Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Халал: что дозволено, что — нет

В Казахстане набирает обороты халал-индустрия. Местные рекламщики стали повсеместно добавлять священное мусульманское понятие в название товаров и услуг. В ряде городов страны под популярным брендом уже работают стилисты, дантисты и даже таксисты. Разобраться с ситуацией решили и корреспонденты «АВ». Об этом — наша Главная тема.

 Коран все обозначил

В каких сферах жизни можно использовать стандарт качества «халал» для верующих мусульман, подробно объяснил главный имам городской центральной мечети Бахытбек Тажимбет. Пользуясь случаем, в ходе беседы мы также адресовали ему вопросы, которые часто задают наши читатели в отношение халалной продукции.

Как утверждает священнослужитель, в целом халал (в переводе с арабского языка — дозволенное, разрешенное) распространяется на еду, напитки и одежду. И тут же отмечает, что общество явно переусердствовало, открывая халалную мойку, СТО и так далее.

— Некоторые из них говорят, что халал-предприятием назвались, потому что там наличествует намазхана. Но молельная комната есть и в аэропортах. Не будем же называть их из-за этого халал-аэропортами, ведь в этом же здании продают спиртные напитки и табак, — возмущается имам.

По его словам, есть книга имама Куртуби «Хәзә Халал уә хазә харам», где четко написано, что разрешено Аллахом, а что — нет. И согласно этой книге, нет жизни для человека без еды, напитка и одежды. Если начнем с последнего, то мужчина не должен носить одежду из шелка, а также изделия из золота, так как они вредны для здоровья мужчины. Приверженцам ислама нельзя носить также обтягивающую одежду, которая ослабляет кровообращение, что чревато раковыми болезнями. Женщинам запрещено носить одежду, открывающие «стыдные» места. Достаточно, чтобы были видны руки, ноги ниже щиколотки и лицо.

90-й аят из суры Маида гласит, что мусульманам нельзя употреблять алкоголь и опьяняющие напитки. Если в желудке человека окажется малейшая часть харам (запрещенных веществ), все ангелы на земле и небесах проклянут его, пока они полностью не уйдут из организма человека. Если человек умрет с этим веществом в организме, он непременно попадет в ад. В то же время, если человек осознает свою ошибку и попросит прощения у Аллаха, Всевышний всегда готов простить своего раба.

— В нашей религии разрешено есть мясо домашних животных — верблюжатину, конину, говядину и баранину. Но и они могут оказаться под запретом, если не соблюдать некоторые условия забоя скота, — предостерегает Бахытбек Тажимбет.

Итак, в первую очередь, нож должен быть острым, то есть нельзя мучить животное тупым лезвием. Во-вторых, одна из четырех ног животного должна быть свободной. Если будут привязанными все ноги, кровь остынет в теле, и мясо не будет пригодным для еды. Третье условие — резать надо скот, обращаясь в сторону Каабы. Четвертое — резать надо начинать с двух больших артерий. И, наконец, самое последнее и главное условие — резать надо скот ради Аллаха.

— В Коране четко написано, чтобы не ели мясо без упоминания имени Творца. Если соблюдать эти пять условий, мясо вашего животного будет считаться чистым и разрешенным для еды, — говорит имам.

К примеру, во время последнего праздника Курбан айт в городе Астана от имени муфтията за три дня были заколоты около 700 голов крупного рогатого скота по правилам шариата. Для сравнения: в городе Мекка во время Курбан айта несколько миллионов паломников тоже режут скот, но обычно верблюдов.

Что касается харама в отношении еды, то согласно третьему аяту суры из Маида нельзя употреблять падаль и пить кровь животного. Также является запретной вся продукция из свинины. Харамом является также мясо хищных животных и птиц, собак, ослов и мулов, гениталии, железы внутренней секреции, желчный и мочевой пузыри любых животных.

В то же время наставник предупреждает, что без оглядки и опасения можно есть рыбу – самое невинное существо, созданное Творцом. Также разрешено есть домашнюю птицу.

