Востребованность пассажирского транспорта в глубинке высокая: от Актобе до одного из дальних сел нашего региона не менее 600 километров. Между тем по развитию автобусного сообщения область стоит на предпоследнем месте в республике. При этом большинство сельчан, несмотря на вдвое дешевый по стоимости проезд, предпочитают, иногда рискуя жизнью, добираться до Актобе на частных, чаще на нелегальных такси. В чем причина непопулярности автобусов, какие проблемы стоят перед предпринимателями-перевозчиками и как их решить, попытались выяснить корреспонденты «АВ».[divider]
Разговор по душам
Самый лучший способ узнать, почему автобусы не пользуются популярностью у большинства жителей сел – проехаться на нем в один из районов и выяснить это у самих пассажиров. Поэтому нами и был выбран для эксперимента маршрут Актобе – Кобда. Было бы лучше поехать в самый отдаленный Иргиз, но, увы, туда автобусы вообще не ходят.
В Кобду и далее до села Кок уй, заезжая по пути в населенные пункты, расположенные вдоль автотрассы, автобус марки «ПАЗ» отправляется с автовоказала «Сапар» ежедневно в 11.45. Это единственный рейс, конечный пункт назначения – село Кок уй, находящееся почти в 300 километрах от Актобе. Время в пути, учитывая все остановки, составляет не менее 4 часов.
На автовокзале, заплатив 500 тенге, купил билет до Кобды. До села Кок уй, как объяснила кассир, можно взять билет лишь в районном центре, там автобус делает первую остановку. Стоит он 600 тенге, и в общей сложности поездка обходится в 1 100 тенге.
Вместе с немногочисленными пассажирами сажусь в старенький автобус. Искать причину для разговора не пришлось. Увидев незнакомого человека с фотоаппаратом, сидящая рядом пожилая женщина, едущая, как выяснилось позже, в село Жиренкопа, тут же поинтересовалась, кто я, к кому и зачем еду. Узнав причину, Мансия апа тут же выложила все проблемы, которые беспокоят сельчан. Не остались в стороне и остальные, активно присоединившись к беседе.
— Автобус, конечно, выручает, – признает Мансия апа. – Частные таксисты до Актобе берут 2 тысячи тенге. В последнее время требуют оплату за багаж, это очень накладно. Я на пенсии, часто бываю в городе у детей, такая цена для меня просто непосильна. А на автобусе в два раза дешевле, хотя и не так комфортно и быстро. Проблемы есть. Нерегулярные рейсы, особенно зимой.
Еще одна проблема, которая беспокоит жителей Жиренкопы и села Кок уй, – качество дороги. Дорога до Кобды неплохого качества, но вот дальше…
— Несколько лет строят дорогу от Кобды до Жиренкопы, говорят, будут тянуть до самой границы, – вступает в разговор пожилая пассажирка, жительница села Кок уй. – Сейчас остался отрезок в 45 километров от села Акраб, обещают в этом году закончить, но мало верится, наверное, опять на следующий год оставят. А мы из-за этого добираемся на автобусе из Актобе почти 4 часа. Хотелось бы, чтобы и цена не поднималась, ведь и без этого платим больше 1 000 тенге, для многих пенсионеров, студентов это очень много.
Исповедь перевозчика
Водитель автобуса, он же индивидуальный предприниматель Нурболат Умаргалиев, с сожалением заметив, что цену за проезд все же необходимо поднимать, поделился собственными проблемами. Он работает на маршруте Актобе – Кобда около 7 лет, и если несколько лет назад это было прибыльным делом, то сейчас хозяин небольшого автопарка задумывается над тем, чтобы некоторые из маршрутов закрыть.
– В 2012 году выиграл конкурс на несколько автобусных маршрутов, – поделился Нурболат. – Сейчас у меня 10 автобусов, которые курсируют из Актобе в разные районы. По Кобдинскому району автобусы во-
зят пассажиров в села Жарык, Канай, Акраб, Кызылжар, Каракемер, Жиренкопа, Согали, Кок уй. В последние годы еле сводим концы с концами.
