Круглый стол позволил чиновникам и энтузиастам еще раз выплеснуть наболевшее.
Нынешнее лето запомнится нам не юбилейными мероприятиями в честь 150-летия областного центра, не нарядными его улицами и проспектами, а, к сожалению, множеством SOS – что-то неладное творится в Актобе. Город практически лишился легких, его одолевают мусор, вредные выбросы и сбросы не только на окраинах, но и в центре. К хроническим недугам нынче добавился и нелогично алчный эксперимент с руслами рек.
Все эти проблемы выдвинули на первый план людей, досель не засвеченных особыми регалиями, но неравнодушных к происходящему вокруг. Энтузиасты стали бить во все колокола, пока шум не достиг самого верха. И теперь экологическая ситуация в Актобе на контроле у Главы государства, свалки и испохабленные берега рек обошел вновь назначенный министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев.
Активистам проще взяться за лопаты и грабли, чем словами выразить свою позицию, свои мысли. Сообщества рождаются разные, разнятся их стратегии, но в одном они едины: всю свою необузданную энергию они решительно направляют на конкретные дела, чтобы ускорить оздоровление природы родного края. И в этом не упускают любой шанс. В прошлый четверг боль своей души, свое видение решения старых и новых проблем они пытались изложить в ходе круглого стола, организованного ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана». Его лидер Айгуль Соловьева с большим интересом воспринимала выступление каждого участника обсуждения концептуальных подходов и выработки мер по улучшению экологической ситуации Актюбинской области. И тут же хочу отметить, что энтузиастам достались дальние места, но они, невзирая на регламент, поделились своей точкой зрения. Тогда как некоторые завсегдатаи почетных мест не стали утомлять себя и покинули зал сразу после кофе-брейка.[divider]
Озеленение на первый план
Официальный диагноз сложившейся ситуации и пути выхода из нее изложил Жаксыгали Иманкулов, руководитель областного департамента экологии:
– Вопрос чистоты воздуха постепенно превращается в один из приоритетных. Фактические выбросы в атмосферу города по организованным источникам составляют 27 тысяч тонн, уровень пылегазоочистки – 88,2%. Ощутимо воздействие АЗФ, АРБЗ, стройиндустрии, всего в этом списке 25 предприятий. Велика нагрузка от неорганизованных источников. К примеру, суммарный выброс вредных веществ автотранспорта в год составляет 61 тысячу тонн. Основой для стабилизации может стать соглашение о снижении выбросов и сбросов в течение трех лет, которое мы намерены в скором времени заключить с акиматом области и крупными предприятиями региона.
Многого можно добиться, газифицировав автотранспорт, развивая общественный транспорт, велосипедную и пешеходную зоны.
Наш департамент совместно с управлением природных ресурсов и регулирования природопользования формирует проект комплексной программы экологического развития области, который обязательно будет представлен на обсуждение общественности области. В плане предусмотрим инвентаризацию зеленого фонда с установлением точных границ парков, скверов, бульваров, разработку перспективного плана озеленения города Актобе.
Мы намерены усилить систему мониторинга за атмосферным воздухом и добиться снижения объема валовых выбросов. Реализация госпрограммы «Информационный Казахстан-2020» выявила ряд проблем. Основной является отсутствие нормативно-правовой базы по онлайн-мониторингу. Отсутствуют подзаконные акты, обязывающие природопользователей устанавливать системы автоматизации.
Общественности веско слово
Куандык Рахметов, первый заместитель прокурора Актюбинской области:
– Как человек новый в области, для себя отметил 12 проблем, связанных с экологией, они общеизвестны. По ним местными уполномоченными органами проводится определенная работа, выделяются бюджетные средства. В частности, решением маслихата области от 22 мая прошлого года утверждены целевые показатели качества окружающей среды на 2018-2025 годы. Во исполнение данного решения акимат области 29 августа утвердил план мероприятий по их достижению. Вместе с тем установлено, что одно из двух измеримых мероприятий касательно неприятного воздуха в Актобе не достигнуто. Так, планом предусматривалось использование на иловых площадках АО «Акбулак» кисломолочных бактерий для снижения выброса сероводорода почти на 172 тонны в год. Но были проведены лишь опытные работы на одной из 28 карт иловых площадок, где в течение 20 дней был достигнут определенный эффект. Из-за отсутствия финансовых средств, а это более 80 миллионов тенге, мероприятие приостановлено. Полагаю, достижение определенных измеримых результатов качества атмосферного воздуха возможно исключительно при надлежащем исполнении и финансировании основных мероприятий плана.
