На сцене филармонии имени Г. Жубановой состоялся концерт доцента кафедры фортепианной музыки Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, уроженки Караганды, ученицы
известной Жании Аубакировой, Гульнары Курамбаевой. По уже сложившейся традиции слушателями были не только учащиеся музыкальных школ города и их педагоги, но и просто ценители академического искусства из числа горожан.
Визит маститой пианистки в Актобе — часть ее гастрольной программы.
К слову сказать, гастроли — не главный вид деятельности Гульнары: она преподает в консерватории, в спецшколе имени Ахмета Жубанова и в авторской школе Жании Аубакировой. Рабочий день пианистки начинается до восьми часов, а заканчивается после семнадцати. Как серьезному музыканту для поддержания исполнительской формы ей необходимо заниматься у рояля не менее трех часов в день. Плюс семья…
— Пока сыновья были маленькими, они требовали моего присутствия при их играх. Тогда я все время возила детей на концерты: и приобщить к музыке хотелось, и деть было некуда. Мальчикам нравилось, и они с трепетом ждали, когда выйдет мама, — рассказывает Гульнара.
Со временем ничего не изменилось: для Назара и Ахмада мамины концерты и сегодня — праздник. Получается, разграничить личные дела, творчество и работу Гульнаре Курамбаевой весьма непросто…
Что же было в ее жизни до музыки? Вопрос сложный, ибо фортепиано она начала осваивать с 4 лет:
— В музыкальной школе начал учиться брат, я присоединилась немедленно: пошла в подготовительный класс. Мама говорит, что не могла выгнать меня гулять — невозможно было оторвать от инструмента.
Мама пианистки, от природы наделенная чувством мелодии, была барометром для дочки.
— Я играла и спрашивала у нее: «Ну как?» — вспоминает собеседница. — Папу моя игра тоже пронимала: на концертах он плакал.
Себя Гульнара считает эмоционально нестабильным человеком, поэтому чувства на сцене только помогают. Чувства для нее и показатель творческой градации. Вот пример.
— На недавних гастролях в Друскининкае (Литва) я исполняла весьма насыщенную программу. Играла моих любимых Шопена, Моцарта, Прокофьева, — поделилась гостья. — Но, несмотря на серьезную нагрузку, качество игры так меня наполнило, что стало понятно: я взяла какой-то барьер, вышла на иной творческий уровень. Очень интересные переживания. Значит, будут и другие уровни.
Впрочем, лучшее подтверждение исполнительского мастерства собеседницы — диск с произведениями Моцарта и Шопена, выпущенный на Радио «Сlassik» и посвященный 70-летию консерватории имени Курмангазы.
— Гульнара, как вы относитесь к снижению в обществе интереса к академической культуре?
— Конечно, интернету трудно противостоять, но мы пытаемся бороться с академическим нигилизмом. Так, наша ректор Жания Аубакирова давно подняла вопрос о музыкальном и академическом ликбезе алматинцев и организовала при консерватории музыкальные школы, в том числе для взрослых. Здесь ведутся не только музыкальные предметы: есть занятия по изо, хорео-графии, работает театральная студия и другие, развивающие эстетический диапазон граждан. Желающих хватает.
— А что вы можете сказать о казахстанской фортепианной школе?
— Она развивается и заявляет о себе, выйдя из синтеза школ, привезенных преподавателями, эвакуированными из Москвы и Ленинграда. А вчерашний мастер-класс для учащихся отделения специального фортепиано музыкального колледжа имени А. Жубанова — яркое свидетельство популярности фортепиано в обществе. Вы спросили о любимых исполнителях? Безусловно, это мой учитель Жания Яхияевна, это Элисо Версаладзе, но непревзойденным остается Владимир Крайнев, с которым имела счастье играть в конце 1990-х II-й концерт Сергея Прокофьева. Словом, есть на кого равняться.
Татьяна ВИНОГРАДОВА