Недалеко от Иргиза может образоваться новый населенный пункт. В ходе строительства международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай» сюда будут подведены все инженерные коммуникации. Это предположение было озвучено дорожниками во время заседания штаба по реализации международного инвестиционного мегапроекта.
Протяженность коридора по Актюбинской области составляет 621 километр. Из них участок «Граница Кызылординской области — Иргиз — Карабутак» протяженностью 215 километров будет введен в 2011 году. По словам заместителя председателя комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Амангельды Бекова, всего на его реконструкцию из республиканского бюджета в 2007 году было выделено более 21 миллиарда тенге. На сегодняшний день освоено 8,5 миллиарда.
В проекте задействованы две подрядные компании: ТОО «Иврус» и «Дэниель Аксас Казахстан». На объекте работают 570 человек и 250 единиц техники. Сметная стоимость реконструкции автодороги «Актобе — Мартук — граница РФ» протяженностью 102 километра составила свыше 20 миллиардов тенге. Средства для этого участка выделяются по линии Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР). Соглашение о выделении займа ратифицировано в прошлом году. Объект должны сдать в 2012 году. В этом году дорожникам предстоит освоить 4,4 миллиарда тенге. В настоящее время определен консультант по надзору за ходом строительства. Из поданных 27 заявок на выполнение строительных работ квалификацию прошли 12 компаний, одна из них отечественная. Итоги тендерных процедур будут подведены в апреле. Сами работы должны начаться в мае. Вдоль трассы «Актобе — Жайсан» придется изъять 31 земельный участок. В настоящее время уже проведена их оценка на сумму 133 миллиона тенге и практически все финансовые вопросы по выкупу решены.
— Вчера мы проехались по двум участкам и проверили готовность к строительному сезону, — сообщил гость из Астаны.
Отрезок магистрали на Иргиз от села Карабутак протяженностью 57 километров уже открыт для движения транспорта. К 1 июля будет завершено еще 134 километра автотрассы. Заказчиком строительства актюбинского участка транзитного коридора является областной департамент автомобильных дорог.
— Сразу хочу начать с просьбы, — обратился директор ведомства Баглан Баймагамбетов к представителю министерства. — В рамках мегапроекта мы отработали ТЭО по северному обходу города Актобе с трассы «Актобе — Орск» с выходом на курайлинский мост. Это намного облегчит грузопоток по областному центру. Все транспортники подтвердят это, поскольку сегодня выход на Мартук у нас стеснен. Объезд для города нужен, потому что в районе АЗФ есть два железнодорожных перехода, где постоянно образуются заторы во время подачи вагонов на завод. Аналогичная ситуация у нас и на юге Актобе. Проект протяженностью 37 километров прошел экспертизу. Согласно ему южный обход города Актобе начинается от медцентра через Новоальджанский мелькомбинат по Курсантскому шоссе с выходом на поселок Заречный. К сожалению, данный проект остался без финансового подтверждения.
Как отметил заказчик, на участке «Карабутак — Иргиз» дорожники особых проблем не испытывают. Имеются все необходимые инертные материалы. Работают 3 дробильных завода, еще столько же появится в ближайшее время. Заработают и 3 асфальтобетонных завода. На проекте будет задействовано порядка 700 человек, из них 250 специалистов приедут со стороны.
— В прошлом году недалеко от Иргиза, на пересечении двух трасс, провели электролинию протяженностью 25 километров. Этот перекресток находится в 22 километрах от райцентра. Мы встречались с акимом района и просили его через бюджет решить вопрос о водоснабжении. Также нужно решить проблему телефонизации. И со временем этот участок может превратиться в хороший населенный пункт, — считает Баймагамбетов.
Абат КАРАТАЕВ