В Актобе впервые состоялся концерт, на котором артисты из Андалусии представили уникальное искусство фламенко.
Фламенко (таково общее название южно-испанской народной песни и танца) зародилось в конце XV века: в нем искусство нескольких этносов (арабский, цыганский, еврейский, испанский) слилось воедино. На самом деле, во время концерта зрителя раздирали сомнения: «Почему музыка арабская? Да нет, это же цыганка! Или что-то еврейское?». Но не это главное во фламенко.
— Почему так много трагедии в танцах и песнях, которые сегодня представили артисты? – не удерживаюсь от вопроса к руководителю студии испанского танца и фламенко «Santas Flores del Alma» Ольге Цатурян, алматинке, сопровождающей испанских артистов.
— А чему было радоваться народам, гонимым веками? Но песня и танец сопровождают человека в любой ситуации — отсюда фламенко. И каждый этнос внес что-то свое в это искусство, — последовал ответ.
Немного об атрибутах жанра. Если мужской костюм первых танцоров (байлаоров) явно упростился (Фелипа Мато выступал в традиционной мужской одежде), то женский наряд — платье до пола с немыслимым количеством воланов и оборок, порой со шлейфом, веер, шаль с длинными кистями. А как байлаора Лидия Байе «управляет» шлейфом и шалью!.. Это — художественные трюки фламенко. Когда речь идет об испанском танце, сразу представляешь звуки кастаньет. Здесь же кастаньеты отсутствовали: ритм выбивается каблуками, ладошками певцов (кантаоров), прищелкиванием пальцев. Выразительная игра кистями рук, явно арабский сегмент: передача страсти в танце. Кастаньеты ее ограничивают.
Фламенко — не только танец. Вокал, гитара представляют полный, завершенный образ в этом искусстве.
— Но,- подчеркивает Ольга Цатурян,- без гитары фламенко тоже состоится, поскольку здесь более важны вокал и танец. Народ, измученный гонениями и тревогами, без музыки просто вымер бы. Ну и что, что нет аккомпанемента — надо танцевать и петь! Порой в песне слышишь: «А, ты меня не любишь? Уходишь? Ну и ладно. Я все равно допою песню, потому что буду счастлива и без тебя.» То есть, что бы ни случилось, хеппи энд неизбежен.
Фламенко — это любовь к жизни, страсть, огонь! Надо заметить, что и вышеназванные байлаоры Лидия Байе, Фелипа Мато, и кантаоры Инма Риверо и Висенте Гело, и гитарист Хуан Мануэль Торрес, представлявшие андалусийское искусство на сцене актюбинского Дворца молодежи, являются одними из лучших исполнителей фламенко. Зрителя не обманешь, поэтому выступление гостей сопровождалось аплодисментами зала.
Татьяна ВИНОГРАДОВА