Несколько лет назад цена за проезд нас вполне устраивала, а теперь нет. Обращались в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, но там даже говорить об этом не хотят. На всех автобусах установлено газовое оборудование, но за последние несколько лет цены на газ менялись не один раз. Если помните, цена за литр три года назад составляла 20-25 тенге, сейчас – 55 тенге. Автобусы «ПАЗ», которые в 2014 году мы закупили по 5,6 миллиона тенге, сейчас стоят больше 14 миллионов, поэтому об обновлении автопарка говорить не приходится. Запасные части тоже подорожали. Новые автомобильные шины, которые раньше покупали по 15 тысяч тенге, сейчас стоят более 35 тысяч. Отдельно можно сказать про состояние наших дорог в районы и села. Уже через несколько рейсов, к примеру, в село Кок уй автобусы требуют ремонта. Зимой возникает проблема из-за снежных заносов. Подрядные организации, которые должны заниматься расчисткой дороги, относятся к своим обязанностям халатно, из-за этого автобусы вынуждены иногда оставаться в селах на два-три дня.
Но больше всего, как считает владелец ИП, работе рейсовых автобусов мешают частные таксисты. Причем это не официально зарегистрированные, платящие налоги и страхующие жизнь своих пассажиров водители, а именно нелегальные таксисты.
С предпринимателем полностью согласен председатель ОО «Объединение перевозчиков по Актюбинской области» Канай Ермухамбетов.
– Одной из главных проблем является неработающая в нашей области программа государственных субсидий, благодаря которой частные перевозчики могли бы обновлять автомобильный парк, – утверждает Канай Ермухамбетов. – Тем самым предоставляется полная свобода для частных таксистов, большая половина которых работает нелегально. Есть и такие, которые возят пассажиров на официально незарегистрированных автомобилях, имеющих номера Армении, Кыргызстана, России, а значит, не только работают нелегально, но и вообще не платят в Казахстане налоги и штрафы.
К чему приводит таксимания
В прошлом году из-за участившихся жалоб на частных извозчиков наши коллеги из Мугалжарского района провели собственное журналистское расследование на тему пассажирских перевозок. Проблемы, о которых они затем рассказали на страницах районной газеты, актуальны и по сей день.
– Речь о нелегалах-таксистах, – говорит автор расследования, журналист Ануар Ескара. – Они превышают установленный скоростной режим, работают без страховки пассажиров, не обращают внимание на техническое состояние автомобилей. О качестве дороги от Актобе до Кандыагаша я промолчу, об этом знают все.
В прошлом году на отрезке трассы между Актобе и районным центром произошло несколько аварий, виновниками некоторых из них стали водители частных такси.
– 23 июля прошлого года на выезде из города Кандыагаша в аварии погибла молодая женщина. Автомобиль выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем марки «Опель», – приводит примеры коллега. – А 3 октября на автотрассе Актобе – Кандыагаш автомобиль марки «Ларгус», везущий пассажиров до Актобе, лоб в лоб столкнулся со встречной легковой автомашиной. В результате аварии получили ранения 10 человек и один из них, 2-летний малыш, скончался. Ни в одном из произошедших случаев у водителей не имелось официальных разрешений на деятельность, страховых документов на пассажиров.
С работой официальных служб такси тоже не все гладко. Чтобы работать таксистом в Кандыагаше, надо заплатить 250 тысяч тенге хозяевам стоянок и официальным службам. Но между сторонами, как заметил Ануар Ескара, не составляется официальный договор, имеющий законную силу. На жалобы со стороны пассажиров владельцы служб такси реагируют пустыми обещаниями. Все эти проблемы и привели к тому, что автобусные рейсы в Кандыагаш прекратились. Кто же будет работать, «убивая» на такой дороге автобусы и конкурируя с многочисленными нелегалами?
Виноваты люди?
Об этих проблемах известно и в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Но для их решения необходим комплексный подход.
Как сообщил руководитель ведомства Аязбай Усмангалиев, сегодня стабильно курсируют автобусы лишь в Хромтау. Маршрут обслуживают комфортабельные автобусы известных зарубежных марок большой вместимости. Клиентуру перевозчики наработали. Автобусы между Хромтау и Актобе курсируют практически ежечасно.
Более-менее налажено транспортное сообщение и с Алгой. Автобусы в самый близлежащий к областному центру город отправляются с интервалом в 30-40 минут. Цены у перевозчиков существенно ниже, чем у таксистов, поэтому пассажиры отдают предпочтение именно автобусам. А вот с другими районными центрами автобусное сообщение либо отсутствует, либо оно нерегулярно.
