Таким был основной вопрос журналистов на брифинге в информцентре «Ақтөбе ақпарат» руководителю городского отдела автомобильных дорог и пассажирского транспорта Нагымжану Алдиярову и представителям подрядных организаций ТОО «КТП» и «РКДС».
Выяснить, кто же в ответе за дороги, так и не удалось. Спикеры пресс-конференции в один голос утверждали, что во всех бедах виновата небесная канцелярия. По их словам, за ямы и выбоины на городских дорогах нужно винить осенние дожди, зимние снегопады и весеннюю слякоть. А вот качество выполняемых работ по ремонту дорог, которое вызывает много нареканий у многих жителей нашего города, похоже, удовлетворяет как заказчиков, так и исполнителей.
Приведу один единственный факт: за последние несколько лет не было привлечено к ответственности ни одно должностное лицо, дававшее свое заключение перед вводом в эксплуатацию объекта, то есть отремонтированного участка дороги. Хотя фактов того, как вылетает битум с недавно постеленного асфальтового покрытия или проседает участок на новой дороге, журналисты приводили немало.
— Есть определенные строительные нормы, в соответствии с которыми ведутся работы. За их ходом наблюдают специалисты технадзора и кураторы, представляющие наш отдел. В предыдущие годы грубых дефектов выявлено не было. Все проблемные участки появились этой весной. Дороги приходят в негодность из-за талой воды. Она скапливается и разрушает покрытие. Также очень много вреда приносит резкое изменение температуры. Вода, попадая на покрытие дороги, проникает в микротрещины, в мороз она превращается в лед. Вследствие этого процесса трещины расширяются и впоследствии образуют ямы, — объяснил журналистам руководитель горотдела автомобильных дорог и пассажирского транспорта Нагымжан Алдияров.
Но в реальности новое асфальтовое покрытие рушится даже по истечении нескольких месяцев со дня укладки. Наглядным примером тому улица Есет батыра. Асфальт здесь укладывало ТОО «КТП». Уже сейчас невооруженным глазом видно, что новое покрытие в некоторых местах не соответствует предъявляемым требованиям, хотя не прошло еще и года. Такая же ситуация наблюдается и по улице Иманова, которую также ремонтировало ТОО «КТП». Представитель подрядной организации Владимир Жигулев эти факты отрицать не стал, заявив, что все выявленные дефекты компания будет устранять за свой счет.
Но вот вину за скопление талой воды на актюбинских улицах представители подрядных организаций полностью переложили на местную исполнительную власть.
— Нужно обратить большое внимание на водоотведение. У нас стоят лужи на дорогах. А любая вода является потенциальной угрозой для асфальтового покрытия. Раньше установка ливневок в проектах не предусматривалась, поэтому идет скопление воды. Мы не проектировщики, мы подрядные организации. Соответственно, выполняем то, что указано в проекте, — говорит директор ТОО «РГДС» Александр Турбай.
Но, как оказалось, установка ливневок тоже не является решением этой проблемы. На улице Алтынсарина водоотводная система существует. Но талая вода почему-то течет не по ней, а вдоль улицы по асфальту. Чья это вина, не смог объяснить даже руководитель горотдела Нагымжан Алдияров. Затруднился ответить он и на вопрос, кто виноват в том, что из-за плохих дорог выходят из строя автомобили, и на кого в этом случае подавать в суд. Должностное лицо, а также подрядчики лишь подтвердили, что дороги нашего города находятся в очень плачевном состоянии. Большую часть из них намереваются привести в более-менее нормальное состояние в течение ближайшего месяца.
По словам Алдиярова, в настоящее время в облцентре насчитывается 537 улиц, общая протяженность автодорог в Актобе составляет 621 километр дорог, из которых асфальтом покрыто 266,4 километра, что составляет 42,9 процента.
— За последние три года на капремонт, реконструкцию и строительство дорог города было выделено 7,4 миллиарда тенге. На эти средства нам удалось отремонтировать 81 объект, — отметил он.
В нынешнем году будет завершена реализация нескольких крупномасштабных проектов. В их числе реконструкция автодороги от проспекта Санкибай батыра до трассы Самара-Шымкент, капремонт от 723 километра трассы Шымкент-Самара до проспекта Санкибай батыра, улиц Конаева, 101 Стрелковой бригады, Иманова, проспекта Абилкайыр хана, начаты работы по строительству дороги к жилому массиву Нур Актобе и съездов до жилых массивов «Бауырластар-1, 2», в поселке Сазды. На проведение работ по данным объектам в 2015 году было выделено и освоено 1, 6 миллиарда тенге. Полное завершение работ запланировано на 2016 год.
На ремонт автодорог в 2016 году выделено 1,5 миллиарда тенге, 554 миллиона из которых пойдут на завершение 8 переходящих объектов, начатых в 2015 году. Это реконструкция улиц Молдагуловой, Баишева, Конаева, 101 Стрелковой бригады, Иманова, строительство автодороги в микрорайоне Нур Актобе и капремонт по проспекту Абилкайыр хана от подземного перехода до улицы Мясоедова.
Кроме того, в нынешнем году начнется работа по ремонту придомовых территорий. Из 647 придомовых территорий облцентра будут приведены в порядок 120.
Жантас МАКСУТОВ
Фото Хайредена РАУШАНОВА