 

Продукция для нас

— Большие споры вызывают изготовление и употребление колбасных изделий…

— В бытность работы в Таразе меня в числе других пригласили на открытие небольшого колбасного цеха по стандарту халал. Мы ознакомились с его работой и увидели, что соблюдены все каноны. Там разве что добавляли вкусовые добавки из трав, но я не увидел там свиного жира. Насколько я знаю, у настоящих халалных колбас срок хранения меньше, нежели у колбасы со свининой. Мы покупаем, увидев надпись «халал». Если они не соответствуют действительности, то это на совести производителей и продавцов.

— Некоторые считают харамом даже обыкновенную жевательную резинку. Как бы вы прокомментировали это мнение?

— Если Бог признал вещи халал, то надо признать их дозволенными, если харам — то, естественно, харам. Во-первых, жевательные резинки не являются пищей. Помимо этого, муфтият Казахстана не принял никаких специальных фетв, что жвачка харам или халал, поэтому она не будет считаться запрещенной.

— Небольшой киоск по торговле самсой в самом центре города имеет надпись «халал».

— Есть культура принятия пищи: полагается перед едой мыть руки и употреблять пищу сидя. Стоя даже воду не пьют, за исключением — замзам. Возможно, самсу люди берут домой после работы. В то же время хочется верить, ведь называя самсу халал, продавец берет на себя всю ответственность. Все на совести мусульманина, который не должен врать, обязан быть честным.

— Помимо этого, появились пункты общественного питания с надписью «халал». Насколько они соответствуют действительности?

— Буквально пять лет назад нам было трудно встречать гостей из других городов. Куда бы мы их ни повели, везде продавались запрещенные напитки и еда. Слава Богу, в Актобе сейчас растет число мест общественного питания халал-стандарта. На некоторые из них мы оказываем влияние, проводя с хозяевами разъяснительную работу. К примеру, на центральном проспекте есть кафе «Стамбул». Вначале там торговали спиртным, но Стамбул под именем Константинополь упоминается в хадисах пророка, да и владелец оказался правоверным. И после нашей беседы с ним он перестал продавать запрещенные исламом товары. Сейчас это одно из любимых мест многих горожан и гостей города, особенно молодежи. Здесь ты уверен, что рядом не сядет человек с перегаром и не пристанет к тебе. Знаю еще одну точку в 8-ом микрорайоне, где также нет запрещенных товаров. Есть ресторан «Адал» на Санкибай батыра. Уверен, что это далеко не полный список.

В то же время на практике столкнулись с тем, что надпись бывает обманчивой, которая порой приводит к курьезу. К примеру, уроженец Актобе поведал нам такую историю. В одном из городов Акмолинской области он зашел в столовую с надписью «Халал», но в меню открыто были написаны и блюда из свинины. На недоумение клиента продавцы ответили, что владельца общепита зовут Халал, вот он и назвал кафе своим именем. Такие примеры есть и в Актобе — в магазинах, названных религиозными именами Ыкылас, Каусар, продают запрещенные Кораном товары. Не думаю, что владельцам такая торговля принесет удачу. Или магазин «Ахат», это тоже имя Аллаха, которое означает «единственный». Хотелось бы предложить предпринимателям, чтобы они, давая названия своим торговым точкам, советовались с теологами или служителями культа. Мы, когда видим религиозные названия магазинов, встречаемся с владельцами и советуем им: либо поменяйте название, либо товары.

— В ресторанах, где ночью была свадьба, на следующий день в обед дают садака. Многие ссылаются на вынужденную меру, но насколько правильно это, с точки зрения ислама?

— Скажу одно, одним из условий того, чтобы пожелания, молитвы на поминках были приняты и благословлены ангелами, является то, что место проведения поминок должно быть чистым. Поэтому подобное нежелательно по канонам шариата.

— Насколько часто производители халал-продукции или желающие заняться такой деятельностью обращаются к вам за советом или консультацией?

— К сожалению, к нам они пока не обращались. Возможно, это связано с тем, что халал-индустрия у нас не развита. Может, теперь, с усилением требований к ней, ростом востребованности такой продукции в обществе что-то изменится. В данное время полной информации о халал-индустрии в Актобе у меня нет, но я знаю поставщиков халал-продукции из других городов — Тараза, Оренбурга, Казани.

