Где зародился зороастризм

В статье Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи» говорится о выдающихся культурных достижениях кочевнического мира, которые не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на землях современного Казахстана и лишь потом распространились на Запад и Восток, Север и Юг. Перечисляя такие грани, как «культура всадничества», «металлургия», «звериный стиль», «золотой человек», «тюркский мир», «Великий Шелковый путь», «родина яблок и тюльпанов», мы тем не менее должны обратить внимание и на духовную сферу жизни древних насельников Великой степи в плане их религиозного мировоззрения.

Обычно со степью, обширными полупустынными пространствами историческая наука на протяжении веков уже привыкла интерпретировать духовность их жителей с древними формами религии, такими как шаманизм, анимизм, тотемизм и др., т.е. с политеизмом. Эти древние верования, естественно, всегда присутствовали среди кочевников, учитывая их быт, образ жизни и стиль мышления. Однако мы в данной работе попытаемся показать, что самая первая в мире в истории человечества монорелигия зародилась в степях Западного Казахстана, что связано с проповеднической деятельностью древнейшего пророка на земле по имени Заратуштра. Отсюда, как стало понятно, речь пойдет о религии зороастризм.
Считается, что эта религия была занесена в казахстанские города и степи в VI–VII веках по караванным дорогам Великого Шелкового пути хорезмийцами, согдийцами (жителями Бухары, Самарканда). То, что она возникла в Иране, общеизвестная теория и до сих пор трактуется почти во всех фундаментальных трудах по истории и религии.
Но вот что интересно. Предпринятые нами размышления и исследования гимнов «Авесты» позволяют выдвинуть версию, что пророк Заратуштра в действительности родился и жил, а также начал проповедническую деятельность в степях на территории современного Западного Казахстана. Об этом вскользь высказывается в своем труде английская исследовательница Мэри Бойс. В предисловии к своей книге для русского издания «Зороастрийцы. Верования и обычаи» она пишет: «Пророк Зороастр жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было, и в прошлом различные иранские страны претендовали на благочестивую роль его родины. Долгое время считалось, что он жил в Азербайджане, на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло. Исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях, к востоку от Волги» [2]. Исходя из этих посылов, мы попробуем путем независимого изучения гимнов «Авесты» определить территорию, где родился пророк Заратуштра и, соответственно, его учение.
Внимательно изучая карту, а также анализируя тексты «Авесты», дошедшие до нашего времени, путем известного воображения можно заметить признаки того, что родиной легендарного пророка Заратуштры могут являться степи Западного Казахстана, находящиеся на пространстве Прикаспийской низменности и Северного Приаралья.
Уже в первом гимне Авесты «Гимн Ахура-Мазде» в двадцать первой главе читаем такие строки:
«… Хвала Арианам-Вайжда
И благу, Маздой данному!
И водам Датьи слава,
И чистым водам Ардви!
Хвала благому миру!» [3].
В этих гимнах можно заметить, что восславляются географические названия территорий, где проживали современники пророка Заратуштры. Эти названия не что иное, как названия современных рек Сырдарьи (Датья) и Амударьи (Ардви). А Арианам-Ваджа — это племена, проживавшие на территории приаральских степей. Также в этих гимнах, в 13-й главе, Ахура-Мазда, перечисляя свои различные имена, отождествляет себя с кочевнической деятельностью — «Я — Слово скотовода», что характерно больше для Великой степи, чем оседлоземледельческому хозяйству.
Проанализируем другие гимны Авесты под названием «Гимн Ардви Суре». С самого начала этого гимна Ахура-Мазда молвит пророку Спитаме-Заратуштре, чтобы он молился, «Ардви полноводной… текущей мощно, великой, славной, величиною равной всем водам, взятым вместе, текущим по земле, от высоты Хукарья до моря Ворукаша». Дальше в тексте гимна приводятся такие стихи:
«4. Из края в край волнуется
Все море Ворукаша,
И волны в середине
Вздымаются, когда
Свои вливает воды,
В него впадая, Ардви
Всей тысячью протоков
И тысячью озер,
Любое из которых
За сорок дней объехать
Успеет только всадник
На добром скакуне.
5. Одна протока Ардви
Течет на семь каршваров,
Стекая равномерно
И летом, и зимой…».
