Сразу в пяти актюбинских колледжах с нового учебного года по пилотному проекту введут относительно новую дуальную систему обучения. Подразумевается, что подготовка кадров на определенных факультетах в этих колледжах будет вестись по новой схеме с увеличением часов производственной практики. Такой подход в обучении увеличит шансы молодых специалистов на трудоустройство. А в будущем планируется даже готовить кадры по заказу работодателей. О том, какие еще преимущества откроются для учащихся колледжей с введением новой системы обучения — наша Главная тема.
60 вместо 40
В принципе, для нашей системы образования понятие «дуальное обучение» — не новое. Еще в советские времена в Казахстане все профтехучилища работали по системе, приближенной к дуальной. Они были при предприятиях, 50-60 процентов учебного времени составляло производственное обучение. Затраты несли государство и предприятия. Закрытие многих промышленных объектов в 90-е годы привело к сокращению часов, отведенных на производственную практику. Сегодня в местных колледжах на теорию отводится 60 процентов времени обучения, тогда как на практику всего 40.
Теперь забытый опыт преподавания решили вновь внедрить в процесс обучения, то есть увеличить практические часы (до 60 процентов) с пребыванием учащихся на предприятиях. Такая методика подготовки специалистов позволит студентам приобретать не только знания в учебных заведениях, но и осваивать избранную профессию непосредственно на производстве, а работодателям, в свою очередь, — возможность получить опытного молодого специалиста, не тратя при этом времени на его переобучение. Как это происходит сейчас.
К слову, дуальная система обучения широко распространена в 60-ти промышленно развитых странах и считается одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. К примеру, данная система успешно используется в Германии, Австрии, Дании, Нидерландах, Швейцарии.
Так, в Германии 80 процентов учащихся работают на малых и средних предприятиях, 20 процентов — на крупных предприятиях, таких как «Фольксваген», «Мерседес» и т.д. Четыре дня в неделю ученик трудится на предприятии, 1 день посещает государственную школу, то есть 80 процентов времени у него занимает практика, а 20 отводится на теорию. За свою работу учащиеся получают зарплату. Кстати, уникальный опыт Германии в системе профтехобразования, где задействованы государство, работодатели, учебные центры, сыграл свою роль в условиях кризиса, позволив сохранить почти без потерь уровень трудоустройства молодых кадров.
В тесном
сотрудничестве
В Актобе вопрос внедрения дуальной системы обучения в образовательный процесс ссузов подняли на заседании координационного совета социальных партнеров по вопросам технического и профессионального образования. На заседание, помимо представителей областного управления образования и местных ссузов, пригласили также руководителей крупных предприятий Актобе. Заместитель акима области Сара Нуркатова проинформировала собравшихся о том, что в Казахстане по инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева начат процесс модернизации системы технического и профессионального образования с тем, чтобы она давала нашей стране самых эффективных и конкурентоспособных специалистов. Рассказала она также о преимуществах дуальной системы обучения, которую планируют внедрить в актюбинских ссузах, и о проводимых в этих целях организационных работах.
— Мы будем готовить такие профессионально-технические кадры, которые сегодня нужны работодателям. Не исключается, что в будущем наши ссузы начнут готовить специалистов уже по заказу работодателей. Для этого в области ведется мониторинг на востребованность квалифицированных специалистов. Особое внимание при этом, конечно же, уделяется реализуемым в Актюбинской области новым проектам, вошедшим в программу форсированного индустриально-инновационного развития. Чтобы в будущем новые предприятия не испытывали дефицита в специалистах, уже сегодня им стоит задуматься о своих кадрах, – посоветовала Сара Нуркатова.
Обращаясь к собравшимся на мероприятии представителям крупных компаний региона, заместитель акима области призвала их также обратить внимание на кадровый вопрос на своих предприятиях. Со всеми заинтересованными работодателями в будущем планируется заключать соглашения о взаимном сотрудничестве.
— Только в тесном контакте и совместными усилиями мы сможем обеспечить потребность в квалифицированных кадрах региона, которые будут осваивать новые рынки и производить высококачественную продукцию, — подытожила свое выступление Сара Каиржановна.
Вопросы
времени
Конечно же, переход на новую систему обучения не обойдется без трудностей. Одна из основных задач — подготовка нормативно-правовой базы. Как рассказала начальник управления образования области Жанат Самуратова, учебные планы и программы планируется готовить сообща с работодателем, в процесс обучения непосредственно будут вовлекать и специалистов-практиков, работающих на данных предприятиях, а при необходимости преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения колледжей пройдут стажировку на самом предприятии. Сейчас все организационные вопросы находятся на рассмотрении.
— Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу по взаимодействию колледжей с работодателями, разграничить права и обязанности участвующих сторон, решить вопросы сдачи экзаменов и привлечения несовершеннолетних к труду, чтобы не противоречить трудовому законодательству. Наших работодателей нужно стимулировать в части предоставления определенных льгот, чтобы они были заинтересованы в подготовке кадров для своих предприятий. Также следует повысить профориентационную работу среди учащихся школ. Наших учеников нужно знакомить с профессиями, которые сегодня есть на местном рынке труда. Молодые люди должны выбирать профессию по душе, а не по настоянию своих родителей. Работы предстоит много, — заметила начальник управления образования.
Дуальная система обучения внедряется на базе пяти актюбинских колледжей: транспорта, коммуникаций и новых технологий, политехническом, промышленных технологий и управления, связи и электротехники, транспорта и коммуникаций. Прием на обучение по пилотному проекту на специально отобранные специальности будет производиться по госзаказу. Соответственно, обучение будет бесплатным.
Кстати, дуальная система обучения в Актюбинской области внедрена и успешно действует с 2009 года на базе Хромтауского горно-технического колледжа, партнером которого выступает Донской горно-обогатительный комбинат. Преподаватели, работающие в группах дуальной подготовки специалистов, участвуют в совещаниях с руководством ДГОКа, начальниками цехов комбината по вопросам теоретического и практического обучения. В свою очередь, руководство комбината принимает участие в корректировке учебных планов с учетом специфики и технических изменений производства.
Успешную практику Хромтауского колледжа в будущем планируют реализовать и на базе всех актюбинских ссузов.
По пилотному проекту
Итак, кого будут готовить актюбинские колледжи по дуальной системе обучения и где будет проходить практика?
Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий — по специальностям: «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте», «Техническая эксплуатация, ремонт и техобслуживание тягового состава» и «Организация перевозок и управление движением». В декабре прошлого года с руководством АО «НК «КТЖ» было подписано соглашение о сотрудничестве.
Актюбинский политехнический колледж — по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» квалификации «техник-строитель». Производственная практика будет осуществляться на базе ТОО «Стройдеталь», «АстанаСтройИндустриал», «ХимстройАктобе».
Актюбинский колледж промышленных технологий и управления — по специальности «Токарное дело и металлообработка» квалификации «станочник широкого профиля». Предусмотрено сотрудничество с Актюбинским ферросплавным заводом — филиалом АО «ТНК «Казхром».
Актюбинский колледж связи и электротехники — по специальности «Радиоэлектроника и связь», квалификации «техник почтовой связи». Практика в АО «Казпочта».
ТОО «Актюбинский колледж транспорта и коммуникаций» АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева» по специальности «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» квалификации «электромеханик». Меморандум о сотрудничестве подписан с АО «НК «Қазақстан темір жолы».
Социально ответственная
«Сладкоежка»
Изделия кондитерского цеха «Сладкоежка» популярны среди жителей Алги. Но немногие горожане знают, что пять из 24 кондитеров – вчерашние выпускники местного индустриально-технического колледжа (бывший ПЛ № 5). Двое — Виктория Папенко и Анар Дарменова окончили его с красным дипломом.
ИП заняло эту нишу в 2001 году и с тех пор значительно продвинулось в своем развитии. Об этом свидетельствует и участие в республиканском конкурсе социальной ответственности бизнеса «Парыз».
Руководит цехом Гульнар Джармухамбетова. Технолог по специальности знает, как тяжело найти хорошего специалиста. Многие из выпускников не всегда умеют приложить знания, полученные в колледже, к практике. Потому решила сама участвовать в подготовке необходимых ей кадров — поваров, кондитеров, продавцов.
— Раньше мы брали к себе на практику третьекурсников, но теперь решили, что есть резон приглашать второкурсников на работу, — говорит индивидуальный предприниматель. — Естественно, практиканты начинают с фасовки и другой разной работы. Считаю, что наши будущие коллеги должны представлять себе весь цикл процесса — от начала и до конца. Мелочей в любом деле — маленькое оно или большое — не бывает.
Производство жаждет технарей
В ближайшие два года в рамках Карты индустриализации в области будет реализовано 9 проектов на сумму 444 миллиарда тенге, создано около 5,7 тысячи новых рабочих мест в период строительства и 4,9 тысячи — после сдачи в эксплуатацию. Будущим заводам по производству рельсобалочной продукции, листового стекла и домостроительному комбинату (ДСК) потребуются более 815 специалистов, имеющих техническое образование и опыт работы.
Объекты, запущенные ранее, уже испытывают дефицит в синих воротничках. В этом году производству нужны 400 специалистов высокой, средней квалификации и простых рабочих, в 2014 году потребуется еще 360 рабочих.
Об этом на совещании заявил заместитель начальника облуправления предпринимательства и промышленности Багжан Тлегенов.
— Во время строительства и после сдачи в эксплуатацию рельсобалочного завода (инициатор — ТОО «Транспортные технологии» совместно с АО «НК «КТЖ», объем инвестиций 43,2 миллиарда тенге) будет создано 395 новых рабочих мест, завода по производству листового стекла (ТОО «Актобе Айнек», объем инвестиций 38 миллиардов тенге) — более 300 мест и ДСК (ТОО «Уй курылыс комбинаты», объем инвестиций 4,5 миллиарда тенге) — 120 мест, — проинформировал замначальника облуправления.
Эти и будущие инновационные предприятия будут остро нуждаться в трудовом ресурсе технического профиля. Например, заводу по производству асфальтобетонных смесей (ТОО «СпецТрансСтройКомпани»), который будет сдан уже в этом году, потребуются лаборанты, электрики, операторы, механики, слесари — всего 16 специалистов с высшим или среднетехническим образованием.
Третьему Жанажолскому газоперерабатывающему заводу АО «СНПС-Актобемунайгаз», который заработает в 2014 году, будут нужны кадры высокой и средней квалификации, а также простые рабочие — около 300 человек.
В области проводится целенаправленная работа по реализации госпрограммы ФИИР РК на 2010-2014 годы. С учетом актуализации в Карту индустриализации Казахстана включено 73 актюбинских инвестпроекта на общую сумму 632,7 миллиарда тенге с созданием более 10 тысяч новых рабочих мест.
В прошлом году реализовано 13 проектов Карты индустриализации общей стоимостью 4,5 миллиарда тенге, создано 451 рабочее место.
— Основная доля проектов приходится на горнодобывающую отрасль, АПК, стройиндустрию и химическую промышленность, — констатировал Багжан Тлегенов. — Запросы предприятий красноречиво свидетельствуют об их потребности в кадрах. Очевидно, что для промышленного производства в основном требуются машинисты, механики, инженеры, операторы, диспетчеры, горные мастера с высшим или средним уровнем квалификации, а сельское хозяйство нуждается в агрономах, ветеринарах, фермерах и механизаторах.
Кстати
Синие воротнички — на вес золота
15 января в Алматы депутат Мажилиса Дарига Назарбаева смотрела, чему учат будущий казахстанский рабочий класс.
На рынке труда сейчас остро не хватает именно слесарей и инженеров. Учиться этим специальностям молодежь идет неохотно. И, как выяснилось, зря.
— Специалисты такого профиля в стране на вес золота, — заявила мажилисвумен. — Имея хорошую рабочую специальность и талант к своему ремеслу, можно очень хорошо зарабатывать и устраиваться на работу. И еще параллельно получать высшее образование, если есть желание дальше делать карьеру. На сегодня государство все эти механизмы предусмотрело.
Теория & практика
За дуальной системой образования — будущее, уверен директор ОО «Союз предпринимателей и работодателей Актюбинской области» Анатолий Марченко. К сожалению, в ссузах и вузах теорию не привязывают к практике, вследствие чего молодым специалистам приходится на производстве начинать все с нуля. Большинство предприятий сегодня недовольны существующей системой подготовки кадров технического профиля.
— Во избежание этого дуальная система предусматривает, что четыре из шести дней обучения студенты профтехшкол и вузов будут проводить на производстве. Все это надо закрепить законодательно: средства республиканского и местного бюджета должны строго распределяться с учетом потребности, — считает Анатолий Марченко.
Часть средств пойдет с учетом договоренности на предприятия для создания рабочих мест и оплату наставников-руководителей производственной практики.
Также нужно предусмотреть, по его мнению, финансовые ресурсы на обучение и переподготовку мастеров. Кстати, они могли бы преподавать теорию в учебных заведениях и детально вводить практикантов в курс дела.
— Обо всем этом надо думать уже сейчас. Нужно конкретно обговаривать, что, как, когда и где, а не просто сидеть в кабинетах в ожидании лучших времен, — убежден директор общественного объединения. — Только тогда можно будет говорить о долгосрочных соглашениях с крупными компаниями.
ПО НОВЫМ технологиям
АО «Қазақтелеком» имеет большой опыт взаимодействия с учебными заведениями по организации производственной практики. На базе Актюбинской областной дирекции телекоммуникаций (АОДТ) проходят практику студенты Актюбинского колледжа связи и электротехники (АКСиЭ) и ряда вузов.
В дирекции руководители практики выполняют программы в соответствии с требованиями ссузов и вузов. Коммерческий и технический менторы занимаются обучением персонала в специальных учебных классах.
Сегодня в компании есть минимальная материально-лабораторная база, позволяющая обеспечить весь комплекс образовательных мероприятий, которые предусмотрены дуальной системой обучения (ДСО).
Дуальная система обучения в АО «Қазақтелеком» внедряется поэтапно. Первый ее этап реализуется на базе ГЦТ «Алматытелеком», второй — планируется непосредственно в региональных центрах развития персонала и третий — в филиалах АО.
— Мы должны определить реальную потребность в выпускниках ПТО. Ведь работа с учащимися в рамках ДСО предполагает ответственность за их трудоустройство при условии выполнения ими договорных обязательств, — сказал управляющий делами АОДТ АО «Қазақтелеком» Данышпан Копжасаров.
Он заметил, что существующая учебная программа ссузов и вузов не вполне отвечает требованиям обслуживания передовых технологий сферы телекоммуникаций.
— Основное направление развития нашей компании — внедрение новых современных услуг. Потому ведется постоянная модернизация существующих телекоммуникационных сетей. Обучение студентов на основе старых технологий не позволит им осознать новые реалии сферы телекоммуникаций, следовательно, существенно снизит их преимущества на рынке труда. В этих условиях необходимо существенно обновить программы курсов в области телекоммуникаций, преподаваемых в учебных заведениях, — резюмировал Данышпан Копжасаров.
Над Главной темой работали Айжан ШАУКУЛОВА и Ляззат ЕГИБАЕВА