Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Бесплатный проезд отменяется

льготы-1_reswm

Пенсионеры, инвалиды, студенты и часть школьников, которые пока пользуются льготами, на проезд в общественном транспорте вскоре будут получать компенсацию.

Какая это будет сумма и кто конкретно станет получать адресную социальную помощь, рассказали в городском акимате.
В минувшую пятницу с участием представителей общественности и активного электората прошло обсуждение проекта по льготному проезду на общественном транспорте. На повестке дня один вопрос — изменение порядка оказания социальной помощи отдельным категориям актюбинцев в виде предоставления адресной социальной помощи по оплате за проезд. То есть вместо бесплатного проезда актюбинцам-льготникам будут выплачивать компенсацию.
— Социальная помощь должна предоставляться только тем, кто действительно в ней нуждается. Акцент в этом плане будет ставиться на адресную соцпомощь. Таким образом государство сможет поддержать действительно нуждающихся в помощи и устранить иждивенческие настроения. Каждый тенге, выделяемый из бюджета, должен приносить пользу. Самое главное, что мы в полном объеме сохраняем все прежние соцвыплаты, — подчеркнул руководитель отдела внутренней политики Мадьяр Кабыл.
Напомним, льготный проезд в общественном транспорте Актобе введен с 2006 года. Тогда наш город одним из первых ввел такую практику. Пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и дети до 7 лет пользовались бесплатным проездом на автобусах. Студенты оплачивали часть суммы  при предоставлении студенческого билета. Школьники от 7 до 15 лет платили полсуммы. Ежегодно на это из городского бюджета выделялось более одного миллиарда тенге.
— Порядка 708 миллионов тенге в год затрачивает городской бюджет на бесплатный проезд пенсионеров и инвалидов. На льготный проезд студентов и учащихся в бюджет за-кладывается свыше 550 миллионов. В год выходит свыше 1 миллиарда. Сумма очень значительная, — озвучили расчеты руководители отдела образования Лаззат Уразбаева и отдела занятости и соцпрограмм Найля Буртибаева.
Такая сумма перечислялась на счета двух городских перевозчиков —  автопарка и бывшего троллейбусного парка. Плюс к этому до 700 миллионов тенге бюджет покрывал убыточные маршруты.
— Не стоит сбрасывать со счетов реалии сего дня и мировой кризис, который является индикатором развития и нашей экономики. Вероятно, что на следующий год у нас таких денег может и не быть. Мы планируем утвердить необходимую сумму пока что на месяц. В декабре на сессии будем рассматривать бюджет следующего года, и та же сумма будет заложена на льготный проезд для горожан. Главное, что сумма и категории получателей адресной помощи за проезд останутся без изменений, — конкретизировала секретарь городского маслихата Сулупан Шинтасова.

Сколько платить кондуктору?
По новому проекту бесплатным проезд останется для участников и инвалидов войны и для детей до 7 лет.
По 1 500 тенге городской бюджет станет ежемесячно начислять за проезд детям из семей, которые получают государственную адресную соцпомощь, детям, доход родителей которых ниже минимального прожиточного минимума. Сегодня он равен 21 364 тенге. В эту категорию получателей входят также сироты и находящиеся на патронатном воспитании, дети из многодетных семей, а также те школьники, чьим семьям требуется срочная экстренная помощь вследствие чрезвычайной ситуации. Таких детей в Актобе более 5 тысяч.
— Эти дети будут оплачивать проезд на автобусе согласно проекту по 25 тенге за поездку, но бюджет каждый месяц станет возвращать им в виде компенсации 1 500 тенге. Чтобы получить причитающуюся сумму,  родителям или опекунам детей нужно будет написать заявление в школу с указанием номера платежной карты. Когда это нужно будет сделать, мы оповестим заранее, — уточнила главный педагог города Лаззат Уразбаева.
Остальные учащиеся от 7 до 15 лет будут, как и прежде, платить за проезд полсуммы. На получение дотаций они рассчитывать не могут.
В случае одобрения проекта по льготному проезду придется платить в автобусе пенсионерам, студентам и инвалидам. Бюджет будет возвращать им ежемесячно по 1 100 тенге. Это 20 процентов от стоимости проезда. Такова льгота, предусмотренная для студентов вузов и ссузов, обучающихся очно, также пенсионеров по возрасту и инвалидов всех групп. Получать эти деньги они будут на свои карт-счета. Принимать документы у студентов планируется в стенах учебного учреждения. Пенсионерам и инвалидам для подачи документов следует обращаться в городской отдел занятости и соцпрограмм.
— При составлении сметы затрат на студентов мы исходили из расчета 4 поездки в день на 25 календарных дней в месяц. Получать деньги студенты будут вне зависимости от того, пользуются они общественным транспортом или нет, — разъяснила руководитель отдела Найля Буртибаева.
При предъявлении заявления на получение компенсации за проезд нужно предоставить удостоверение личности, пенсионное удостоверение или документ, подтверждающий инвалидность и адресную справку из ЦОНа. При наличии счета в банке открывать другой счет не надо. Назначаться адресная помощь будет в месяц обращения и подачи заявления. О приеме заявления также известят заранее.

Послесловие
В понедельник на внеочередной сессии городского маслихата на возмещение оплаты за проезд было предусмотрено 104,6 миллиона тенге. Решение о переходе на адресные социальные выплаты было принято. Теперь документ должен будет пройти еще регистрацию в органах юстиции. Очевидно, что платить за проезд горожанам придется уже с декабря.

льготы-2_reswm

 

Точка зрения
Куралай Байменова, председатель общества защиты парализованных граждан:
— Вопрос предоставления транспортных льгот много лет является болезненным для нас. Всякий раз, когда на сессии сообщается, какая сумма тратится ежегодно на проезд, на нас обрушивается шквал звонков. Люди нашего общества парализованных граждан не пользуются общественным транспортом. Но бюджет учитывает и их как пассажиров-льготников. Поэтому я уверена, что это решение верное и справедливое. Теперь каждый получатель адресной помощи сможет получать и тратить средства на свое усмотрение.

Галина Ивонкина, пенсионерка:
— Бесплатный проезд был единственной льготой, которая охватывала большой круг населения. Но мы понимаем, что для бюджета это, конечно, накладно. Сейчас следует находить любую возможность экономить. Не может не радовать, что льгота станет адресной и будет рассчитана на каждого человека в отдельности.

Бахытжан Сатов, председатель общественного объединения «Жертвы Чернобыля»:
— На одну тысячу тенге в месяц не разъездишься. Максимум поездки обойдутся в три тысячи. Каждый раз вы нас в чем-то урезаете. В прошлом году коммуналку сократили, в этом — проезд. Всего 20 поездок в месяц, которые оплатит нам бюджет — это мало.

Максат Куписов, студент:
— Считаю, что 1 100 тенге для студентов недостаточно. Вы взяли в расчет пятидневное обучение. Но в некоторых вузах действует шестидневка. Плюс к этому студенты активно участвуют в массовых мероприятиях, куда также нужно добираться общественным транспортом. А теперь для нас рассчитали всего четыре поездки в день. Получается, что нас ограничили в передвижении. Ведь многие студенты иногородние и стеснены в средствах.

 
Айжан ШАУКУЛОВА

Колонка "Взгляд"