Из этих текстов мы можем сделать предположение, что названия реки Ардви и моря Ворукаша тождественны современным Амударье, Аральскому морю. Известно, что Амударья в своем историческом прошлом была могучей и полноводной рекой (недаром она была названа позднее арабами Джейхуном, т.е. бешеной рекой), при разливе образовывала тысячи протоков и озер, а в Аральском море при волнении образовывались огромные волны. Также, чтобы объехать вокруг Аральского моря на коне, действительно, потребуется сорок дней. Высотой Хукарья мы считаем горы Гиндукуша — Памира, откуда берет свое начало Амударья. «Одна протока Ардви» (т.е. Амударьи) — это известное еще древним географам русло Узбой, которое стекало в Сарыкамышскую впадину (озеро).
А теперь зададим себе вопрос: каким образом можно отождествить все эти слова гимнов с территорией Ирана, если упоминаемых географических объектов в виде таких рек там нет и в помине? Значит, все-таки тексты гимнов повествуют о территориях степного пространства Казахстана.
В текстах гимна Ардви-Суре верховный бог Ахурамазда сообщает о создании им на степных просторах северного Приаралья селения и округи, а для их защиты построил оборонительные сооружения (опоры и охраны), а также округи и страны:
«6. Создал ее я, Мазда,
Для процветанья дома,
Селенья и округи,
Создал для их защиты,
Опоры и охраны,
Создал я для спасенья
Округи и страны».
Исследованные памятники эпохи бронзы на территории Западного Казахстана позволяют нам интерпретировать жилищные постройки насельников андроновцев (бронзовая культура) с текстами этих гимнов.
Для более ясного понимания кратко остановимся на основных моментах истории Великой степи в эпоху зарождения арийских племен.
До появления религии зороастризма на территории Западного Казахстана проживали представители т.н. андроновской культуры, которых все исследователи относят к бронзовому веку, т.е. III-II тыс. до н.э.
В священной книге зороастрийцев рассказывается, как первый царь иранцев Йима — «владелец добрых стад», Царь — пастух Золотого Века, строит первый город, который ему велел построить Ахура-Мазда для защиты скота, добра, людей от стихийных бедствий. Это были обильные снегопады и последующие наводнения. Йима, по повелению Ахура-Мазды строит этот город из земли, которую «топчет пятками и мнет руками», как это сказано в Авесте, как люди мнут намокшую землю. То есть речь идет о земляной архитектуре, конечно, с деревянными элементами. В гимнах приводятся такие слова: «И в этой стране по воле Ахуры Йима Прекрасный создал поселений вар размером в бег на все четыре стороны». Выстроенный из глины и земли вар состоял из трех концентрических кругов валов и жилищ, что полностью соответствует технологии строительства жилища андроновцами в степях Западного Казахстана. Классический пример такого строения — всемирно известный Аркаим, что расположен в Южном Приуралье. Как показывают раскопки, арии жили в этих местах 200-300 лет. Кроме Аркаима, на Южном Урале позднее были обнаружены следы еще нескольких подобных городов. Эту местность археологи называют Страной городов, т.к. около 20 объектов круглой, овальной и прямоугольной формы образовали целое государство — примерно 150 км с запада на восток и 350 км с севера на юг по восточному склону Южного Урала. Тот самый древний арийский простор, Арианам-Вайджа. На этой территории открыты десятки памятников — поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелды, Уралысай и т.д. – с тремя вписанными друг в друга окружностями валов и стен. Они были исследованы российскими и казахстанскими учеными А.Я. Тугаринововым, С.А. Теплоуховым, М.П. Грязновым, К.В. Сольниковым, А.Х. Маргуланом, К.А. Акишевым, А.Г. Максимовым, С.С. Черниковым, А.М. Оразбаевым. Отсюда вытекает гипотетический вывод, что территорию Западного Казахстана условно можно считать колыбелью человечества, по крайней мере, родиной появления первой монорелигии – зороастризма. Таким образом, исходя только из археологических данных эпохи бронзы, мы можем убедиться, что описываемые в гимнах Авесты тексты соответствуют месторасположению первоначальных жилищ насельников той эпохи, когда на свет появился Заратуштра и в дальнейшем стал пророком со своим учением.
Авеста, как и древнеиндийские ведические источники, помещает родину древних ариев где-то на севере, в стране Арианам-Вайджа (арийский простор). Причем в описании этой страны мы видим все приметы северного ее расположения — бобры, обитающие в реках, деревья, свойственные для севера или средней полосы и нашим степям.