 

 

Безопасность и культура

Так считают предприниматели, которые наладили в Актобе производство мяса и колбасных изделий по канонам шариата.

Мясокомбинат «Тандем W» был открыт в нашем городе в 2008 году. Поэтому решили выпускать продукцию по стандарту «халал». Оборудование по немецкой технологии для него было закуплено на одной из международных выставок. По словам руководителя предприятия Жаксылыка Талаева, на тот момент верующие и люди, которые хотели питаться правильно, оставались за бортом.

Сертификат на халалное производство мясокомбинат «Тандем W» получил в Министерстве индустрии и новых технологий. Учредители считают правильным, если выдачу сертификатов возь-мет на себя духовное управление мусульман Казахстана. По их мнению, сертификация в Министерстве превращается в «бизнес», а в муфтияте сидят сведущие и, главное, заинтересованные люди.

Где бы ни выдавался сертификат, требования для халал-продукции очень высокие, по большому счету, это рискованный проект.

— Потому что все знают, что в халал-продукт ты никогда не добавишь суррогат, — говорят учредители «Тандем W». — В целом данное направление — дорогое удовольствие. Возь-мем те же сосиски. Мы не можем добавлять туда свиной шпик или сою. Для сочности добавляем куриный фарш или куриную шкурку.

Помимо этого, к биологическим добавкам относится внутренний говяжий жир.

Особняком стоит вопрос о том, насколько прозрачно само направление «халал». Когда человек приходит в эту индустрию, он должен понимать ответственность перед потребителем, то, что его продукция должна соответствовать стандарту. Если идут какие-то компромиссные варианты, то это уже не халал, а просто бизнес. Здесь все должно соответствовать жестким канонам шариата. К примеру, на одном и том же оборудовании нельзя сегодня производить одни продукты, а завтра — халал. Или же хранить в одном холодильнике оба вида колбас.

Но вернемся к истории. Предприятие с новейшей технологией через год-два стало испытывать кризис. В какой-то мере и из-за того, что халал-продукт не пользовался тогда таким спросом, как сегодня. Также не был учтен ряд факторов. Так, по шариату нельзя резать стельный скот, а осенью и зимой почти весь скот стельный, да и население не готово было продавать его. Помимо этого, пока у предприятия нет своей откормочной площадки, и на первых порах не был предусмотрен штат заготовителей, которые бы ездили по районам и закупали у людей скот. Сейчас крестьяне сами его поставляют.

— В целом у экспортоориентируемого предприятия сегодня идет процесс реабилитации, — признается Жаксылык Талаев. — Но с нового года мы должны выйти на проектную мощность.

При строительстве предприятия были спроектированы все условия, чтобы соответствовать стандартам производства халал-продукции. К примеру, на мясокомбинате предусмотрены отдельные комнаты для персонала. Еще одна немаловажная деталь — каждый цех имеет свои холодильные установки. Помимо этого, производство устроено так, что человек мало соприкасается с продукцией.

После забоя туша поднимается краном, и с этого момента она не опускается на пол, пока готовая продукция не будет упакована в коробки. Мясо разделывается на столах. Каждый кусок мяса заворачивается в целлофановый мешочек, на который наклеивается стикер с данными о виде продукции. Все это делает техника. Даже мясник, стоя на гидравлическом подъемнике, управляет краном с помощью кнопок.

Основные потребители свежемороженого мяса — иностранные компании из Атырау. В планах — поставки мяса в Костанай и соседнюю Россию.

— У нас нет свинины, производим только говядину, — говорит предприниматель.

Кстати, даже здоровый скот все равно проходит дополнительный осмотр ветврача мясокомбината.

— Кроме мяса, мы еще выпускаем колбасные изделия, но, повторюсь, без добавления свинины, — утверждает Жаксылык Талаев. — Пока выпускаем пять видов колбасы и два вида сарделек, а в целом в ассортименте — 70 наименований вареной и полукопченой колбасы, а также деликатесная группа.

