У меня хранятся две вещи, которые я считаю реликвиями. Они связаны не только с историей нашей семьи, но и со сложной историей Казахстана.
В детстве я увлекся собиранием монет. Во-первых, у моей бабушки Дарьи Якимовны старые монетки валялись во всяких нишах, как безделушки. Во-вторых, в семье хранилось и несколько полтинников 1925-1926 годов. Полтинники — вещь не редкая, но интересна история их появления у нас. Мой дед по материнской линии Михаил Данилович в 30-е годы разбирал купеческий дом в Темире и обнаружил спрятанный в его стенах клад. Как водится, передал его государству, но несколько монет оставил себе. После мои родственники передали их мне. Сегодня полтинники напоминают о годах коллективизации, когда раскулачивали всех более или менее зажиточных людей, и репрессиях, в период которых многие из казахстанцев, в том числе и купеческое сословие, пострадали ни за что. Знаю, если бы тогда обнаружилось, что некоторое количество монет дед утаил, то не поздоровилось бы и ему. Такие были времена.
Еще одна монета датируется примерно 14 веком (прочитал о ней в справочнике для нумизматов). Нашел ее в детстве в голой степи под тем же Темиром. Знаки, изображенные на ней, свидетельствуют, что это была разменная монета времен монголо-татарского ига. Какой-нибудь кочевник выронил ее случайно, и пролежала она под землей многие столетия, пока ее не вымыло водой. Представляет собой кусочек красной меди, которую просто расплющили молотом и нанесли на него особые знаки. На одной стороне монеты — рисунок, свидетельствующий о ее принадлежности к одному из княжеств Руси, на другой — монголо-татарская надпись. Что она означает, даже не представляю, но и это — частичка истории Казахстана. Отчего и ценю монету. Хотя такие деньги не редкость — их можно увидеть в краеведческих музеях.
Георгий ОСАДЧИЙ