Примерно в то же время арийцы приходят и на территорию современного Ирана с уже жизнеутверждающим учением пророка Заратуштры, которая только через тысячу лет будет вспомнена древними персами.
Обратимся к Велесовой книге, написанной якобы новгородскими волхвами в IX веке н.э., но которая описывает события рубежа III и II тысячелетия до нашей эры. Не впадая в подробности о достоверности данной литературы, просто приведем оттуда интересные выводы: «…Мы пришли из края зеленого. А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра-реки. Так род славен ушел в земли, где Солнце спит в ночи… Мы сами арии, и пришли из земли арийской…» — так повествует Велесова книга [4, с. 172]. Ра — древнее название реки Волги. Из зеленого края, находящегося где-то к востоку от Волги, предки древних русичей шли на запад, вслед за Солнцем. Шли и на территорию восточной Европы, давая начало многим великим народам, которых мы сейчас называем индоевропейцы. Т.е. отсюда мы видим, что именно из наших степей начали уходить в разные стороны света древние арийцы с их технологиями и духовными знаниями.
Резюмируя вышесказанное, кратко остановимся на моментах зарождения зороастризма, технологии и контактах ариев с другими сопредельными территориями.
Около III-II тысяч лет тому назад, еще задолго до появления Великого Шелкового пути, на территории Великой степи (степи современного Казахстана) проживали арийские (иранские) и индоарийские (индийские) племена. Они относились к индоевропейской языковой и культурной общности, которая в начале II тысячелетия до н.э. обособилась к востоку от Волги и в степной части Казахстана, где стала известна современной науке как представители андроновской культуры. Вероятно, они были полукочевниками и пасли коров, овец и коз с помощью собак на сравнительно небольших участках рядом с поселениями (в то время лошадь еще не была одомашнена). Их общество делилось на две главные группы: жрецы-священнослужители и пастухи-воины, они же охотники. По-видимому, андроновцы имели торговые контакты с оседлым населением, жившим к югу от них. В Месопотамии они заимствовали деревянные повозки, в которые запрягали волов, а затем узнали о боевых колесницах. Это привело к укрощению диких лошадей, их одомашниванию (всаднической культуре) и постепенному переходу к кочевническому скотоводству. Примерно в то же время вошла в употребление бронза. Горы, окаймляющие степи Центральной Азии, особенно Алтай, обладали богатыми залежами меди и олова, что давало возможность производить оружие. Как пишет Н.А. Назарбаев в статье «Семь граней Великой степи»:
«…наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. Об этом говорят найденные при раскопках печи для выплавки металла, украшения, предметы быта и оружие ранних эпох. Это свидетельствует о высоком технологическом развитии степных цивилизаций, существовавших на нашей земле в далекой древности» [1]. С этого момента жители Великой степи стали грозными воинами для соседей оседло-земледельческой цивилизации и вошли в историю как преемники ариев под именами саков, савроматов, сарматов. Возможно, в эти времена учение Заратуштры проникло на территорию современного Ирана из степей Казахстана вместе с воинами-кочевниками. Как известно, у древних насельников степей Западного Казахстана, появившихся после ариев, оставались языческие формы религии до начала функционирования Великого Шелкового пути.
Как мы указывали выше, невозможно определить время жизни Заратуштры. Еще более спорны гипотезы о родине пророка и месте первоначального распространения его религиозного учения. В практике ритуальных обрядов для этой религии характерно почитание четырех элементов Вселенной: воды, огня, земли, воздуха. Все эти элементы зороастризма прослеживаются в Средней Азии и Казахстане, на Сырдарье, Амударье и в Семиречье по археологическим изысканиям, когда были вскрыты руины башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Знаменитая зороастрийская башня Шылпык до сих пор высится на берегу Амударьи в 50 км южнее Нукуса (Каракалпакстан). Такие же башни сохранились в топографии городищ Костобе и Красная Речка (Казахстан). В основном в Средней Азии и Казахстане получил распространение нетрадиционный вариант зороастризма, отличающийся от канонического тем, что он тесно переплетался с местными языческими культами, с такими как культ огня, культ предков (аруах), животных — лошади, барана, верблюда.
Таким образом, мы можем утверждать, что религия зороастризм зародилась во времена ариев на территории Великой степи, и в частности, на территории Актюбинской области.
Сакен Уталиев,
доктор философии (история-археология, этнология), доцент, проректор по проектным технологиям Казахско-Русского международного университета