Одним из важнейших принципов мирного сосуществования народов различной культуры и вероисповедания является толерантность. Не случайно, что Генеральная Ассамблея ООН предложила ежегодно отмечать 16 ноября как Международный день толерантности. Это понятие не означает лишь одну терпимость. Это очень глубокое, многовекторное понятие, которое задействовано и в других сферах жизни — в политике, науке, педагогике и культуре. Чтобы понять, что означает оно для жителей Актобе, редакция АВ попросила в преддверии всеобщего праздника высказать свой взгляд на толерантность представителей религиозных конфессий, представительных органов, политологов и простых граждан города.
Все начинается с семьи
Как отметила секретарь областного маслихата Сания Калдыгулова, толерантность особенно актуальна для многонационального Казахстана, где уважение людей друг к другу стало основой существования государства на протяжении почти всей его истории. Испокон веков решать конфликтные ситуации помогала позиция терпимости и стремление понять друг друга.
Толерантность, считает Сания Калдыгулова, начинается с семьи, где зачастую приходится поддерживать мир с родственниками, детьми, да и с самими собой — со своей отчужденностью и внутренним разладом.
— Для такого интернационального и свободного государства, как Казахстан, роль толерантности в различных сферах человеческого общения — межнациональной, межрелигиозной и межличностной — и вообще в нашей жизни очень важна, — подчеркнула секретарь областного представительного органа. — Для меня это прежде всего терпеливость к чужому мнению, вере, традициям, поведению, терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным позициям, признание права каждого независимо от национальности, пола, возраста.
Можно бесконечно приводить примеры иных стран, которые столкнулись с национальным и политическим непониманием. Их нетерпимость неотвратимо привела граждан к межэтнической войне, к национальным конфликтам и превратилась в глобальную проблему современности. К счастью, эта проблема обошла нас стороной. В Казахстане исторически мирно сосуществуют представители более 130 национальностей и 46 религиозных конфессий.
Наш депутатский корпус тоже не исключение. Среди 30 депутатов областного маслихата есть представители не только коренного населения, но и корейской, немецкой, татарской, уйгурской, украинской и русской национальности.
Я считаю, что ненависть, нетерпимое отношение к другой нации рождается на фоне невежества, незнания традиций других народов, литературы, искусства, а также незнания истории и культуры своего народа.
В Конституции РК по поводу толерантности говорится: «Достоинство человека неприкосновенно, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка… места жительства».
Президент страны Нурсултан Назарбаев сказал: «Толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и нравственность. Это отмечают все иностранцы. И я благодарен своим согражданам за это». И я с этим полностью согласна.
Ведь благодаря мудрой политике нашего Елбасы мы — единственная страна на постсоветском пространстве, где удалось сохранить спокойную межнациональную обстановку. Потому без преувеличения можно сказать, что толерантность нужна для защиты самой жизни.
У меня есть любимая притча:
— Поймал ребенок бабочку, держит ее в кулаке и думает: «Пойду к Мудрецу, спрошу: живая бабочка или мертвая. Если скажет живая, сожму кулак и убью бабочку. Если скажет мертвая, не буду убивать».
Пришел к Мудрецу и спрашивает:
— Что у меня в руках?
— Бабочка.
— Она живая или мертвая?
И ответил Мудрец:
— Все в твоих руках.
Один человек не изменит мир, ведь он такой большой, а человек такой маленький. Но если человек изменит самого себя и его примеру последуют остальные, то мир станет терпимее. За каждым из нас Будущее — наше, нашей страны, нашего народа. Нужно всегда помнить об этом.
Это у нас в крови
Как считает руководитель управления по делам религий Бауыржан Есмахан, понятие толерантность призывает к тому, чтобы не было разногласий только из-за того, что мы отличаемся своими обычаями, традициями, цветом кожи.
— Толерантность — это новое слово в нашем лексиконе, оно в моем понятии означает «отнестись с пониманием». Она призывает к тому, чтобы не было разногласий только из-за того, что отличаемся своими обычаями. В Актюбинской области работают 89 религиозных общественных объединений (РОО), и большинство из них (65) — мечети. 13 РОО придерживаются протестантского направления. Также работают 8 православных и 2 католические церкви. Среди нетрадиционных религий — одно общество — «Сознание Кришны». Представители всех конфессий сидят за одним столом при проведении различных мероприятий, и не было такого, чтобы они конфликтовали. Ежегодно, с 1992 года, 18 октября Казахстан отмечает День духовного согласия, и стала традицией посадка деревьев в парке имени Первого Президента РК представителями всех конфессий. Не возникает никакой проблемы в проведении в эти дни спортивных состязаний по волейболу, мини-футболу, шахматам и тогызкумалаку, где каждое религиозное объединение выставляет свою команду. На соревнования приезжают команды из близлежащих городов, в частности, Хромтау и Алги, и никто не обращает внимания на форму их представителей.