Экологические проблемы региона носят длительный характер, их решение зависит как от финансирования, так и от принятия решения на центральном уровне. Мы предметно занимаемся по каждой из них. В частности, на стадии завершения анализ по подземным водам Кокжиде, по проекту захоронения бесхозяйных отходов Алгинского химзавода и очистных сооружений населенных пунктов области.
Мониторинг СМИ и соцсетей показал недовольство населения вырубкой деревьев и кустарников при расчистке русел восьми рек Актобе. Выявлено, что проекты по выше-
указанным работам разработаны без учета наличия краснокнижных пород деревьев, а также согласованного с уполномоченным органом заключения экспертизы по вырубке зеленых насаждений, вследствие чего незаконно вырублено более 600 деревьев, в том числе ольхи клейкой. Ущерб превысил 7 миллионов тенге. Также выявлены нарушения в части проведения общественных слушаний по указанным проектам, отсутствовали разрешения на эмиссии в окружающую среду.
Причина нарушений в отсутствии надлежащего госконтроля со стороны заказчика работ, инспекции лесного хозяйства и животного мира, заказчика авторского и технического надзора. 12 и 16 июня по данным фактам в уполномоченные органы внесены акты прокурорского надзора, по которым приняты следующие меры. Департаментом экологии к административной ответственности привлечены подрядные организации, в их адрес внесены предписания о возмещении экологического ущерба. Управлением архитектурно-строительного контроля области в отношении проектировщика, подрядных организаций, лица, осуществлявшего экспертизу проектов, авторского и технического надзора составлены протоколы об административных правонарушениях за нарушение законодательства при выполнении строительно-монтажных работ, а также при заключении экспертных работ, инженерных услуг.
Инспекцией лесного хозяйства и животного мира и акиматом Актобе работы по вырубке зеленых насаждений остановлены. Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, по нашим материалам органами досудебного расследования проводится семь досудебных производств по фактам незаконной порубки деревьев, незаконного обращения с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений, превышения власти или должностных полномочий.
В социальных сетях эти проблемы освещались с точки зрения бездействия государственных органов. В этой связи мы предлагаем внедрить вынесение на рассмотрение общественности значимых проектов в сфере экологической безопасности до их реализации и финансирования. Проведение общественных слушаний до выдачи заключения госэкспертизы по проектам предполагают действующие правила, но, к примеру, по расчистке русел рек слушания были проведены без участия заинтересованной общественности. В итоге многие вопросы, подлежащие рассмотрению, выпали из поля зрения и сейчас данный проект корректируется.
В этой связи полагаем: все крупные мероприятия по обеспечению экологической безопасности в области необходимо пропускать именно по такой схеме – к обсуждению проектов привлекать общественные организации, авторитетных специалистов, экологов и просто неравнодушных активных граждан. Нововведение позволит выявить имеющиеся недостатки в планировании и проектировании и избежать негативного общественного резонанса, так как практика проведения общественных слушаний не показала свою эффективность. Одновременно хочу отметить: подход к совместной работе над проектами уполномоченного госоргана и общественности должен быть конструктивным. Дисбаланса в принятии решения не должно быть.
Принцип первопричины
Томас Хельм, директор представительства фонда имени Конрада Адэнаура в Казахстане:
– Я третий раз в Актобе и на этот раз хочу дать рекомендации касательно проблем с водой и мусором. Мы столкнулись с подобным явлением после объединения ФРГ и ГДР. В 1996 году законодательная база стала единой для двух стран. После чего правительство профинансировало 18 крупных проектов по строительству водоочистительных сооружений и модернизации угольных ТЭЦ. Успеха удалось достичь благодаря тому, что был введен принцип первопричины, принцип виновного: тот, кто нанес экологический ущерб, тот и должен взять на себя ответственность устранить проблему, вне зависимости — предприятие это или обычный гражданин. Государство не может взвалить на себя решение проблемы.
В Германии любые отходы не могут быть сброшены без предварительного очищения или утилизации. В прошлом году мы приглашали казахстанцев в Ганновер, чтобы показать завод по переработке мусора, показать, как получаем энергию из мусора. Сюда поступают ТБО из примерно пятисот тысяч домохозяйств. Термообработка – это не сжигание, она позволяет обеспечить 55 тысяч домохозяйств электро-
энергией. Можно сказать, что 11 процентов – это немного, тем не менее это лучше, чем мусор валялся бы на территориях.
Как иностранец могу признать, что тарифы на электроэнергию и вывоз мусора в Казахстане слишком дешевые, поэтому люди небрежны. В обеспечении энергией нельзя во главу угла ставить доступность услуги потребителю. У нас закон не позволяет делать стоимость услуги меньше, чем она стоит. Не должны предприятия занижать тариф, в то же время и слишком зарабатывать на этом. Цены должны регулироваться таким образом, чтобы они не только покрывали расходы, но и вырабатывали у людей осознание, что нужно быть экономнее. К примеру, 72 тенге за кубический метр воды или 104 тенге за вывоз мусора на человека в месяц – это очень мало.
