее призывал заниматься интеграционными процессами на постсоветском пространстве.

— Создав это детище (Евр

АзЭС, Таможенный союз и ЕЭП), как отцы-основатели, мы хотим, чтобы это было настоящее интеграционное объединение. Наша главная цель — повышение благосостояния наших народов, — отметил Нурсултан Назарбаев. — Это же не самоцель — развивать экономику. Целью является улучшение жизни людей. Экономика зарабатывает деньги, чтобы люди получили эти блага. Именно ради этого все делается. Именно на это направлена интеграция.

Президент Беларуси Александр Лукашенко в свою очередь подчеркнул:

— Я уверен, что, создавая новый экономический, политический центр силы на евразийском пространстве, Беларусь, Казахстан, Россия движутся в верном направлении, потому что успех ЕЭП важен не только для наших государств, но и для наших ближайших соседей. И он станет значительным фактором для всех крупнейших международных центров.

Несомненно, процесс интеграции на евразийском пространстве и дальше будет эффективно развиваться. Интерес к успешным интеграционным структурам уже проявляют другие члены Евр

АзЭС и СНГ. Как известно, в ответ на запрос руководства Кыргызстана запущен рабочий механизм по подготовке к вступлению страны в Таможенный союз. Заинтересованность в этом выражает и Таджикистан.

26 октября 2011 года в «Известиях» была опубликована программная статья Президента Нурсултана Назарбаева «Евразийский союз: от идеи к истории будущего», в которой четко и убедительно обозначены перспективы дальнейшего развития Таможенного союза и Единого экономического пространства с выходом на создание Евразийского экономического союза.

Оценивая практические итоги развития ЕврАзЭС, Президент Казахстана отметил, что за 11 лет в сообществе сформировалась разветвленная система механизмов, обеспечивающих эффективное продвижение интеграции в ее различных измерениях, в том числе структуры, формирующиеся на отраслевом уровне, а также по инициативе предпринимателей, деятелей науки, молодежи.

В отклике на эту статью академик Олег Богомолов отметил, что Нурсултан Назарбаев излагает идеи евразийства с характерной новизной и ценностью фундаментальных мыслей. Академик обращает особое внимание на справедливую критику казахстанским Лидером «участи» наших стран в качестве периферийного экспортера природных ресурсов и догоняющей модернизации. Ученый поддержал идеи полного равноправия и добровольного партнерства как основных принципов интеграции, предполагающих гибкость и разноуровневый характер взаимодействия.

Аналогичная оценка прозвучала в отзыве известного российского экономиста, академика РАН Ивана Иванова. Он подчеркнул справедливость позиции Президента Казахстана, основанной на объединении потенциалов инновационного роста наших стран и формировании диалога бизнеса и власти, создающего «живую ткань предпринимательства на уровне предприятий».

Глубину интеллектуального и практического развития Нурсултаном Назарбаевым идей евразийства отметил также член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Ученый видит «формулу успеха» Евр

АзЭС в соединении прагматизма и сильной, научно обоснованной идеологической составляющей евразийских интеграционных инициатив.

Выступая в университете им. Л. Гумилева, Президент Казахстана подчеркнул: «Евразийство — это идея будущего. Это алмаз в короне интеграционных процессов, которые требует сегодня глобализация. Три практические вещи — ЕврАзЭС, СВМДА и ШОС — это три составляющих будущего евразийства. Я думаю, в конечном счете большая Евразийская Идея, единство Евразийского континента победят».

В недавно изданной книге «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь» впервые на документальной основе всесторонне рассмотрен процесс интеграции сопредельных евразийских государств и проанализировано развитие эффективно действующих интеграционных структур ЕврАзЭС, Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства, которые стали ключевыми инструментами воплощения Евразийского проекта Нурсултана Назарбаева.

Лидер Казахстана, выдвинув прорывную идею формирования Евразийского союза государств, убедил глав сопредельных государств в эффективности высказанных интеграционных предложений и при их деятельном участии сумел успешно воплотить евразийский проект в жизнь. Эта целостность замысла и практики, системность подхода к последовательному и твердому продвижению вперед обеспечили успех Евразийскому проекту.

Благодаря пассионарности личности Нурсултана Назарбаева цели, еще вчера казавшиеся несбыточной мечтой, сегодня обретают реальные очертания.

Несомненно, что «крае-угольным камнем» успехов и достижений Казахстана на протяжении всех лет независимости являлся фактор лидерства Нурсултана Назарбаева. В своем выступлении на церемонии инаугурации в апреле 2011 года Нурсултан Абишевич отметил: «Я могу с гордостью утверждать, что все цели и задачи, которые я ставил 20 лет назад перед нашим народом на заре нашей Независимости, выполнены и перевыполнены. И я благодарен судьбе за то, что мне выпала огромная честь быть Лидером новой Нации и такой великой страны, как наш Казахстан, достойно вошедшей в семью народов мира!»

«Казахстанская правда»

от 6 декабря 2011 года

Колонка "Взгляд"