Могу привести еще один пример. Каждые три года по инициативе Главы государства Астана принимает съезд лидеров мировых и традиционных религий. Последний, пятый съезд прошел в 2014 году. Мне посчастливилось участвовать в каждом из них. Получается, что лидеры различных конфессий со всего мира в течение 15 лет встречаются и сидят за одним столом, обсуждают наболевшие вопросы. Думаю, слово «толерантность» к нам пришло с началом первого съезда.
Что касается нашего народа, то толерантность у казахов в крови, и мы делаем все, чтобы все жили в согласии и единстве. Доказательством тому может служить наше гостеприимство. Мы настолько гостеприимны, что встречаем и накрываем дастархан любому незнакомцу, какой бы веры или национальности он ни был, а при необходимости оставляем путника на ночлег. К сожалению, в городах сейчас все изменилось, но в аулах до сих пор оставляют свои двери незапертыми.
Если говорить об исламской религии, то более 70 процентов населения Казахстана являются мусульманами, а слово «ислам» означает салем, ассалаумалейкум. Это одно из имен Аллаха. Поздоровавшись, ты уже желаешь человеку благие намерения от имени Всевышнего. Собеседник отвечает тебе уалейкумассалам, желая тебе также добра. Выходит так, что сама исламская религия уже при первом знакомстве людей желает им единства.
Нет ни одного хадиса, призывающего унизить представителей другой веры или национальности. Наоборот, ислам проповедует единство, согласие и терпение. Коран против того, чтобы люди делились на национальности. В одном из его сур говорится, что племена и государства образованы не для того, чтобы они делились, а наоборот, чтобы люди ближе знакомились.
Взоры Всевышнего обращены на то, чтобы люди на земле не делились на веру и национальности. Есть суры в Коране, когда Творец обращается со словами: «О, человечество на земле!». Это означает, что Аллах обращается не только к мусульманам.
К сожалению, в последнее время многие отрицательные моменты связаны с исламом. Создаются террористические организации под прикрытием ислама, но они никак не связаны с истинным призванием этой религии. Истинно верующий разумный человек прекрасно понимает, где правда, а где политика.
Любовь к ближнему прежде всего
У отца Нектария, настоятеля Свято-Никольского кафедрального собора Актобе, представление о толерантности очень четкое и понятное многим.
— Я не согласен с этим термином. Заимствованное, оно и переводится плохо. Терпимость от слова «терпеть», а надо любить! Тем более в Казахстане, где каждый гражданин — патриот. Нам нужно не терпеть друг друга, а идти рука об руку! Скажите, если вы любите человека (жену, мужа), вы терпите его? Да вы без него жить не можете!
Каждая молитва в православии начинается со слов «Миром Господу помолимся», ибо Бог есть любовь. А любовь – явление того же порядка, что и Родина, и патриотизм. Смотрите, Европа объединилась в Евросоюз, а что у нас? Большинство выпускников едут учиться в Европу, в арабские страны вместо того, чтобы поддерживать имидж своих вузов. Чему молодежь, взращенная на нашем менталитете, там научится, чем наполнится? Где достоинство? Оно подменено карьерой. Где почитание старших?
Как звучит слово «человек» в большинстве тюркских языков? Адам. Вот и с толерантностью так же: главное — не как мы его трактуем, а чем наполняем.
Одной из лучших систем образования остается советская, особенно ее воспитательная часть, основанная Василием Макаренко. Почему в Советском Союзе не было проблем межнациональных, межрелигиозных и т. п.? Потому что история преподавалась фундаментально: молодежь знала не только свою, но и всемирную, многие ее нюансы, породившие исторические катаклизмы, умела проводить анализ.
Да что говорить, если казахи на своих плечах вынесли тяжелейшую часть истории ХХ века, приняв такое количество переселенцев. Чем они были движимы? Наверное, любовью к ближнему. И мы, современные казахстанцы, их преемники, другими быть не можем. Только важно помнить, что надо не терпеть друг друга, а любить и помогать друг другу в любой ситуации – это то, к чему всегда призывает наш Президент.
Безусловно, представители Русской православной церкви в Казахстане живут по законам этого государства и по канонам своей конфессии. У нас нет разделений по национальной принадлежности, сословной и прочих. И на каждом богослужении одними из первых звучат молитвы о земле казахстанской, о Президенте, о властях и воинстве. Думаю, это и есть пример самой настоящей толерантности.
Главное — это искренность
Вероника Гильдебранд, выросшая в интернациональной семье, но воспитанная в христианских традициях, считает, что настоящая толерантность — это когда люди ведут себя искренне, честно, несмотря на вероисповедание и национальность.
