Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Горшки обжигали женщины

С помощью микроскопических исследований российский ученый Людмила Краева определяет из чего и как лепили керамическую посуду в древности, что ели кочевники в 5-4 веках до нашей эры. Новая методика в археологии также доказывает, что гончарным делом поначалу занималась сарматская женщина.

От Урала до Дона

Заведующая музеем археологии Оренбургского государственного педагогического университета Людмила Краева чуть ли ни единственный специалист на постсоветском пространстве, который изучает керамику сарматской культуры по новому для науки методу. В Актобе она работает над совместным российско-казахстанским проектом по изучению культуры кочевников Евразийской степи, а именно сарматской культуры. Исследование финансирует Министерство культуры РК, ученые изучают время ранних кочевников Семиречья, Алтая и Западного Казахстана.

— В древние времена не было нынешних границ, соответственно, сарматские племена кочевали по территории сегодняшних России, Казахстана и Украины. Ираноязычные племена кочевали на протяжении долгого промежутка времени, и их культура развивалась тысячелетиями. Они оставили после себя очень интересные памятники археологии, которые в основном представлены захоронениями. У кочевников трудно найти какие-либо постоянные стоянки, поселения, поэтому историки изучают эту культуру по захоронениям. Территория действительно огромная: от Урала практически до Дона, — рассказывает археолог.

Исследовались сосуды в основном найденные вдоль рек Илек и Орь с 70-х годов ХХ века по сей день. По утверждению Людмилы Краевой, именно вдоль Илека сосредоточено большое количество памятников сарматской эпохи. Считается, что здесь располагался один из могущественных племенных центров, который заметен по богатым захоронениям.

— В Актюбинской области проведено много раскопок, найдено самое большое количество керамики, — отметила Людмила Краева. — У вас богатый фонд в музее. Хочу выразить особую благодарность казахстанцам за оказанную поддержку в исследованиях.

По ее словам, материальная культура, которую находят в погребениях, интересна и различна. В могильных ямах с большим количеством определенных вещей, в том числе и из драгоценных металлов, как ни странно, встречается и керамика.

— Вроде бы, кочевники и керамика — вещи несовместимые, — отмечает археолог. — Но как показывают исследования, у них было развито гончарство. Сама керамика — массовый материал, но ее изучение дело трудоемкое, требует усидчивости и наблюдательности. Поэтому ученые не тратят на нее много времени. Хотя визуально, без микроскопа, археологи могут ошибиться в своих выводах.

Новое направление по изучению керамики основал еще в 70-е годы прошлого столетия доктор исторических наук Александр Афанасьевич Бобринский, который долгое время возглавлял группу по изучению керамики в Институте археологии Российской академии наук в Москве.

— Исследование состоит из нескольких этапов, — разъясняет Людмила Краева. — И первый — это изучение гончарного изделия с помощью бинокулярного микроскопа. Рассмотрение следов, оставшихся на сосудах, происходит при 16-100-кратном увеличении. Под микроскопом мы видим, из чего сделан тот или иной горшок. Рассматривая излом сосудов (керамика чаще всего встречается в разбитом состоянии), мы можем сказать по спаям, каким способом, из каких строительных элементов они изготавлялись.

Изучая с помощью микроскопа материалы, ученый обнаружила, что сарматы использовали в качестве сырья глину и ил. Правда, последний встречается в малом количестве, в основном в ход шла глина. Помимо этого сарматы добавляли какие-то примеси, например, дробленый шамот.

— Видела несколько сосудов, где заметно, что при их изготовлении сарматы использовали самый древний способ, так называемый лоскутный налеп, — продолжает кандидат исторических наук. — Есть еще зафиксированный способ изготовления сосудов из глиняных лент. Как показывает практика, все эти способы могут сосуществовать в одном времени, но зависят от разных традиций. Дело в том, что сарматы — это союз племен, состоящий из нескольких родов. Естественно, у каждого племени испокон веков были свои традиции изготовления посуды.

— Методика Бобринского позволяет восстанавливать историко-культурные процессы, которые происходили в древности, — утверждает археолог из Оренбурга. — Изученные мною сосуды, найденные в Приуралье и на территории вашей области, подтверждают точку зрения, что в 5-4 веках до нашей эры шла миграция, причем массовая, в том числе и из Зауралья. Ряд ученых отрицает этот факт. Но однозначный ответ отмеченному процессу дает вся та же керамика. К примеру, кочевники одного племени в сырье добавляли шамот, а другие — тальк. При миграции, когда происходит смешение народов, наблюдаем смешение и традиций, поэтому одновременно с шамотом встречаем и тальк.

В качестве примера Людмила Краева приводит несколько фактов. Если раньше изготавливались плоскодонные грубые горшки, то с приходом нового населения появляются круглодонные. Появляется также ряд сосудов гибридных форм, с не совсем плоским дном. Также наблюдаются изменения в орнаментации посуды. Обычно плечевые зоны керамики украшали различными штрихованными треугольниками. Есть также посуда с изображением целых пиктограмм-рисунков. Правда, по ним не совсем понятно, что хотели изобразить сарматы.

