Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кондуктор не спешит, кондуктор понимает

Признайтесь, кто хоть раз не жаловался на работу общественного транспорта?! Водители и кондукторы едва ли не каждый день попадают под «горячую руку» пассажиров. В этом корреспондент «АВ» убедилась лично, поработав кондуктором в автобусе. И постаралась понять, почему, собственно, люди выплескивают плохое настроение на транспортников, и всегда ли они правы…

Город спит,

автобус едет

Понедельник. Стрелки часов показывают шесть утра. Безлюдные улицы и пустые дороги. Только на территории ТОО «Автопарк» ярко освещенные окна дежурки выхватывают из темноты торопящихся людей. Сюда-то мне и надо.

Водители и кондукторы, заступающие на смену, обязательно проходят медосмотр. А в это время механики проверяют состояние автобусов, чтобы избежать эксцессов в пути.

Меня определили стажером к кондуктору Улбазар Жормухановой на автобус первого маршрута. Несколько минут уходит на заполнение ведомостей. И, наконец, мы отправляемся на конечную остановку в район Жилгородка.

В 6.20 наш автобус выезжает на линию. Смотрю на Улбазар и удивляюсь – такая рань, а она бодрая, напевает песни. Кстати, кондуктором она работает около года. А на первый маршрут перевелась два месяца назад.

— Я работаю два дня и два отдыхаю. Уже привыкла просыпаться рано, — улыбается девушка. — Сейчас пока пассажиров мало, но скоро салон заполнится спешащими на работу людьми, студентами, пенсионерами.

Ладно, с бодростью все понятно. А как с деликатной проблемой? Иногда ведь надо отлучаться.

— Туалет только на «конечке», — огорошила кондуктор. – Но мы уже приноровились…

 

Знакомые все лица

Пустынные дороги, никаких пробок – благодать для любого автолюбителя. Но для опытного водителя автобуса Махмуда Ирзаева и большой транспортный поток не является проблемой.

Первые пассажиры традиционно пенсионеры. С сумками и пакетами они рассаживаются в автобусе и начинают делиться последними новостями…

Ближе к восьми утра салон заполняют стайки студентов и рабочий класс. К одиннадцати наступает временное затишье. А затем все повторяется снова.

— Людской поток напоминает морской прибой, накатывающий и отступающий, — говорит Улбазар.

— Не скучно?

— Нет. Иногда высматриваю постоянных пассажиров, которые в определенное время садятся в автобус. У нас практически ездят одни и те же люди.

Остановка

по требованию

Прежде чем дать мне примерить кондукторский жилет, Улбазар поделилась тонкостями профессии.

— У кондуктора должна быть хорошая зрительная память. Нужно запоминать, кто зашел, а кто уже оплатил проезд и получил билет. Его, кстати, надо надорвать сбоку, — поучает девушка, не забывая оглашать названия остановок. — Внимательно смотри на пенсионные, проездные, студенческие. Бывает, что показывают просроченные документы. Или же пенсионеры, приезжающие из других городов страны, пытаются проехать бесплатно, выдавая себя за актюбинцев. Если назревает конфликт, постарайся сгладить его, не ругайся.

— Я проехал свою остановку! Почему вы не остановили автобус? – начал возмущаться молодой человек, вставляя ненормативную лексику.

— Я спросила, есть ли те, кто выходят. Вы не ответили и не подошли оплатить проезд, — спокойно ответила Улбазар. За кондуктора заступились пожилые женщины, сидящие рядом: «Заткнут в уши наушники, включат музыку погромче. Ничего не слышат и не видят, а потом еще возмущаются».

Неприятный инцидент немного сгладили слова благодарности и пожелания доброго пути от некоторых пассажиров.

— Грубиянов всегда хватает. Некоторые специально стараются испортить с утра рабочий настрой. У них отчего-то плохое настроение, и они выплескивают его на нас. С людьми работать сложно, — пожимает плечами кондуктор.

 

Работа

не для каждого

Вот и первые, доверенные мне, пассажиры.

— Страшновато, — робею я. — А что говорить?

— Просто скажи: «Оплатите проезд». Разговаривай вежливо. Я рядом, — поддерживает меня Улбазар.

Пассажиры шустренько разбредаются по салону в поисках лучших мест. На кондуктора, то есть на меня, стараются не обращать внимание. Ну, нет, думаю, уж наладить контакт я смогу.

В это время к передним дверям подходят старушки.

— Вот, смотрите, — даже не поднимая пенсионное удостоверение на уровень глаз, показывает свой документ одна из бабушек. Как прикажете разглядеть здесь хоть что-то? Смотрю на наставницу, сидящую рядом на месте пассажира.

— Все в порядке, — кивает она головой.

Перемещаться по движущемуся автобусу оказалось не так просто. Цепляясь за поручни, собрала деньги, раздала билеты, отдала сдачу, как положено. В это время в салон хлынули новые пассажиры. Как их запоминать, непонятно. Худо-бедно, но справилась с задачей.

Проделав круг, снова возвращаемся к конечной остановке. К тому времени я уже немного освоилась с новой для себя ролью. Да и советы Улбазар оказались бесценны.

— Пойдем, попьем чай и перекусим, — предложила девушка и повела в столовую, открытую на «пятаке» конечной остановки маршрутов № 1, № 26, № 25 и других, что в Жилгородке.

Предупредив, что у нас всего 5-7 минут, пока автобус ждет своей очереди по графику движения, Улбазар сноровисто принесла подносы с чашками горячего чая и пирожными. Воспользовавшись моментом, оглядываюсь – рядом, наспех перекусывая, расположились водители и кондукторы других автобусов. Стараемся быстро-быстро поесть, запивая обжигающим напитком.

— Пора, — поднялся Махмуд ага, оставив недопитым и недоеденным свой скромный и, судя по всему, повседневный обед.

И работа пошла своим чередом…

За день автобус делает 11-12 кругов по городу. Работа заканчивается около десяти часов вечера. Содержать чистоту в автобусе – тоже обязанность кондуктора. Лишь после того, как в салоне наведен порядок, транспорт ставят на стоянку на территории «Автопарка». Позади тяжелый трудовой день.

— Я все равно люблю свою работу, — признается Улбазар. – В основном люди доброжелательные, приветливые и интересные. А трудности… Они есть в любой профессии. Просто хотелось бы, чтобы актюбинцы наш труд ценили и уважали.

В эксперименте участвовала

Баян САРИЕВА

 

P.S. Автор благодарит руководство ТОО «Автопарк», водителя и кондуктора автобуса № 1 (госномер D 460 CE) Махмуда Ирзаева и Улбазар Жормуханову.

Колонка "Взгляд"