Пробки стали обычным явлением в Актобе. Водители нервничают, пассажиры теряют время, воздух загрязняется выхлопными газами. А красный свет как будто нарочно испытывает наше терпение. Между тем сделать так, чтобы на нашем пути всегда горел желанный зеленый, вполне реально. Руководитель ТОО «Светоком» Иван Кисельников уверен: «зеленая волна» выгодна и удобна всем. Мы надеемся, что высокую эффективность услуг, оказываемых ТОО, оценит когда-нибудь и отдел ЖКХ акимата Актобе. Ведь предприятие предлагает решить общегородскую проблему.
26 июля Кисельников приблизился к своей цели еще на один шаг. ТОО заняло 2-е место в номинации «Лучшие товары производственного назначения» на региональном конкурсе-выставке. Теперь компания будет отстаивать право называться «Лучшим товаром Казахстана 2013 года».
Кстати, сегодня – это единственный отечественный производитель светофорной продукции в Казахстане. ТОО «Сайман» (Алматинская область) специализируется лишь на выпуске светофоров для пешеходов.
На рынке «Светоком» уже 10 лет. Первый светофор, выпущенный ТОО, был установлен на перекрестке проспекта Алии Молдагуловой и улицы Братьев Жубановых. За эти годы он не исчерпал и половины своего ресурса. Ведь срок эксплуатации светодиода рассчитан на 100 тысяч часов непрерывной работы.
Несмотря на такой мощный потенциал, оборудование, особенно на пересечении с главным и самым оживленным проспектом города – Абилкайыр хана, часто выходит из строя. Во избежание заторов и ДТП УДП выставляет живых регулировщиков. Неудобства вызывают недовольство горожан. «Почему бы не решить вопрос раз и навсегда и не установить повсеместно новые светофоры?» — рассуждаем мы.
Специалист с 12-летним опытом работы в этой сфере Иван Кисельников утверждает, что простая замена не снимет проблемы.
— Все дело в перегруженности модулей управления лампами (МУЛ), — объясняет он принцип действия светофора. – Со временем контролер (оборудование) нагружался новыми устройствами типа стрелок-указателей «налево», «направо». В итоге нагрузка растет, МУЛы перегружаются и выходят из строя.
Вообще, ввиду сложности перекрестка, необходимо пересмотреть организацию этого светофорного объекта, включая и места расположения на консолях. Мы уже обговорили это предложение с ГКП «Тазалык».
Считаю, что организация транспортных потоков и установка светофоров на главной и второстепенных дорогах Актобе в целом требуют принципиального и комплексного пересмотра.
Недавно Кисельников побывал в Китае. Его поразило, насколько грамотно и вместе с тем красиво расположены светофоры в больших городах. А гармоничный дизайн конструкций, на которых они установлены, естественно вписался в архитектурный облик города.
— Актобе растет и хорошеет. И все, в том числе светофоры, должно соответствовать высокому уровню. Мы можем предложить и выполнить любой заказ. Нами освоен выпуск всего оборудования, указанного в ГОСТе. С поверхностью 200-300 миллиметров в диаметре, для пешеходов, с индикатором оставшегося времени, с анимацией, звуковыми и речевыми сигналами для тех, у кого слабое зрение, — говорит руководитель ТОО. – Сейчас разрабатываем светофоры квадратной формы 300 на 300, 200 на 200 миллиметров. Квадрат позволяет увеличить площадь свечения и вместить больше информации.
О том, что товары ТОО востребованы, свидетельствует рынок сбыта. Светофоры made in Aktobe установлены по всей республике, кроме Астаны, Алматы и Шымкента.
Парадоксально, но факт: товары местного товаропроизводителя на родине востребованы не в полной мере. На многих улицах работают аналоги производства РФ и КНР. Их качество оставляет желать лучшего.
Между тем преимущества «Светокома» очевидны. Во-первых, его светофоры безопасны ввиду питания сверхнизким напряжением в 24 вольта. У всех производителей оно достигает 220 вольт со всеми вытекающими последствиями.
Во-вторых, надежность работы светофоров доказана 10-летней эксплуатацией.
— Когда к нам приезжают высокие гости, полицейские устраивают им безопасный беспрепятственный проезд вручную. А ведь применение технологии «зеленая волна» может значительно упростить процесс организации безопасности и повысить ее.
Надо просто скоординировать работу всех светфорных объектов на пути следования. Проезд по адмцентру области без остановок гарантирован, — горячо доказывает Кисельников.
По его мнению, решать проблему современной организации светофорного хозяйства нужно планово, с участием первых руководителей города, так как она поможет решить многие вопросы, к тому же она требует немалых финансовых затрат.
Пока наши думают, разработками ТОО заинтересовались бизнесмены из Омана и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Представители Омана изучили образцы и ждут итогов тендера, после которого заключат долгосрочный договор на поставки. Маркетологи из ОАЭ прилетят уже на этой неделе.
Если учесть, что первые светофоры, выполненные на светоизлучающих светодиодах, появились в США только в конце XX века, а в РФ – в 1998 году, Актобе можно считать пионером. Разработку подобных светофоров в РК «Светоком», тогда еще в составе АО «Актюбрентген», начал в 2001 году. В 2002-м были разработаны конструкторская и техническая документации. К серийному производству приступили в 2003 году.
Применение именно такого варианта было обусловлено решением проблем энергосбережения, сокращения эксплуатационных расходов и надежности в сфере управления и регулирования дорожным движением.
— Целый год работали над тем, чтобы продукция была технологически надежна, безопасна и конкурентоспособна по цене. Сегодня наши светофоры конкурентны по многим параметрам, включая цену, — констатирует Кисельников.
Казахстанское происхождение светофоров подтверждается сертификатом CT KZ. Доля казсодержания составляет более 60 процентов. Светодиоды завозят из Тайвани – мирового лидера этого производства. Полиэтиленовую трубу из Атырау (местный завод на предложение наладить работу не откликнулся). Поликарбонат, который придает изделию антивандальную устойчивость, антикоррозийные качества и прозрачность, – из Казани, металлические корпуса – из России.
В настоящее время все производство размещено на площади в 80 квадратных метров. Изготавливают светофоры всего 9 человек, трое из них – вчерашние выпускники местного колледжа связи и электротехники. Динамика производства есть: выпускается около 19 видов светофоров, которые поставляются практически по всем регионам РК.
— При необходимости расширить производство и увеличить число работников – не проблема. Лишь бы заказы были, — выражает общее мнение коллектива ТОО его руководитель.
Ляззат ЕГИБАЕВА