Бизнес по-немецки

Группа актюбинских предпринимателей побывала в Германии. В течение месяца их знакомили с  передовой немецкой технологией и учили вести бизнес по европейским стандартам. Как признались актюбинцы, там они увидели будущее казахстанского малого и среднего бизнеса.

– Лет через 10-15 мы сможем их догнать, – уверены наши бизнесмены.

Программа «Германский вклад в повышение квалификации руководящих работников и менеджеров в сфере экономики РК» по проекту Назарбаева-Шрёдера в нашей стране работает с 2003 года. Именно тогда она была подписана на уровне руководителей двух стран и с тех пор ежегодно продлевается. В Казахстане обучение предпринимателей организовывается и оплачивается по линии министерства экономики и бюджетного планирования, с немецкой стороны проект курирует министерство экономики и технологии. Как мы уже сообщали, 80 казахстанских бизнесменов прошли обучение в Астане, после 20 лучших отправились на месячную стажировку в Германию. Почти все они представляли малый и средний бизнес (МСБ). В их число вошли и шестеро актюбинских предпринимателей. Некоторые из них поделились с «АВ» своими впечатлениями от германской поездки.

Заглянула в будущее

У директора ИП «Бихамбетова» Шолпан Бихамбетовой в Актобе своя хлебопекарня. Она сама руководит производством, поэтому ей было очень трудно оставить бизнес на целый месяц. Но от поездки в Германию она получила массу положительных впечатлений. И не только. Кроме учебы и посещения предприятий слушатели курсов налаживали деловые  контакты с немецкими коллегами.

– Мы задолго до поездки в Германию стали переписываться с организаторами, поэтому по приезде туда специально для меня они организовали тур на хлебозавод, – рассказывает Шолпан Бихамбетова. – Я была шокирована увиденным. У немцев все по-другому – и график работы, и технология. Работа в пекарне начинается в 4 утра, а к 1 часу дня все уже свободны. Если мы используем дрожжи и делаем все возможное, чтобы держать свою продукцию в тепле, то там работают в холоде с кисломолочными бактериями. Весь процесс настолько автоматизирован, что хлеб выпекают всего два человека.

По словам Шолпан Бихамбетовой, владелец хлебозавода не почувствовал на себе морозящего дыхания финансового кризиса. Пекарь в третьем поколении, за двадцать лет работы в сфере хлебного бизнеса он создал свою сеть магазинов, а посему не переживает за сбыт товара.

– Наша 100-граммовая булочка выглядит как их 50-граммовая, – говорит Шолпан. –  И ее хочется кушать снова и снова. В этой пекарне используются лишь натуральные продукты, поскольку клиентов завлекают, прежде всего, качественным товаром.

Но, как отмечает Шолпан, германское правительство настолько трепетно и бережно относится к своим предпринимателям, что государственные мужи сами признают, что немецкий народ обленился. К примеру, в стране бюргеров запросто можно прожить на госпособия по безработице. Если немец захочет открыть свое дело, то его бизнес-проект полностью сопровождает государство. Оно может профинансировать его до 90 процентов. Так что человек, не имеющий денег, но фонтанирующий хорошими идеями, может запросто открыть свое дело.

– Сегодня у них намечается спад в открытии бизнеса, – рассказывает акюбинская предпринимательница. – Мы были в министерстве экономики и технологии ФРГ, так там такие предоставляются льготы по кредитованию! Но и кредиты просто так не выдаются. Прежде чем получить финансовую помощь от государства, потенциальный бизнесмен с помощью консалтинговых агентств скрупулезно изучает рынок. И только потом предпринимает какие-либо шаги. В Казахстане многие сначала берут кредиты, а уж потом думают, куда бы вложиться. Хотя мы тоже постепенно идем к этому.

– У них наблюдается «перегрев» экономики, – продолжает Шолпан. – И они хотят продавать все, что у них есть.

Дотошные немцы, оплачивая проживание казахстанских бизнесменов, тем самым продемонстрировали готовность помочь своим предпринимателям. Те евро, которые были потрачены на гостей, все равно остались в их стране  – в магазинах, гостиницах, кафе. Кроме того, многие казахстанцы заключили с немецкими коллегами выгодные контракты.

– Я там сумела заглянуть в свое будущее, – признается Шолпан Бихамбетова. – Но все равно дома лучше, ведь у нашей страны огромный потенциал.

Кирпич на заказ

Коммерческий директор ТОО «Карат Ltd» Темирлан Азирбаев специально посетил завод клинкерного кирпича под Берлином и намерен заняться его поставкой в Западный Казахстан. Раньше его фирма специализировалась на реализации керамического облицовочного кирпича российского и украинского производства.

– У нас были предварительные договоренности с немцами, – рассказывает Темирлан Азирбаев. – Я также посетил заводы по производству напольных покрытий, стеновых панелей, столешниц, подоконников. Но именно в Германии выпускается настоящий клинкерный кирпич. У них особая глина. В мире ее очень мало и, естественно, продукция из нее стоит дорого. Будем везти такой материал для состоятельных людей на заказ.