На перекрестке границы СЗЗ
Нурсулу Беркимбаева, руководитель областного департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг:
– По данным республиканского центра электронного здравоохранения, в области идет рост по следующим заболеванием среди населения: новообразования, гипертоническая болезнь, пневмония, бронхиальная астма, врожденные аномалии (пороки развития). Однако определение причинно-следственной связи воздействия факторов среды обитания и заболеваемости не представляется возможным, так как отсутствуют нормативно-правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Также определить зависимость роста заболеваемости населения от воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от промышленных объектов-загрязнителей невозможно без научных исследований, проводимых на основании утвержденной методики и с применением соответствующего программного обеспечения с автоматизированной обработкой полученных данных.
Для контроля за состоянием воздушного бассейна области территориальными управлениями департамента на регулярной основе проводится мониторинг атмосферного воздуха в 128 контрольных точках. Маршрутные посты организованы таким образом, что контроль не зависит от розы ветров. Номенклатура исследований атмосферного воздуха составляет 34 наименования. В первом полугодии исследовано 3 936 проб атмосферного воздуха, установлено превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в 24 пробах. Превышение максимально разовой концентрации сероводорода было отмечено в поселке Кенкияк Темирского района; окиси углерода – в Авиагородке (Актобе), в поселках Жагабулак, Шенгельши Мугалжарского района; взвешенных веществ – на 41 разъезде, в квартале Вохра, поселках Ясный и Курайли города Актобе.
Еще одна проблема. Санитарно-защитные зоны промышленных объектов, расположенных в северо-западной промышленной зоне Актобе, перекрывают друг друга. Например: размер СЗЗ для АЗФ составляет 1 000 метров по всем сторонам румба, рядом расположена Актюбинская ТЭЦ (СЗЗ – 300 метров), на расстоянии 700 метров находится АЗХС (СЗЗ – 1 000 метров) и т.д. Кроме того, на этой промышленной площадке размещены объекты II, III и IV класса опасности. В связи с чем необходимо разработать единую расчетную санитарно-защитную зону для данного промышленного узла. Вместе с тем следует учесть: существующие размеры санитарно-защитных зон промышленных объектов недостаточны и рассеивание загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов происходит на жилые территории города, что, в свою очередь, обуславливает превышение гигиенических нормативов по загрязняющим веществам. Департамент неоднократно поднимал вопрос о переселении жителей Махамбетовки и Вохры, так как они находятся в санитарно-защитной зоне АЗФ, АЗХС. Однако он до сих пор остается открытым.
Немаловажная роль в загрязнении атмосферного воздуха отводится автотранспорту. Работающий автомобиль выбрасывает в окружающую среду более 200 загрязняющих веществ и соединений, обладающих токсичным действием. В целом автомагистраль представляет собой отдельный низкий линейный источник выбросов вредных веществ в атмосферу, создает высокий уровень загрязнения воздуха непосредственно на улице и в зоне шириной до 50 метров, прилегающей к проезжей части.
Строительные площадки также вносят вклад в образование пыли, так как при въезде и выезде автотранспортные средства не проходят через барьер для мытья колес.
В связи с бурным строительством индивидуальных жилых домов на окраинах, а также отсутствием централизованных систем канализации в частных секторах центра города возникает необходимость строительства новых систем. Существующая мощность канализационно-очистных сооружений Актобе не соответствует фактическому объему приема сточных вод, что требует проведения реконструкции с капитальным ремонтом.
Обсуждение продолжилось. Во второй части дискуссии выступили начальник отдела метеопрогнозов филиала «Казгидромет» Айгуль Саймова, представители АО «Акбулак», АЗФ, АО «СНПС-Актобемунайгаз», общественники Александр Мандрыкин, Бекарыстан Мырзабай, Жанбырбай Жиенкулов и другие.
– Мы ждем конкретных предложений для формирования комплексного плана по улучшению поверхностных вод, атмосферного воздуха, охраны земельных ресурсов, подземных вод и т.д. Мы готовы рассмотреть их, нам важно, чтобы ваши предложения были реализованы, – обратилась к общественникам председатель ассоциации экологических организаций Айгуль Соловьева.
Она поблагодарила актюбинцев за активную жизненную позицию и выразила надежду, что сплоченность позволит добиться ощутимого эффекта в решении накопившихся проблем в деле охраны окружающей среды.
Над Главной темой работала Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото из архива «АВ»