Стереотип, что казахские украшения и одежда только для особых случаев, разрушают молодые мастера.
Насколько популярен национальный колорит и приносит ли он прибыль дизайнерам?
8-летний дизайнер
Список талантливых рукодельниц нашего края открывает юный дизайнер Амира Казантаева. Ей всего 8 лет. Несмотря на это, ее коллекция национальной одежды для детей и подростков в современном стиле была представлена на различных показах в Алматы, Актобе, на EXPO в Дубае. Идея стать дизайнером возникла у Амиры в 7 лет. С 4 лет она посещала модельную школу, выступала на fashion-показах в Москве, Баку и многих городах Казахстана. Это и повлияло на ее будущее. Насмотренность, красивые изысканные наряды, именитые дизайнеры – все это развило вкус маленькой девочки и вдохновило на создание своей линейки одежды.
– Пока была моделью, она, видимо, наблюдала, кто что и как шьет, как это выглядит, набиралась опыта. Потому и решила сделать шаг к своей мечте. Она рассказывала: «Я еще ни у кого не видела, чтобы была современная казахская одежда для детей. Хочу шить для себя и своих сверстников, но моей изюминкой будут перья». Вот так и вышла первая коллекция, – вспоминает мама Амиры Майра Казантаева. – Она рисует хорошо, через эскизы точно передает идеи швее. Выбираем ткани, цвета, орнаменты вместе, но свое ей не навяжешь, она
очень свободолюбивая.
Первый показ коллекции юной мастерицы состоялся в ТРЦ «Актобе молл» в декабре прошлого года. Уже тогда многие гости хотели купить наряды для своих детишек, сестренок и племянников. Недавно девочка продемонстрировала ее международному сообществу в Дубае. Наряды 8-летней Амиры вызвали восторг у иностранцев, все взгляды были обращены на наш павильон. Благодаря таким талантам и национальной идентичности казахстанский павильон входит в топ-10 самых популярных и посещаемых на выставке EXPO-2020.
– Многие, кто видит ее одежду, проявляют заинтересованность, хотят сразу купить, даже по несколько штук. К сожалению, пока она не продается. Наша главная цель на сегодня – вызвать интерес аудитории, чтобы больше людей узнало об Амире и ее дизайнерской деятельности. Ее желание – продвигать казахский стиль в массы, чтобы ношение одежды в нашем стиле стало casual (повседневным) даже среди детей, – рассказывает Майра. – А в дальнейшем, если дочка захочет принимать заказы, продавать или же вообще открыть шоурум, мы ее только поддержим.
За спонсорство и финансовые вопросы отвечают родители Амиры Казантаевой. По их мнению, это прибыльный бизнес.
Такие дизайнеры, как Аида Кауменова, Ая Бапани, Айнур Турысбек, Bibotta и другие, а также наши звезды Димаш Кудайберген, Ninety one, Yenlik своим творчеством популяризируют, выводят в тренды национальные украшения и наряды. Пролистывая страницы социальных сетей, можно заметить, как подростки и молодежь все чаще стали носить вещи, которые были в моде у наших предков, но в современной интерпретации.
Действительно ли тақия, кажекей, чапаны, камзолы, шашбау, шолпы возвращаются в моду и насколько прибыльно вести бизнес с национальным посылом?
– Несмотря на то, что мы отказываем в продаже, уже три костюма стоят на брони, остальные тоже хотят купить, но нас просят еще пару показов сделать с этой коллекцией, – отвечает на это мама Амиры. – Если рассматривать казахстанский рынок дизайнеров, то на их изделия имеется очень большой спрос. Я сама являюсь их клиентом, у нас в городе немало бутиков с подобными изделиями. Качество, пошив, дизайн ничем не уступают зарубежным брендам. Если развиваться и вкладывать все силы и идеи именно в этом направлении, то спрос будет всегда. Главное, чтобы образ был интересным и носибельным. Даже сейчас, когда у нас с Амирой нет своего производства, мы видим, что наше дело окупается, не говоря уже о знаменитых дизайнерах.
Она добавила, что особенность коллекции Амиры в ее трансформации. Каждый наряд можно носить по отдельности. Двойку из брюк и жакета легко сочетать с другими вещами из собственного гардероба. Юный дизайнер сделала акцент на универсальность вещей, каждая деталь снимается – это позволяет носить наряд и в пир, и в мир. Ближайшие планы Амиры – создать весенне-летнюю коллекцию. Она уже в поисках красивых тканей, необыкновенных деталей.