Веронику крестили в младенчестве (это был выбор мамы, которая крестилась вместе со своими маленькими детьми), поэтому формирование молодой женщины шло в христианских традициях.
— Но мама обязательно по пятницам пекла и раздавала жети нан – это ей привила свекровь, моя бабушка-казашка, — рассказывает о себе Вероника Гильдебранд. – Папа — мусульманин, маминому выбору не препятствовал. В семье нашей Рождество и Пасха отмечались обязательно, мы в равной мере отмечали и Курбан айт. Утренние и вечерние молитвы мама читала, приучила к этому и нас, но говорить о воцерковленности не могу. Сейчас стремлюсь к ней: хочется жить по христианским канонам, но для этого, видимо, нужно хорошо во всем разобраться, примерно как с инструкцией. Но следовать заповедям совсем не сложно: благодаря им у меня получается очищать сердце от тяжелых чувств, бороться со страстями, бесовскими мыслями. И чувствую, что это приносит результаты. Прежде, в силу незрелости, на зло я отвечала злом. Сейчас же стараюсь понять человека, простить, а по мере надобности и помочь.
Искания себя в разном возрасте толкали собеседницу на общение с кришнаитами, буддистами, чтение мусульманской литературы. Надиктовано это было, скорее, интересом к знанию, но во всем Вероника полагалась на свои переживания и личное восприятие.
— Я всегда сопротивлялась навязыванию, — продолжила она. — Например, резко изменившийся сокурсник принес книгу «Как должен себя вести мусульманин». Я прочла ее с интересом, противоречия не возникло, но и не возникло желания стать правоверной. А сокурсницы, увлекшиеся книгой и предложением сверстника, стали косо глядеть на меня и осуждать. Но ведь прочтение ни к чему не обязывает. Это получается, если я угостила крашеным яичком соседа-караима, то он должен бежать на воскресную службу? Установка «Пути Господни неисповедимы» для меня путеводная, так как, пройдя сквозь тесное общение с представителями различных конфессий и проникшись интересом и уважением к культуре и этике, которые несет любая религия, я осознала свое место в православии и его место в моей жизни. А толерантными, на мой взгляд, могут быть только люди искренние, не пытающиеся навязать что-либо другому и понимающие, что общество неизбежно многогранно, таких у нас большинство.
Разумный баланс — залог будущего
Свой взгляд на главный постулат мирного существования любого государственного образования и чем может грозить малейшая разбалансировка стабильности конкретно нашей стране, высказал известный в Казахстане политолог, кандидат политических наук, ученый Досым Сатпаев.
— Если смотреть на историю в целом, то можно заметить, что человечеству пришлось прожить много столетий, чтобы осознать: без толерантности не может существовать сама цивилизация, — уверяет политолог. — Основные принципы толерантности заложены, пусть даже на формальном уровне, во многих международных документах. Многие государства мира формируют основу своей конституции на ее принципах. От того, каким образом они реализуются, зависит существование любого государства. Другого варианта, как сохранять и обращать пристальное внимание на толерантность, просто нет, — выразил свою точку зрения известный политолог. — Ни одно сообщество не сможет существовать, не основываясь хотя бы частично на принципах толерантности. И без этого, надо отметить, не может развиваться ни одно государство и общество. Сейчас мы наблюдаем новую и чрезвычайно опасную волну ксенофобии, шовинизма, радикализма в разных формах. Принципы толерантности в некоторых странах мира начинают исчезать, и большая вина в этом на совести тех политиков, которые используют антитолерантные методы ради достижения своих политических амбиций.
Как это ни странно, но многие экстремистские и террористические организации имеют хоть и примитивную, но свою идеологию, базирующуюся на принципах ненависти и нетерпимости. И в этом их единственное отличие от простого криминала.
Казахстан имеет уникальный опыт сохранения стабильности на всем постсоветском пространстве, но это не дает права почивать на лаврах. Надо четко понимать, что в любом государстве есть свои уязвимые места, которые в один миг могут превратиться в пороховые бочки с горящим фитилем. При ослаблении контроля за радикальными структурами некоторые наши регионы могут с легкостью взлететь на воздух, похоронив под слоем ненависти и нетерпимости нашу независимость. Нам очень важно сохранять стабильность в межэтнических и межрелигиозных отношениях. Стоит лишь сделать один неверный шаг, и в одночасье может рухнуть все то, что создавалось годами нашей самостоятельности.
Поэтому, на мой взгляд, очень важно сохранять политическое равновесие, выдерживать баланс интересов всего общества. В этом залог стабильности и будущего мирного сосуществования национальностей и религиозных конфессий Казахстана.
Над Главной темой работали
Абат Каратаев,
Татьяна Виноградова,
Санат РАШ.
Фото Максима Токаря