— В целом, любой орнамент в своей основе — зашифровка каких-то символов, которые пока нам не известны, — признается Людмила Краева.

 

Женское дело

Мужчины-кочевники начали заниматься гончарством, когда оно стало делом ремесленным, когда появился гончарный круг. Такие выводы на основе исследований делает Людмила Краева.

— Вся сарматская посуда, которая исследована мной, лепная, — говорит археолог. — Она изготавливалась без помощи гончарного круга. И лепили в основном женщины. На поверхности актюбинских горшков много отпечатков ногтей. Они говорят о том, что доремесленное производство — дело женских рук. По размерам отпечатков пальцев видно, что сарматы явно не стригли ногти. Правда, они и не очень длинные, потому что с длинными ногтями кувшин не слепишь. Кстати, многие орнаменты сделаны с помощью ногтей.

По словам Краевой, изготовление керамики — это очень сложный процесс, и занимались им сезонно, весной и осенью. Технология лепки передавалась из поколения в поколение, но не в каждой семье женщина лепила горшок. Этим занимались гончарницы, которые изготавливали посуду для семьи и родственников. Если кочевник брал в жены девушку из соседнего племени, то она привносила в лепку свои традиции. В одном кургане или погребении находили сосуды, выполненные в разных традициях. Язычники в могилу помещали обязательные вещи, которые считались необходимыми в путешествии в загробный мир. В сосудах, найденных при раскопках на территории За-уралья, обнаружено, что в них когда-то были каша, суп или просто вода. Интересно отметить такую закономерность: воду часто ставили у ног, а еду — в изголовье покойника. Следы нагара пищи в керамической посуде говорят о том, что прежде чем попасть в могилу, она использовалась в быту.

— Есть еще одна особенность сарматского гончарства, — продолжает археолог. — Кочевники использовали разные глинища (ямы, из которых добывалась глина), которые, по-видимому, встречались по пути перекочевок. Иногда они даже не очищали глину, и в сосудах встречаются грубые естественные примеси — камни.

Помимо этого, как отмечает исследователь, в традиции сарматов важное значение имели внешний вид и цвет. В основном археологи находят сосуды с пятнистой поверхностью, так как сарматы обжигали керамику в кострищах. Редко встречалась посуда из белой глины. Людмила Краева утверждает, что смешение белой и красной глин пришло от среднеазиатских оседлых народов. Сарматы многое заимствовали в результате контактов с ними, в ходе тех же набегов на Хорезм и, естественно, перенимали традиции по оформлению посуды, не отступая при этом от своих традиций.

— Первоначально начинает меняться состав, из которого готовятся изделия. А конструирование меняется в последнюю очередь, — уточняет она. — Как показывает этнография, 5-6 поколений должно смениться, чтобы изменились навыки конструирования. Для изменения формовочного состава достаточно одного-двух поколений.

— В традициях границ нет, формы стандартные и не отличаются друг от друга. Но керамика сарматов, найденная на территории Челябинской области, немножко другая. В орской керамике есть отличия разве что в орнаментации. Но есть и свои особенности. К примеру, для меня приятной неожиданностью стал отпечаток ткани, обнаруженный на поверхности одного из сосудов. Обычно их заглаживали, и внешних следов тканевых прокладок не оставлялось. Кстати, керамику сарматы ремонтировали с помощью кожаных шнуров и бронзовой проволоки.

 

То, о чем

другие даже

не догадываются

По словам Людмилы Краевой, ее методика в археологии уникальна. Вот только в СССР автора многие критиковали. За рубежом она получила признание раньше, чем у нас. Но там другие методики и нет учеников Бобринского. В России по данной методике работают в Оренбурге, Самаре и Москве.

— Радует, что подрастают несколько способных учеников из Казахстана, которые пытаются работать по этой методике, — говорит археолог.

Сейчас вместе с Людмилой Краевой работает Жанаргуль Калиева из Астаны. До этого она изучала бронзовую эпоху Центрального Казахстана, теперь — сарматский период на западе страны. По ее словам, в Актобе приехала на мастер-класс.

— Мы тоже хотим создать свою лабораторию по изучению древнего гончарства, закупаем печи и микроскопы, — говорит научный сотрудник Института археологии имени

А. Х. Маргулана.

— На постсоветском пространстве всего 10-15 ученых работают по методу Бобринского. Даже геологи не изучают глину так глубоко, как мы. Наша специальность подобна работе следователя: смотришь на материал и рассказываешь по нему то, о чем другие не подозревают. К примеру, после детального изучения казахстанские керамические сосуды сарматского периода получат более точную датировку, — отмечает Людмила Краева.

Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"