Директор Байганинского районного музея Ляззат Жаулина объездила родной край вдоль и поперек. Благодаря ей и коллегам сегодня очаг культуры может похвастать шестью тысячами экспонатов, половина из которых – ценные раритеты.
[box type=»shadow» ]Где золотой асық?
Альчик из золота, серебра и свинца нашел животновод Конебай Тортаханов. Несколько попыток получить драгоценность в музей не увенчались успехом. Владелец отдал его другим людям, в итоге альчик оказался в столичном центре культуры. Ляззат Жаулина специально ездила туда, но на стендах не увидела. Попросилась зайти в фонд, посмотреть на байганинский раритет, но ее даже на порог не пустили. Лишь в знак благодарности отправили в Байганин фотографию оригинала и копии.
– Если альчик находится в частной коллекции, то его не увидит народ. Думаю, необходимо исследовать местность, где найден алтын асық, – считает Ляззат Жаулина.
Во время экспедиции в Жаркамыс она исследовала некрополь Даумшар батыра – предводителя восстания против царской империи. Увидела необычный самовар на керосине и антикварный кумган. Потомки батыра наотрез отказались отдавать раритеты в музей. Спустя лет пять женщина вновь съездила туда, кумгана уже не было, а самовар валялся на улице.
– Естественно, подобрала его и привезла в музей. Даже спрашивать не стала. Сейчас старинный самовар выставлен в экспозиции, – делится Ляззат Жаулина.
[/box]
Без денег собрать коллекцию
В 1989 году, после неоднократных обращений со стороны жителей, местные власти уступили здание строящегося двухквартирного дома под музей. Единственной его работницей на общественных началах была принята Ляззат Жаулина.
В те советские годы как таковой вакансии музейного работника не было, поэтому ее переводили в штат то отдела культуры, то библиотеки. Со временем приняли еще одного сотрудника, вдвоем они приступили к сбору экспонатов, которые выставляли в выделенном помещении Дома культуры. Это были сведения о ветеранах труда, Великой Отечественной войны, тружениках тыла Байганинского района. Учитель истории не ведала о функциях музея, потому не раз ей приходилось выезжать к коллегам в областной центр за методической помощью. В этом плане она особо отмечает заслуги деятеля культуры Рысжан апай Ильясовой, которую считает своим учителем, а ее книгу «Қазына» – путеводителем для всех работников музея.
– Посильную помощь оказывал непосредственный начальник отдела культуры Сундет Сарбаев и последующие руководители на этом посту Жаксылык Султанов, Нурадил агай, они всегда поддерживали музейное дело, – вспоминает директор учреждения культуры.
Здорово помог ей отец, тоже историк, Жузбай Жаулин, который подсказывал дочери, в каком ауле живет ветеран или у кого есть ценнейший экспонат. Для их сбора на первоначальном этапе жителям разъясняли саму роль музея. В беседах вроде все понимали и кивали головой, но когда дело доходило до сдачи какой-либо старинной утвари в музей, многие отнекивались. «Как же отдам единственную вещь, оставленную предками?» – недоумевали старожилы. Приходилось посещать один и тот же дом по несколько раз. А ездила она в самые отдаленные аулы: Оймауыт, Дияр, Миялы, Шоптиколь, где сохранилась настоящая кладезь истории. Тогда еще Союз не распался и действовали чабанские точки. Люди пользовались в быту старинной посудой, порой бабушки ругали, что она им нужна в хозяйстве. На что Ляззат спокойно отвечала: «Если есть две штуки, дайте одну, если одна, то половину».
Район во все времена славился династиями мастеров ювелирного искусства, многие не хотели расставаться с эксклюзивной драгоценностью. Тем более на тот момент редко кто знал о сути музея, да и со стороны государства не рассматривались средства для их приобретения. В ход шли словесные разъяснения. «Нет никаких денег, музей только начинает свою работу, и с его помощью мы можем рассказать, каким был искусным мастером ваш дед или прадед, – поясняли обладателям реликвий. – Сейчас он хранится в вашем доме, лежит в сундуке. Кто, кроме вас, может знать, что ваш предок был зергером? В музее эту вещь увидят другие, так будет пропагандироваться наше славное ремесло. Мы, со своей стороны, также напишем, что это изделие мастера такого-то века, а его потомок, по имени такой-то, сохранил и сдал в музей. В итоге и вы останетесь в истории».
К счастью, были те, кто соглашался расстаться с сокровищем из сундука. Тому свидетельство – экспонаты, которые украшают сегодня залы музея.
– С помощью искреннего красноречия в те годы мы наполняли экспозиции, не расходуя ни единого тиына, да и не полагались деньги на эти цели. Сейчас у нас около шести тысяч экспонатов, половина из них имеет ценность, – говорит Ляззат Жаулина.