– Раньше автобусы и микроавтобусы в Кандыагаш курсировали каждый час. Сейчас осуществляется всего три рейса в день (хотя есть информация, что в Кандыагаш с недавнего времени перевозки прекратились — прим. ред.). Пассажиропоток резко сократился, перевозчики работают практически себе в убыток. Такая же картина и в направлении Мартука, Бадамши, Уила, да и других районных центров. Из-за нерентабельности им приходится выходить на маршрут все реже и реже, – говорит Аязбай Усмангалиев.
А вот в такие райцентры, как Шубаркудук и Иргиз автобусных рейсов нет совсем. Хотя маршруты пытались запустить несколько раз. К примеру, осенью прошлого года заинтересованность в осуществлении пассажироперевозок в Иргиз выразил один из актюбинских предпринимателей. Съездив в неблизкий рейс, он отказался от своей затеи. Выяснилось, что салон не заполнялся даже наполовину. Это при том, что плату за проезд перевозчик брал в два раза ниже, чем у иргизских таксистов.
– Люди не понимают, что, если мы будем развивать пассажирские сообщения, у нас появятся новые комфортабельные автобусы. Конечно, не сразу, но постепенно пришли бы к тому, что по всем направлениям из Актобе курсировал бы пассажирский транспорт высокого уровня. Кроме этого, у автобусов есть и другие преимущества. Они соблюдают расписание, регулярно осуществляется надзор за техническим состоянием транспорта, контроль за состоянием водителя, – говорит Аязбай Усмангалиев.
Неравный бой
Надо признать, сейчас автобусы проигрывают конкуренцию таксистам. У лиц, занимающихся частным извозом, есть ряд неоспоримых преимуществ. Легковые автомобили быстрее, соответственно, пассажир быстрее добирается до пункта назначения. Таксисты могут забрать своих клиентов из дома и точно доставить по необходимому адресу. Поэтому, несмотря на высокие цены, жители предпочитают добираться до областного центра именно на такси.
– Мы не можем вести с ними борьбу. Таксисты имеют необходимую лицензию на осуществление перевозок, платят налоги. Другое дело нелегалы, которые нигде не зарегистрированы и не имеют разрешения на частный извоз. Против таких принимаются меры. Регулярно с представителями местной полицейской службы, инспекции транспортного контроля проводим рейдовые мероприятия в местах стихийных стоянок. Это в основном районы рынков, авто– и железнодорожного вокзалов. Обращаем внимание на наличие разрешительных документов на осуществление перевозки пассажиров. Это наличие опознавательных знаков, путевки, регистрация в службе такси, документа, подтверждающего проведение технического осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя. Кроме того, частный извозчик перед выездом обязательно должен иметь страховку на транспорт и пассажиров. В ходе рейдов практически всегда выявляем нелегалов. На них налагаются штрафы, размеры которых начинаются от пяти месячных расчетных показателей, – привел примеры борьбы с нелегалами руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Есбол Базаргалиев.
Но это лишь малая толика мер, необходимых для развития автобусного сообщения в области. Чтобы вдохнуть вторую жизнь в эту сферу, необходима поддержка со стороны местной исполнительной власти.
– В других регионах нашей страны эта сфера получает субсидии из местного бюджета. Поэтому мы также подготовили проект, этот вопрос будет рассмотрен на сессии областного маслихата. Если депутаты одобрят проект, в первую очередь определим социально значимые маршруты, поддержка которых необходима в первую очередь. При этом сами перевозчики должны подтвердить свои расходы и доходы, сдать расчеты, доказать, что перевозки являются убыточными. Лишь в этом случае они будут претендовать на получение субсидий, – заключил Аязбай Усмангалиев.
Такова в общих чертах ситуация в сфере пассажирских перевозок. В ходе встреч, бесед и поездок удалось выяснить: сейчас перед предпринимателями в сфере пассажирских перевозок стоит несколько проблем, с решением которых регулярное, комфортабельное и безопасное сообщение в районы области будет налажено так же, как оно работало в советские годы.
Во-первых, частному перевозчику нужна помощь государства, то есть субсидирование расходов.
Во-вторых, необходим пересмотр тарифов, так как многие перевозчики работают по установленным более шести лет назад тарифам.
В-третьих, надо решительно заняться проблемой нелегальных перевозчиков и жестко упорядочить работу официальных служб такси.
В-четвертых, серьезно и качественно заняться ремонтом и строительством дорог.
При условии выполнения всех этих мероприятий автобусное сообщение в области получит шанс на перезагрузку, а вместе с тем импульс для своего развития.
Над главной темой работали
Санат РАШ,
Жантас МАКСУТОВ
Фото Хайредена РАУШАНОВА