Наши колбасы – натуральные

Заместитель директора ТОО «БалЮн» Игорь Степаненко уже знаком с немецкой технологией. Полтора года назад их предприятие приобрело  германское оборудование по производству колбасных изделий. Сейчас в ТОО идет переоснащение производства, в результате которого все российское оборудование будет заменено немецким.

– Берем самое лучшее, что есть на сегодняшний день. Там вчерашний день никто не продает, – говорит Игорь.

Рассказывая о впечатлениях, Игорь признается, что он разочаровался в немецкой колбасе. По вкусу их мясо гораздо хуже, и это все открыто признают.

– Там все мясо напичкано разными добавками и протеинами, потому что в Германии мало земли для выпаса скота, – рассказывает он.-  Помимо этого вкус настоящей колбасы тамошние производители пытаются перебить разными специями.

Продано по факсу

В ходе семинара казахстанским бизнесменам предоставили базы данных немецких предпринимателей. По ним можно получить практически всю информацию об интересующей фирме. Немецкий бизнесмен не боится обнародовать цифры, и в Германии считается большим грехом обманывать  государство. Неуплата налогов сурово карается как со стороны правительства, так и со стороны общества. Жители этой страны просто не понимают тех, кто пытается, по сути, обмануть самих же себя.

А еще там очень строго соблюдается закон о труде. К примеру, в магазинах не принято сидеть до последнего покупателя – все они закрываются вовремя. Торговые точки должны получить специальное разрешение, если намерены работать в выходные.

Также актюбинцы отмечают своеобразный подход к контрактам. У них даже устная договоренность считается законной. Договор можно составить по телефону,  электронной почте,  факсу или же просто ударить по рукам. При спорных моментах достаточно одного свидетеля, чтобы выиграть судебный процесс.

– Если человек пообещал купить, он покупает, – говорят актюбинские бизнесмены. – В Германии очень много нюансов, и их обязательно нужно предусмотреть перед заключением контракта. Бюргеры преданы правилам древнего ганзейского союза*.

Закон о баклажках

Руководитель ТОО «Акшам» Аскар Садвакасов полтора года занимается проблемой пластиковых бутылок – куда их девать, какую прибыль получать. Оказалось, что эта тема волнует и европейцев.

– Я получил ответы на все интересующие вопросы, – говорит Аскар. – У них налажена система перепроизводства отходов, и в этом заинтересовано само государство.

Например, в Европе при покупке минеральной воды указываются две цены. Вторая – это стоимость тары. Покупатель не оплачивает стоимость бутылки, если он сдал ее в специальные автоматы по приему посуды. Достаточно продавцу показать чек, выданный машиной.

– Если в Германии одна пустая баклажка стоит 30 центов, то у нас  –  0 центов, – говорит предприниматель. –  В 1991 году там  был принят закон, который обязывал производителей напитков заниматься переработкой пустой тары. Его ввел тогдашний министр экономики Шварц, который придумал и систему регулирования. Хотя этот опыт он перенял у… СССР. Братские союзные республики, расставшись друг с другом, потеряли такой важный нормативный акт.

В одно время Аскар Садвакасов пытался наладить связи с россиянами, но у наших северных соседей тоже мало что получается.

– У нас под сбором пластиковых бутылок подразумевают вид деятельности бомжей, у них же это – бизнес, – говорит предприниматель.- Сейчас я готовлю документы на рассмотрение в Парламент и Правительство. Может, наши государственные мужи подумают над таким прибыльным делом.

Учитесь, чтобы получить кредит

– С экономической точки зрения всем нашим предпринимателям надо участвовать в таких программах, – советуют побывавшие в Германии актюбинские бизнесмены. – Хотя бы расширить кругозор или же увидеть ноу-хау. Можно даже съездить в Астану, где можно получить неплохие знания. Ведь ныне от квалификации персонала зависит развитие бизнеса.

По словам начальника городского отдела предпринимательства Анар Ергалиевой, при кредитовании проектов финансовые институты обращают внимание и на квалифицированность персонала фирмы. Бывает так, что даже при наличии залогового имущества и заведомо прибыльном проекте потенциальным заемщикам отказывают в кредите по одной лишь простой причине – нет профессиональных менеджеров.

– Это и есть один из рисков, когда проект может быть не реализован, – поясняет Анар Ергалиева. – К примеру, из девяти проектов нацхолдинг «КазАгро» поддержал только проект ТОО «Айс», которое намерено создать сеть молочнотоварных ферм. В одном случае государство в лице холдинга отказало предпринимателю, который намеревался построить в Актобе тепличный комплекс, только из-за отсутствия кадров.

Абат  КАРАТАЕВ

*Ганзейский союз возник как объединение городов Северной Германии для установления прочных торговых связей. (Само же понятие «ганза» истолковывается как «множество», «сообщество», и с 12 века так именуется общество странствующих купцов.) Во главе Ганзы в 1336 году встал город Любек, который и сегодня сохраняет свое главенство в Cоюзе, воссозданном в 1980 году в духе новых веяний объединенной Европы.

Подпись к фото: Даже такой гигант, как Фольксваген, получил поддержку со стороны государства во время кризиса, и сейчас там работают в три смены.

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель