Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Зимняя дорога

Зима у нас, к счастью, еще не показала себя в полной мере. В других регионах страны ситуация посложнее. Однако и у нас уже зарегистрированы факты летального исхода в результате недооценки ситуации. Для кого-то даже недалекая поездка оказалась последней. Поэтому нет ничего страшного в том, что мы в очередной раз хотим предостеречь всех наших сограждан

от всяких неприятностей в пути, связанных с непогодой.

 

Осторожно… мороз!

 

Спасатели

предупреждают: зима является наиболее опасным временем года, так как нередки

стихийные явления.

Морозы, метели, снежные заносы, резкие перепады температуры — зима показывает себя во всей красе особенно в конце января-начале февраля. Сотрудники департамента по ЧС своевременно сообщают актюбинцам об ухудшении погодных условий, однако не все воспринимают их предупреждения должным образом и выезжают в путь-дорогу.

 

В ПУТИ

— Самое опасное во время зимы — воздействие низкой температуры на организм человека, вызывающее обморожения, а иногда и замерзание, — рассказывает главный специалист отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций департамента по ЧС по Актюбинской области Кумар Турмагамбетов и приводит несколько примеров.

Так, 10 декабря 2012 года на автодороге Уральск-Актобе за 30 километров до села Кобда перевернулся автобус «Neoplan», в котором находилось 108 пассажиров. На место аварии выехали специалисты районных служб, оказавшие помощь пострадавшим. Обморожений и гибели людей от переохлаждения удалось избежать.

А вот совсем свежий пример. В первый день нового года в Алгинском районе было обнаружено тело мужчины. Оказалось, что 41-летний мужчина 30 декабря вышел из дома в селе Ушкудук и заблудился. Тело замерзшего было найдено под снегом.

Чтобы избежать таких несчастных случаев, нужно соблюдать основные правила поведения в зимний период.

— В случае объявления по средствам массовой информации штормового предупреждения о возможном обильном снегопаде, сильном ветре, снежных заносах необходимо отказаться от дальних поездок, требующих выезда за пределы населенного пункта, необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, подготовить дома необходимый запас продуктов, воды, медикаментов, приготовить фонари и свечи, — продолжает Кумар Турмагамбетов.

Кроме того, представитель ведомства рекомендует сельчанам заготовить в необходимом количестве корм и воду для животных, содержащихся на фермах, а скот, находящийся на отгонных пастбищах, в срочном порядке перегнать в ближайшие укрытия.

— Если сильная пурга застала человека в дороге, непогоду желательно переждать в ближайшем населенном пункте. В машине необходимо иметь запас продуктов, термос с горячим чаем и не пренебрегать лишней одеждой, — советует он.

При остановке в сильный буран следует развернуть машину капотом на ветер. Водителю необходимо периодически выходить из автомобиля и разгребать снег, следить, чтобы выхлопная труба не забивалась снегом, периодически прогревать автомобиль, экономя топливо, а при наличии нескольких автомобилей лучше всего использовать один для укрытия.

 

Последняя

рыбалка

Не менее опасной остается и подледная рыбалка. В декабре прошлого года зимняя рыбалка в спокойную тихую погоду завершилась трагедией. Погибли двое жителей Кобдинского и Хромтауского районов.

Трое жителей поселка Жарык Кобдинского района выехали на рыбалку. Двое рыбачили у берега. Третий просверлил лунку в двух метрах от берега. Когда мужчина в очередной раз подходил к своей лунке, лед под ним треснул, и он провалился в воду. Прибежавший к нему на помощь рыбак тоже оказался в воде. Их товарищу удалось вытащить на берег только одного из них. Тело другого водолазы водно-спасательной службы подняли с глубины пяти метров.

Житель села Коктерек Хромтауского района пошел порыбачить на озере Карасу. Когда он вечером не вернулся домой, родные забили тревогу. У лунки были обнаружены его рюкзак, шапка и ружье. И только на следующий день водолазам удалось поднять тело утонувшего рыбака.

Избежать таких трагедий можно, если соблюдать правила поведения на льду.

Итак, прежде чем спуститься на лед, проверьте место, где лед примыкает к берегу, — там могут быть промоины, которые закрываются снежными надувами. При движении по льду проверяйте его прочность подручными средствами (шестом или лыжной палкой). Проверять прочность льда ударами ног опасно. Прочным считается прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком. Непрочный лед матовый или белый. Особую осторожность следует соблюдать при спуске на лед и выходе на берег быстрой реки, где лед бывает многослойный и со слоями воздуха. Установлено, что толщина льда должна быть для одиноких пешеходов не менее 5 сантиметров, для группы людей — не менее 7 сантиметров.

 

Общий телефон службы спасения: 112;

ГУ «Оперативно-спасательный отряд»: 55-67-06;

ГУ «Водно-спасательная служба»: 24-41-17, 24-41-18;

ГУ «Региональный центр медицины катастроф»: 24-54-32, 77-77-03.

 

Телефоны диспетчерской службы АФ РГП «Казахавтодор»:

54-46-42, 54-40-36, 8-777-554-32-07, круглосуточно.

 

Советы рыбакам:

— узнайте прогноз погоды;

— не выходите на тонкий неокрепший лед;

— не собирайтесь группами на отдаленных участках льда;

— на льду водоема собирайтесь малыми группами;

— не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости;

— не выезжайте на лед на мотоциклах, автомобилях вне переправ;

— бурите лунки так, чтобы не нарушать целостность льда;

— не переходите водоем по льду в запрещенных местах.

Если вы провалились, широко раскиньте руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться с головой. Переберитесь к тому краю полыньи, где течение не увлекает вас под лед. Старайтесь без резких движений выбраться на лед, заползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги, широко их расставив. Выбравшись из полыньи, откатитесь от нее и ползите в ту сторону, откуда пришли.

Если на ваших глазах провалился человек, немедленно крикните ему, что идете на помощь. Приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув руки. Будет лучше, если подложите лыжи или фанеру, чтобы увеличить свою площадь опоры. К самому краю полыньи подползать нельзя, иначе можно оказаться в воде.

Ремни или шарф, любая доска, жердь, лыжи помогут спасти человека. Бросать связанные предметы нужно на 3-4 метра. Действуйте решительно и быстро: пострадавший быстро коченеет в ледяной воде, а намокшая одежда тянет его вниз. Подав пострадавшему подручное средство, вытащите его на лед и ползком двигайтесь от опасной зоны.

 

Выехать и вернуться

Самый опасный заметаемый снегом дорожный участок на хромтауской трассе в зимнее время — от села Акжар до станции Жазык, уже год таковым не является. На 780-800 километрах трассы в 2011 году за счет средств республиканского бюджета был установлен снегозащитный забор из железобетона. Но в то же время дорожники и сегодня заявляют, что они только на 70 процентов оснащены необходимой техникой для содержания республиканских дорог в зимний период.

Дороги областного значения на договорной основе с управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог обслуживают пять предприятий. У них в наличии 54 единицы техники, половина которых задействована именно на очистке автотрасс в зимний период.

— В нашем ведении находится 1 098 километров дорог. На сегодня имеем в запасе 30 тонн ГСМ и 150 тонн противогололедного материала. В основном на контроле держим дороги так называемых «снежных» районов — Каргалинского, Хромтауского, Мартукского. Пунктами обогрева являются места дислокации подрядчиков, – сообщил главный специалист областного управления Есбол Базаргалиев.

Дороги республиканского значения на территории области в основном закреплены за местным филиалом РГП «Казахавтодор». Их общая протяженность составляет 1 864 километра. Лишь за 102 километра трассы Актобе — граница РФ в мартукском направлении временно отвечает турецкая компания «Денгиз Иншаат», которая строит автобан. По словам директора филиала Акимжана Утемуратова, если летом дорожники проводят текущий ремонт на дорогах, то зимой следят, чтобы их не замело.

— Очищаем дороги, исходя из категории, — рассказывает Акимжан Утемуратов. — У нас в основном дороги третьей категории, и очистительные работы на них начинаются, когда толщина снега — 5-6 сантиметров. Во время снегопада каждые два часа проводим патрулирование, а после сразу приступаем к очистительным работам. Это, конечно, занимает время, но данную категорию дорог мы должны успеть очистить в течение одного дня.

На нынешний зимний сезон предприятию выделили 400 миллионов тенге, но директор считает, что для того, чтобы работать в соответствии с нормативами и в очень суровые зимы, им необходимо почти в два раза больше. К примеру, по стандартам, установленным Правительством, на каждые 100 километров требуются 2 автогрейдера, 1 КамАЗ, 1 трактор МТЗ с щеткой и так далее.

— В техническом плане мы обеспечены на 60-70 процентов, — говорит руководитель. — Ежегодно нам выделяют по 3-4 единицы новой спецтехники, но сегодня и требования другие. Вместо прежних тракторов «Кировец» мы сейчас используем быстроходные комплексные дорожные машины (КДМ) на базе Кам-АЗа с рабочей скоростью 35-50 километров в час. У нас есть 8 таких машин, но, как я уже говорил, этого недостаточно. Всего за предприятием закреплено 80 единиц техники, но не вся она участвует в очистке дорог. Некоторые предназначены для ремонта дорог или патрулирования. Из года в год мы обновляемся, но когда заработает международный транзитный коридор, мы должны отвечать уже другим требованиям. Если сейчас можем выезжать два раза в неделю даже при ясной погоде, то после запуска автобана должны будем дежурить каждый день. Очищаем дороги не только от снежных заносов, но и от мусора, который оставляют горе-водители после ремонта своего авто, а также проверяем дорожные знаки.

 

Крутые повороты

Помимо этого во время гололедицы дорожники посыпают крутые повороты и подъемы песко-соляной смесью. На сегодня в Актюбинском филиале РГП «Казахавтодор» заготовлено 2 850 тонн песка и 240 тонн соли. Директор филиала в числе опасных подъемов на территории области называет местность в районе села Кайындысай (бывшая Березовка) на кобдинской трассе. Не менее опасны участки в Мугалжарских горах — от поселка Мугалжар до станции Бершогыр и 61-й километр трассы Актобе — Орск, что недалеко от поселка Косестек. Также есть затяжной подъем на 780-800 километрах трассы Самара — Шымкент. Это уже названный участок от села Акжар до станции Жазык в Хромтауском районе.

— При сильных буранах, которые были в 2006-2007 годах, здесь застревало до 30-40 машин, — рассказывает Акимжан Утемуратов. — Всю технику оставляли в степи и закрывали дорогу. Там физически не успевали очищать трассу. Когда буран стихал, обзванивали всех водителей. Их номера мы берем заранее. Но в 2011 году в этом районе установили 10-километровый снегозащитный забор из железобетона высотой пять метров. Этот вопрос поднимался на уровне Парламента благодаря экс-сенатору от нашей области Идельбаю Иманкулову. Поэтому в прошлом году здесь проблем не было. Помимо этого на опасных участках, в 40-50 метрах от трассы, мы сами ставим снежные валы. Они тоже помогают.

Вместе с тем дорожник сетует, что есть водители, которые выезжают в дорогу без особой подготовки. Бывали такие случаи, когда больше-грузные фуры не могли подняться на подъем и заграждали путь всей колонне машин.

— Не могут подняться, потому что выезжают в дальнюю дорогу с «лысыми» шинами, без цепей, с некачественной соляркой, неисправной аппаратурой, со слабой мощностью, но груженые до отвала, — говорит директор филиала РГП «Казахавтодор». — Чтобы вытащить такую махину, нужна еще более сильная техника. Также водителям и его пассажирам следует брать с собой теплую одежду. Думаю, трагические случаи в северных регионах послужат уроком для наших водителей.

Дорожник также обращается к водителям, чтобы о своей поездке они сообщали родным — в каком направлении выехали, каково количество пассажиров и прочие немаловажные детали.

— Благо у нас работает круглосуточная диспетчерская служба и многие заранее звонят нам перед выездом, подробно расспрашивают о состоянии дорог на том или ином участке, — говорит Акимжан Утемуратов. — Но нам поступают и ложные сигналы. Мы не раз выезжали спасать людей, которые остались на дороге из-за поломки своей техники или водители находились в нетрезвом виде. В этих случаях дорога была ни при чем. Чтобы вызвать на помощь, они сразу же звонят в ЧС и заявляют, что закрыта дорога. Приходится выезжать. Конечно, людей не оставишь в беде, но наша основная задача — обеспечить проезд во время непогоды. В наши функциональные обязанности входит также вывоз машины с трассы или доставка ее до близлежащего населенного пункта. По госномеру автомобиля и с помощью управления дорожной полиции находим собственника и обзваниваем их. Сколько машин из южных регионов страны или из Узбекистана с фруктами ломались на дорогах, не сосчитать. В этом году пока чрезвычайных ситуаций не было, но в подобных случаях людей устраиваем в пунктах обогрева.

Акимжан Утемуратов под пунктами обогрева подразумевает подразделения «Казахавтодора» — дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ). Кстати, их телефоны и фамилии мастеров участков написаны на баннерах при выезде из города.

— Они (ДЭУ. — Авт.) есть в каждом районе и на трудных участках, — поясняет дорожник. — К примеру, часто машины остаются на трассе Актобе — Орск, поэтому у нас ДЭУ находится в поселке Косестек. Там можно только согреться. Было время, когда попавшим в беду полагались сухой паек, горячий чай, но в последние 3-4 года такого нет. Возможно, они полагаются по линии ЧС, но мы не владеем такой информацией.

Бедствующих также всегда приютят чайханы на дорогах. В случаях, когда путники задерживаются более чем на сутки, будут задействованы местные органы власти и ЧС, которые оказывают помощь, выделив помещение и организовав питание. По словам Акимжана Утемуратова, ежегодно повторяется типичный случай: ломается автобус на трассе с пассажирами — гражданами Узбекистана. Свежий пример — в канун нового года недалеко от аула К. Нокина сломался автобус, в салоне которого находилось более тридцати гастарбайтеров.

— Такие случаи повторяются каждый год. Если остановились 1-2 машины, технику вытаскиваем на обочину, чтобы не мешала движению транспорта, а людей отвозим в город, — говорит директор филиала РГП «Казахавтодор».

Что касается закрытия автомобильных дорог, такое решение принимается коллегиально, в результате совместного соглашения трех служб: УДП, ЧС и РГП «Казахавтодор». В функции дорожников входят обследование дороги и оповещение обстановки. О невозможности езды и закрытии дорог по линии ЧС объявляется через СМИ.

Дорога закрывается в трех случаях: при нулевой видимости, снежных заносах и сильных морозах. Благо сейчас почти у всех телефоны, и ЧС организует рассылки СМС о закрытии того или другого участка.

— Во время морозов делаются ограничения, — поясняет Акимжан Утемуратов. — Бывает, из города не выпускаются машины всех видов транспорта, кроме тех, у кого бензиновые двигатели. Иногда запрет касается только автобусов. В некоторых случаях пропускаем машины колоннами. Они легко управляемы. Недавно на севере Казахстана были морозы до 47 градусов, тогда там полностью закрывали трассы.

Над Главной темой работали Асия НУРПЕИСОВА

и Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"