— Как специалист скажу, что в наших колбасах много мяса, — говорит технолог компании Динара Тасболаткызы. — Ведь не секрет, что в некоторых сосисках оно вообще отсутствует, заменяется соей и красителями. К примеру, из той же курицы запросто можно сделать «говядину».

 

Необходимо узаконить

Своим видением ситуации делится профессор кафедры гигиены и питания ЗКГМУ имени Марата Оспанова, руководитель отдела Национального центра здорового питания Министерства здравоохранения и социального развития Толенди Каримов.

— Отрадно, что поднимаете тему. А прислушаться или нет — это уже право читателя.

Халал, по сути, не что иное, как чистый продукт. Если это продукт животного происхождения, то здорового животного. На данном этапе основным продуктом «халал» является мясо и мясопродукция. Сам процесс подготовки халал-продукции начинается с правильного забоя, даже предзабойной подготовки животных. Животное должно находиться в спокойном состоянии, как можно меньше испытывать стрессовых факторов. Забивать скот электрическим током или кувалдой — чуждо для халал. Казахи, почти не имея в прошлых веках ни холодильников, ни других технологий, в основном употребляли халал-продукцию. Это касалось не только мясных, но и молочных товаров. Думаю, у каждой нации есть свои традиционные, проверенные веками продукты. Они отвечают во многом тем требованиям, которые необходимы для поддержания роста и развития организма.

После забоя туша должна находиться в подвешенном состоянии 3-4 часа для так называемого послезабойного созревания мяса. В это время происходит глубокий биохимический процесс, который повышает вкус, качество и биологическую ценность продукта. Дальнейшая обработка мяса должна производиться специалистами, а состояние цеха должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам.

В то же время как потребитель часто вижу на витринах колбасные изделия под маркой «халал». Известно, что колбасные изделия не готовятся без добавления пищевых добавок, которые придают броский внешний вид и улучшают вкусовые свойства. В этом плане надо подойти дифференцированно, чтобы соответствовать канонам халал-продукции.

В целом мое мнение: продукция «халал» нужна. Ведь весь мир обеспокоен ростом элементарных заболеваний из-за некачественной пищи. Многие продукты завозятся из других стран, но зачастую и своя продукция не всегда соответствует санитарным требованиям по качеству, хранению, реализации или биологическим свойствам. Чтобы продукция была качественной во всех отношениях и имела первоначальное биологическое свойство, в этом плане халал и есть выход из этой ситуации, если, конечно, все было правильно организовано.

На сегодня в Казахстане стандарты «халал» не разработаны, потому что не имеют государственной поддержки. Получилось так, что благие цели частных инициатив не имеют юридического статуса. Хотелось бы, чтобы стандарты были узаконены. Только после этого с твердостью можно будет говорить о вкусовых и других качествах пищи.

В целом создание ассоциаций производителей продукции «халал» в РК и регионах я как ученый в области гигиены питания полностью одобряю и поддерживаю. После вхождения халал-продукции в юридическое русло должны быть прописаны определенные инструкции, начиная от забоя животных и кончая условиями хранения и реализации продуктов. Думаю, должна быть разработана и определенная методическая документация с конкретными санитарными требованиями.

Если сертификация будет доверена муфтияту, то в состав комиссии необходимо пригласить и представителей других учреждений. Тех же медиков, лаборантов, технологов пищевой промышленности со специальной подготовкой, которые имеют сертификаты и допуски сотрудников. Но самое главное, сами проверяющие должны быть здоровыми. Что касается халал-продуктов, то люди должны знать, кто, где и каким образом их готовил, а также, чем отличаются они от других продуктов.

Но в то же время я категорически против присвоения категории «халал» другим видам продукции, скажем, технического и другого назначения. Такого быть не может. Не могу представить халал-автомашину или бульдозер. Возможно, я ошибаюсь, но думаю, за этим стоит недобросовестное желание производителей заработать на популярном брэнде.

Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ.
Все фото Максима ТОКАРЯ

Колонка "Взгляд"