«Западная Европа — Западный
Китай», названную новым Великим Шелковым путем, построят
из асфальтобетона. Об этом
сообщил главный транспортник страны Абельгазы Кусаинов
во время поездки в Актобе.
В проекте века участвуют несколько стран, в том числе и Казахстан. Часть этого коридора пройдет
по Актюбинской области.
Корреспондент «АВ» пытался
выяснить, какую выгоду он принесет
актюбинцам.
Мы пойдем другим путем
Общая протяженность международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай» — более 8 тысяч километров. На долю Казахстана приходится 2 787 километров, из них 2,5 тысячи пройдут реконструкцию. Почти половина магистрали (1 390 км), которая подлежит реконструкции, будет четырехполосной, остальная часть — двухполосной.
По данным министра транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинова, на строительство дороги потребуется 825 миллиардов тенге. Из них 136 миллиардов тенге выделяет республиканский бюджет, 422 миллиарда тенге поступит из международных финансовых институтов, которые дадут заем Казахстану сроком 25-30 лет.
— Сейчас заканчиваются подготовительные работы мегапроекта, — заявил министр. — Основные работы начнутся со следующего года, а к 2012 году завершатся полностью.
Новый международный транспортный коридор свяжет Европу и Китай и станет одним из самых коротких маршрутов. Реализация проекта позволит переориентировать транспортировку части китайских товаров с морского транспорта на автомобильный, а помимо того привлечь транспортные потоки из стран Центральной Азии. Сегодня Евросоюз и страны АТР (азиатско-тихоокеанский регион) как никогда ранее заинтересованы в ускорении перевозки грузов. Если сейчас товар из китайского порта Гоминдань до Европы доставляется морским путем в течение 45 дней, то новый «Шелковый путь» фуры преодолеют за 10 суток. А значит, что грузопоток увеличится в три раза.
Казахстанское содержание прежде всего
Несомненно, что реализация этого масштабного проекта даст мощный импульс экономике республики. В частности, он откроет новые возможности для развития малого и среднего бизнеса и создаст дополнительно тысячи рабочих мест. К примеру, на строительстве трассы будут заняты более 50 тысяч человек. Помимо этого, еще 250 тысяч человек смежных профессий придут на помощь дорожникам — они будут обеспечивать их стройматериалами, ГСМ, питанием и т.д.
— Магистраль охватит пять областей страны (Алматинскую, Жамбылскую, Южно-Казахстанскую, Кызылординскую и Актюбинскую). На территории нашего региона будет проложено около 620 километров, — говорит аким области Елеусин Сагиндиков.
По словам главного транспортника страны, магистраль «Западная Европа — Западный Китай» проложат из нового щебеночно-масличного асфальтобетона (ЩМА). Именно он использовался в строительстве знаменитой МКАД (Московская кольцевая автодорога). В целом на возведение автобана потребуется 2,9 миллиона тонн цемента, 34 миллиона тонн каменных материалов, 5,3 миллиона тонн песка, 600 тысяч тонн битума. Дорога будет строиться по немецким технологиям в соответствии с международными стандартами.
— У нас есть для этого свои кадры, своя техника, — заверил Кусаинов.
Кстати, согласно требованиям по казахстанскому содержанию, процент использования отечественных материалов при реализации мега-проекта достигнет 84. Как отметил министр, сегодня в страну извне завозится только битум. Из требуемых 600 тысяч тонн битума мелкие казахстанские заводы производят около 100 тысяч тонн. В этом году начнется строительство битумного завода в Мангыстауской области, который на полную мощь заработает к 2011 году. Он будет производить до 400 тысяч тонн продукции в год.
— Как раз-таки основные работы по укладке асфальтобетона начинаются к этому времени, — заметил министр. — В 2010 году будут вестись земляные работы. И если завод подоспеет, то магистраль полностью будет строиться из своего собственного материала.
Задача от акима
— Актюбинская область имеет огромный транзитный потенциал, который в настоящее время не используется, — считает начальник областного управления предпринимательства и промышленности Николай Ювица. — Это один из резервов нашей экономики в социальной сфере. Строительство этой трассы дает малому и среднему бизнесу новый шанс.
По словам Николая Ювицы, аким области поставил задачу в ближайшие 10 лет увеличить количество занятых в МСБ на 20 процентов. Сейчас в этой сфере трудятся около 160 тысяч человек. Согласно стандартам, вдоль международного коридора через определенные расстояния должны находиться стоянки, кемпинги, АЗС. К примеру, в настоящий момент для нормального бесперебойного обслуживания области не хватает 60 АЗС. Но придорожный сервис не ограничивается лишь заправками, СТО, пунктами питания, а включает в себя также гостиничные комплексы, терминалы, склады, медицинские пункты, связь, электрификацию, систему обеспечения дорожной безопасности и многое другое. И все эти объекты экономисты рассматривают как самостоятельный бизнес.