Бывали и другие случаи. Например, древняя утварь пылилась или даже покрылась плесенью у кого-то в сарае, а владельцы не знали о ее существовании. Было много трудных, интересных, а порой и плачевных ситуаций, признается наша собеседница.
В то же время Ляззат Жаулина благодарна землякам.
– С начала создания музея мы убедились в их отзывчивости, когда говорили о пропаганде славного пути их предков. Порой безвозмездно отдавались дорогие изделия из драгоценных металлов ручной работы. Встречались не только кольца, перстни, но и серебряные зубочистки, – рассказывает она. – К сожалению, это продолжалось до начала нулевых, а когда стали выделять бюджетные средства на покупку антиквариата, некоторые начали просить деньги. В противном случае они могли сдать в другое место или переплавить то же кольцо, сделав современное украшение своим детям. В такие моменты мне было не по себе: просила, умоляла, чтобы не уничтожали неповторимые изделия. Обещала, что мы купим их, как только решится финансовый вопрос.
Кстати, начатое в 1989 году строительство здания с трудом завершили в 1993-м. С этого времени проводятся регулярные экскурсии и выставки, байганинцы на стендах видят изделия, которые они сдали, во всей красе. Были такие, кто жалел, что не внес вклад в пополнение фонда музея, хотя были и те, кто хотел забрать вещь обратно. Они получали отказ: ценность была принята по всем правилам, потому вернуть ее невозможно. Не помогали в таком случае никакие звонки.
– Труд наш не пропал даром, мы собрали настолько большой фонд, что уже не вмещается в помещениях. Сейчас во всех районах строятся музеи, нам тоже обещают в следующем году, – оптимистично настроена директор. – В целом работа музейщиков – искать, исследовать, собирать и пропагандировать, с чем мы успешно справляемся.
[box type=»shadow» ]Не отдам, это наше!
Во время недавней экспедиции в пяти км от аула Каражар, на одноименном кладбище, ученые нашли балбал тас. Статуя человека неизвестного пола лежала на земле. Этнограф, профессор КазНУ имени аль-Фараби Таттигуль Каратаева увидела в ней образ женщины. Первый подобный балбал тас, но в стоячем виде, обнаружили в ауле Алтай батыра, на кладбище Бирсагир, во время экспедиции областного музея в 2004 году.
– Тот памятник из аула Алтай батыра организаторы экспедиции забрали в областной центр. Я пообещала себе, что второй экземпляр, найденный у нас, не отдам. Твердила всем, что он должен остаться на этой земле, – вспоминает Ляззат Жаулина. – Случай выпал в 2019 году. Я так радовалась, будто родной отец ожил. Будут еще экспедиции и раскопки, я непременно буду в них участвовать. [/box]
Урожай экспедиций
Ляззат Жаулина снова и снова возвращается в дома, где хранятся драгоценности. К примеру, она не забыла, как лет 15-20 назад увидела у одной бабушки серебряный браслет с позолотой – творение местного ювелира. В этом году намерена приобрести с помощью бюджета.
За счет государства музей пополнился настоящей деревянной юртой, а не с металлическими трубами, популярными ныне. Только за одну из деталей – 20 шашакбау – мастерице Сауле аже Матебаевой из аула Оймауыт заплатили по 2 тысячи тенге.
Наша неугомонная героиня просится во все экспедиции по Байганинскому району и непременно добивается своего. Она считает, что как работник музея обязана знать все о своей малой родине. К примеру, в 2019-2021 годах была организована экспедиция в рамках республиканского проекта «Сакральная география», которая комплексно исследовала памятники. Под руководством известного ученого Серика Ажигали директор музея объездила Устюрт, Донызтау. Она задокументировала и запечатлела все исторические памятники и этнографические предметы. Задача не стояла забрать в музей, а узнать больше, описать, сфотографировать и срисовать. При этом она умудрилась пополнить музей на 176 экспонатов.
– Для меня это огромное богатство, – подчеркивает Ляззат Жаулина. – В прошлом году мы исследовали мечеть Абдоллы хазрета, оттуда я привезла фотографии, записала устные данные о религиозном деятеле от его потомков. Тоже для нас немаловажные ценности. Считаю, год был плодотворным.
Из каждой поездки Ляззат возвращается хотя бы с одним экспонатом. Про нее в районе давно говорят: «Если Жаулина увидела что-то ценное, то не успокоится, пока не заберет». Когда в 2005 году был официально открыт музей, ее даже не стали спрашивать, назначили директором.
Музей всегда открыт, экскурсии проводятся каждый день. Приходят и по одному, и организованными группами. Хранитель фонда регистрирует и заполняет по пять документов на каждый экспонат. Директор переводит это в электронный вариант. Кстати, Байганинский районный музей – первый в регионе, перешедший на цифровой формат.
Абат КАРАТАЕВ,
Байганинский район
Фото автора