Как выжить бизнесу в современных реалиях? Своим видением в ходе вебинара поделилась основатель онлайн-школы для МСБ BusinessUP.school Анна Пацюк.
Очень часто между предпринимателями довольно трудно строится процесс взаимодействия, объединения в какие-то ассоциации. Даже если сейчас на фоне нынешней ситуации приходится объединяться, то каждый пытается перетянуть одеяло на себя. То есть пролоббировать собственные интересы. И очень редко открывается, чтобы быть полезным и поделиться той или иной информацией. Подход либо потребительский, либо сугубо собственнический.
– Я считаю, что это довольно некорректное понимание частной собственности. Попытка устраниться от взаимодействия, каких-то коллабораций и, наоборот, большая концентрация на конкуренции – не есть хорошо. К сожалению, фактор внешней среды неизбежно привнесет негативное влияние. То, что происходит сейчас – это один из вероятностных сценариев, который может сотрясти бизнес по тем или иным причинам. МСБ должен искать другие стратегии развития, – говорит бизнес-тренер.
По словам Анны Пацюк, зачастую предприниматели идут на банкротство бизнеса вместо того, чтобы сделать его частью кооперации. Почему-то в своей основной массе они не готовы к взаимодействию.
– О чем я хочу предупредить, обращаясь к предпринимателям: если вы будете двигаться в сторону кооперации, искать партнеров и союзников, то будьте готовы к тому, что таковых вокруг не так много. Но сама по себе кооперация дает большие возможности для всех, – заверяет основатель онлайн-школы для МСБ BusinessUP.school.
Отвечая на вопрос, какой же бизнес будет наиболее маржинальным в существующих условиях, Анна Пацюк отмечает, что появится не новый его вид, а новая форма организации:
– Вся успешная Европа, на которую мы обращаем внимание, использует кооперативные формы собственности. Если взять производственный кооператив, то в нем сотрудник является также и совладельцем бизнеса. И он заинтересован в эффективной работе.
Магазины у дома могут объединиться в закупочный кооператив. При этом они смогут закупать товары по более выгодной цене, как супермаркеты. Тогда кооперация станет более маржинальна. Либо появится возможность предложить покупателям более конкурентную цену и выиграть за счет увеличения проходимости. Существуют еще и потребительские кооперативы, в которых люди инвестируют небольшие суммы и сообща покупают товар практически по себестоимости, – рассказывает бизнес-тренер.
Веление сего дня не зарабатывать больше, а оптимизировать и сократить расходы. Это позволит сделать кооперация.
При конкуренции бизнесмен плавает в красном океане. Это подразумевает борьбу в существующем рыночном пространстве, победу над конкурентами и эксплуатирование существующего спроса.
При кооперации предпринимателю открывается спокойный синий океан, в котором создается пространство, свободное от конкуренции, возможность не бояться конкурентов, создание нового спроса и овладение им.
Если при конкуренции приходится идти на компромисс в соотношении цена/качество, то при кооперации есть возможность предложить вариант лучше компромиссного.
Владимир БУРЬЯНОВ