— На каждом 20-30-м километре 600-километрового автобана, пролегающего по нашей области, должны открываться предприятия обслуживания, — констатирует Николай Владимирович. — Если в среднем в каждой фирме будет работать от пяти до десяти человек, то только эта трасса поможет найти работу 20 тысячам человек. И мы решим задачу, поставленную акимом области, буквально за 4-5 лет. И самое важное — будут трудоустроены сельчане.
Рынок заставит работать
— Я часто езжу по трассе Саратов — Волгоград, — рассказывает Николай Ювица. — Три года назад вдоль этой дороги стояли небольшие сарайчики. Сейчас — трех- и четырехэтажные отели. По всей вероятности нам нужно разработать специальные региональные программы под рабочим названием «Терминалы Актюбинской области». Надо ознакомиться с европейским опытом. Возможно, нужно создать региональный банк, который бы финансировал подобные проекты.
По словам Николая Ювицы, международный проект уже активизировал актюбинских предпринимателей. Местный «Технопарк» уже провел семинар по развитию инфраструктуры придорожного сервиса, тогда для актюбинских бизнесменов были приглашены лекторы из Оренбурга и Москвы. В Мартукском и Иргизском районах предприниматели начали скупать землю, прилегающую к будущему коридору.
— Я думаю, что этот процесс должен быть упорядочен в масштабе области, — считает Николай Ювица. — Есть предприятия, которые уже сейчас приходят со своими предложениями. На днях мы встречались с руководителем ТОО «Актобе Стройдеталь». Бизнесмен предложил свои услуги при возведении мостовых переходов на этой трассе. Поэтому советую местным предпринимателям изучить ситуацию вокруг строительства международного транспортного коридора. То есть рынок заставит людей работать.
Есть первый объект!
— Придорожный сервис — дело прибыльное, поэтому уже сейчас предприниматели района серьезно задумываются над освоением пустующей ниши, — сообщила «АВ» начальник отдела предпринимательства Мартукского района Нина Роленко. — Сегодня уже вырисовывается определенная картина, есть кое-какие планы у некоторых бизнесменов, предприниматели потихоньку подтягиваются «к доходному месту». На трассе в настоящее время уже действуют две АЗС и одна ГНС. Буквально на днях открывается первая станция техобслуживания. Хозяин нового объекта придорожного сервиса Абай Кусниязов возводит его в соответствии со всеми современными требованиями, чтобы СТО вписывалась в единые нормы эксплуатации.
По словам Нины Роленко, на трассе Актобе — Жайсан в пределах Мартукского района оказывают услуги семь объектов придорожного сервиса, в них трудится около 30 человек.
— Справедливости ради нужно сказать, что многим владельцам существующих ныне кафе и магазинов придется менять внешний вид здания, перестраивать, переоборудовать их, вносить изменения в обслуживание, ведь акцент будет делаться именно на качество услуг, — считает Нина Роленко.
Иргизцы в ожидании туристов
Транзитный коридор пройдет в 24 километрах от административного центра Иргизского района. В настоящий момент работа там кипит. Как сообщил нам редактор районной газеты «Ырғыз» Марат Мырзалы, на строительстве заняты 70 местных жителей. С международным автобаном иргизцы связывают особые надежды, ведь наряду с решением проблемы безработицы, улучшением социально-экономического положения получит развитие и туристская отрасль. К примеру, знаменитый кратер Жаманшин находится недалеко от трассы. «Достаточно лишь хорошей рекламы, чтобы привлечь сюда иностранных туристов», — констатирует районный журналист.
Абат КАРАТАЕВ
Готовим своих дорожников
В настоящее время перечень специалистов, которых готовят в учебных заведениях технического и профессионального образования, фактически охватывает все основные направления экономики области. К примеру, в связи с возрастающей потребностью региона с 2006-2007 учебного года начата подготовка по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». В колледже транспорта, коммуникаций и новых технологий этой профессии обучаются 146 учащихся. 23 уже получили дипломы. На базе профлицея № 6 ведется подготовка по специальностям: машинист экскаватора одноковшового, машинист автомобильного крана. Здесь обучаются 102 человека. Помимо этого, в рамках реализации «дорожной карты» 92 человека прошли обучение на курсах переподготовки, освоив строительные и дорожные специальности.