Оберег для девушек
Ни один образ не считается завершенным, если в нем не будет ярких элементов. Украшения могут сделать наряд как красивым и запоминающимся, так и испортить его. Казахские девушки издревле носили их, не снимая, это можно увидеть на архивных исторических фотографиях. Например, вплетенные в косичку шашбау. Представительницы прекрасного пола славились своими роскошными волосами. Это считалось гордостью, по убранству кос определяли статус в обществе. Казашки заплетали волосы в две косы, чтобы не остаться в одиночестве, рядом всегда должен быть спутник. Косы подвязывали шашбау – лентой, украшенной монетами или серебряными бляшками. Наши предки верили, что это защищало девушек от злых духов.
Жанерке Загитова – одна из тех, кто возвращает моду на национальные изделия. Ее занятие требует кропотливого труда, хирургической точности, усидчивости и внимания к деталям. 21-летняя девушка проживает в Шалкаре, но заказы поступают ей со всего Казахстана.
– Ювелирным делом занимаюсь всего лишь три месяца. Но с четырех лет я рисую, близка к рукоделию. В школьном кружке обучалась этому пять лет, – рассказывает Жанерке.
Идея заниматься таким нелегким ремеслом пришла ей благодаря кюям. Они и вдохновили Жанерке творить красоту, украшать казахстанок аксессуарами, модными у наших бабушек:
– Люблю слушать кюи, они дают мне необыкновенную силу и, конечно же, полет вдохновения. Мысль изготавливать казахские украшения пришла именно в момент прослушивания такой музыки. Хочу, чтобы их носили не только на Наурыз или другие мероприятия. Нужно выводить в тренды наше национальное достояние, чтобы девушки могли носить украшения в казахском стиле ежедневно.
Мода диктует нам быть яркими и неординарными, а весной и летом максимализм покажет себя во всей красе. Эксперты и стилисты единогласно считают, что ни один образ не будет идеальным, если в нем не будут присутствовать украшения. Массивные браслеты, серьги, многослойные цепи и бусы, жемчужные заколки, кольца и манжеты для волос – все это вы увидите на модницах города. Однако не многие знают, что все это можно заменить национальными изделиями, которые не только являются обычными безделушками, но и несут в себе глубокий смысл. Шолпы, шекелік легко сочетаются с современной одеждой и придают некий шарм облику.
– Образ моей покупательницы – стильная девушка, ищущая себя, которая хочет быть близка к истокам. Не скажу, что у меня есть определенная целевая аудитория, нет. Заказы поступают как для самых маленьких, так и для их мам, бабушек, – говорит молодой ювелир. – Сейчас в большом спросе шашбау, шолпы и шекелік. Думаю, модным украшением этого сезона будет шекелік. На дворе весна, можно не носить головные уборы, а завершить свой наряд, надев декоративные височные изделия. Уверена, что все взоры окружающих обратятся на тех девушек, кто не побоится экспериментов.
Вдохновение Жанерке черпает внутри себя. Дабы не произошло выгорания, старается чаще отдыхать: труд ювелира требует усидчивости и кропотливости, многочасовая работа вредна для здоровья. Мастерица считает, что чувство вкуса нужно развивать, изучая творения других именитых мастеров. Однако у каждого прикладника собственный почерк, который говорит за него.
– Готовлюсь выпустить казахские украшения, отвечающие современным требованиям и тенденциям. Скоро поделюсь с клиентами. Радует, что сейчас все казахское в тренде, – говорит Жанерке. – Клиенты берут как для повседневного ношения, так и на праздники, фотосессии. Заказы поступают со всего Казахстана, несмотря на то, что я нахожусь в маленьком городке. За три месяца мои работы были доставлены в Атырау, Актау, Уральск, Алматы, Костанай и Тараз.
Что касается окупаемости и заинтересованности казахстанцев в национальных изделиях, Жанерке считает: спрос был, есть и будет. В последние годы он только растет. Потребитель давно готов к тому, чтобы носить отечественные вещи, в том числе и украшения. Ассортимент казахских изделий широк: начиная от изобилия видов головных уборов и заканчивая
необычными поясами.
– Не могу согласиться с теми, кто говорит, что этот вид бизнеса неприбыльный. Рукоделие и ювелирное дело не зависят от времени, тенденций, они будут в спросе всегда. Как говорил Абай ата: «Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет. Тот, кто продает плоды своего ремесла без обмана, в народе считается святым». Слова назидания были написаны им более 130 лет назад, но и сегодня не потеряли актуальности, – на этой высокой ноте рукодельница завершает нашу беседу.
Нурдана КАНИЕВА
Фото из личного архива Жанерке ЗАГИТОВОЙ и Амиры КАЗАНТАЕВОЙ