Внешний анализ коррупционных рисков проведен в областном управлении координации занятости и социальных программ и отделе занятости и социальных программ города Актобе.
— В течение месяца мы проводили антикоррупционный мониторинг. В ходе него использовали заключение по итогам проверки, проведенной в прошлом году областной прокуратурой. Главная цель анализа — не только выявить нарушения, но и выработать эффективные рекомендации по устранению коррупционных рисков для недопущения их впредь, — отметил руководитель областного департамента АДГСПК Расул Медетов.
Далее с докладом выступил руководитель управления по противодействию коррупции департамента Ербол Толыбаев. Как было сказано, выявлено 11 коррупционных рисков, по которым выработаны рекомендации для их устранения. К примеру, в центре социального обслуживания № 1 в ноябре 2018 года водителем был принят Азамат Исаев, который оказался сыном заместителя директора данной организации по административно-хозяйственной части. Тем самым не соблюдены антикоррупционные ограничения.
Риски выявлены и в содержании стандартов госуслуги «присвоение или продление статуса оралмана, а также выдача и продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в виде истребования нотариально засвидетельствованной копии и перевода». Суть в том, что услугодатель, ссылаясь на требование Стандарта выдачи разрешения, принимает нотариально засвидетельствованные копии документов, одновременно ссылаясь на требование статьи 5 Закона РК «О государственных услугах». При этом имеет возможность обойтись без нотариального засвидетельствования.
Ранее прокуратурой области проведена проверка соблюдения законности при реализации «Дорожной карты занятости-2020» и «Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства в 2017-2021 годах». Было выявлено нарушений на 4,5 миллиона тенге. Вся сумма возвращена в бюджет. Нарушения касались неэффективного расходования бюджетных средств и направления на обучение по невостребованным специальностям. В частности, 20 безработных вместо трудоустройства направлялись на учебу по тем специальностям, на которые у них имелись дипломы. Центром занятости Алгинского района по невостребованным специальностям обучены 25 операторов ПК, 19 электриков, 43 парикмахера, 22 кондитера, которые на сегодня не трудоустроены. Тогда как в районе остро требуются трактористы, сварщики, швеи.
Еще один факт. В марте 2017 года Нургали Б. прошел переподготовку в Кобдинском многопрофильном колледже по специальности «каменщик», но, по сведениям центра занятости района, на эту должность заявки от работодателей не поступали. На обучение потрачено 232 651 тенге. Подобная картина характерна для всех районов области.
Проверяющие обратили внимание и на необоснованное направление на краткосрочные курсы тех, кто имел постоянное место работы и не претендовал на участие в госпрограммах. В 2016 году центром занятости Хромтауского района в рамках реализации «Дорожной карты занятости-2020» на профессиональное обучение было направлено 24 человека, из них 13 постоянно делали пенсионные отчисления, значит, были трудоустроены. Как установлено, по завершении обучения они продолжали работать на прежних местах. Так, в Хромтауском районе пять сотрудников райотдела образования в мае 2016 года необоснованно были направлены в Актюбинский технический колледж на курсы по специальности «оператор котельной», стоимость обучения каждого составила 178 368 тенге. В Актобе в 2017 году в Актюбинский колледж строительства и бизнеса на обучение направили работников ИП «Масалимова», ИП «Конекбаев М.И.», областной детско-юношеской спортивной школы. В целом на обучение 106 лиц неэффективно затрачено 11,7 миллиона тенге. Установлено 22 факта прохождения фиктивного краткосрочного обучения, из них 20 в Темирском районе.
Установлены факты обучения участников программ в интересах аффилированных между собой организаций. В 2017 году учебным центром «Taksim Food Akademy» обучено 76 человек по специальностям «повар», «администратор», «бармен», «официант» и «кассир». Из них 62 трудоустроены в сеть ресторанов и кафе «Taksim» — ИП «Тайлакова», ИП «Бостан», ИП «Масалимова», ИП «Кереева», ИП «Кушурбаева».
Анализ выявил коррупционные риски в части отсутствия законодательного механизма контроля за деятельностью кадровых служб субсидируемых организаций, молодежной практики и общественных работ.
Изучение процедур государственных закупок также выявило ряд недоработок. Обсудив итоги проверок, участники совещания пришли к мнению, что все замечания будут учтены, по некоторым ситуациям предложения будут направлены в вышестоящие органы.
Подготовила Сара ТАЛАН при поддержке департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Актюбинской области
Фото Аслана МУСЕНОВА