Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Made in АКТОБЕ

Победителям — зеленый свет

Конкурс-выставка «Алтын сапа» среди отечественных товаропроизводителей, объявленный Министерством индустрии и торговли РК (МИТ), с этого года будет проводиться по новой модели. Глава государства внес поправки в его правила.

Отличие, по словам председателя комитета технического регулирования и метрологии МИТ РК Габита Мухамбетова, заключается в том, что, во-первых, конкурс на премию Президента за достижения в области качества и конкурс-выставка «Алтын сапа» объединены: объявлен единый конкурс на премию Президента РК «Алтын сапа». Во-вторых, отменены разграничения между малым, средним и крупным предпринимательством.

Правительство утвердило новые правила по предварительной оценке предложенных результатов. Сначала предприятие направляет заявку на участие в МИТ РК и по образцу проводит самооценку. Затем экспертная группа проводит оценку на местном уровне. Министерство, убедившись в том, что материалы заполнены правильно, направляет их на рассмотрение комиссии в Администрацию Президента РК. Комиссия после тщательного изучения материалов вносит свои предложения Президенту о награждении участников конкурса.

Конкурс пройдет по трем номинациям: «Лучшее промышленное предприятие», «Лучшее предприятие по производству товаров народного потребления» и «Лучшее сервисное предприятие». Заявки принимаются до 15 октября.

Следует отметить, что число претендентов на премию Президента с каждым годом растет. Это говорит о том, что у нас становится больше предприятий, производящих конкурентоспособные товары и предлагающих высококачественные услуги. Вручение премии «Алтын сапа» состоится во второй четверг ноября, во Всемирный день качества.

Напомним, конкурс был учрежден Главой государства для повышения качества отечественных товаров, насыщения рынка высококачественной и конкурентоспособной продукцией, повышения экспортных возможностей производителей продукции, создания высокой репутации казахстанских изделий на внутреннем и внешнем рынках.

Если говорить о льготах, то они таковы. В течение двух лет победителям предоставляется 50-процентная скидка на корпоративный подоходный налог, отдается приоритет при проведении тендеров и госзакупок, плюс ко всему при рекламе их товаров можно использовать знак «Алтын сапа». Обладание золотым знаком качества сродни зеленому свету, с которым победителей ждет прямая дорога как на внутренние, так и на внешние рынки.

Так, победитель «Алтын сапа-2008» — АО «Актюбрентген» выдвинут на участие в подобном состязании среди стран СНГ.

Кому золото по зубам

— Выставочная площадка «Актобе. Food-2009» — это прекрасная возможность встречи с потенциальными клиентами и потребителями, налаживания новых деловых контактов, тесного сотрудничества и укрепление имиджа своей компании, — сказала на открытии конкурса-выставки заместитель акима области Роза Кемалова.

Это, как показывает многолетняя практика проведения «Алтын сапа», действительно так. И сегодня мы хотим рассказать вам о тех, кто не побоялся попробовать на вкус золото от Президента РК. Попытка не пытка, а опыт, который иногда дороже злата. Ведь как говорится,

на вкус и цвет…

Собственно, на это и рассчитывает ТОО «Актобе Инвестком», больше известный как производитель бутилированной очищенной питьевой воды, молочной продукции, сокосодержащих напитков, ПЭТ-преформ и ПЭТ-бутылей на рынке Западного Казахстана.

Начав в 2003 году с производства питьевой воды торговой марки (ТМ) «Вода Хрустальная», уже в июне 2008-го выпускает сокосодержащие напитки и холодный чай ТМ «Just juice», для выпуска которых было приобретено новейшее высокотехнологическое оборудование швейцарского производства компании Tetra Pak.

На «Актобе. Food-2009» ТОО представило напитки и чай. Их выпуск не требует больших дополнительных затрат и производится на основе «Хрустальной». Ассортимент продукции решили расширить для привлечения большего числа потребителей. Цену на нее установили низкую — всего 100 тенге. Вкус самих напитков оценят потребители и вынесут свой вердикт.

ТОО же в самое ближайшее время намерено завоевать более 60 процентов рынка Актобе. Основанием тому — результаты маркетинга, который выявил, что в городе производством таких соков не занимается никто.

— У нас уже разработаны маркетинговые мероприятия, благодаря которым мы сможем агрессивно войти на рынок, — заверяет управляющий по развитию бизнеса ТОО Аскар Демеуов. — Уже в ноябре будем запускать производство новых соков с крышкой, правда, будут выходить они под новой торговой маркой. Мы уверены, наши соки найдут своего потребителя.

Как дипломант «Актобе. Food-2009», ТОО попытается стать номинантом на соискание премии Президента РК. Руководство предприятия надеется, что победить в республиканском конкурсе им поможет и то, что здесь своевременно внедрили сертификацию системы менеджмента качества (СМК) на соответствие международному стандарту ИСО 9001-2001 и НАССР.

И чиабата с чесноком

Еще один потенциальный конкурсант «Алтын сапа-2009» в Астане — ТОО «Атамекен-нан 2000». Вкус хлеба и хлебобулочных изделий от этого производителя начинает нравиться все большему числу актюбинцев. Лидером продаж среди 32 наименований является, безусловно, пышная булка с хрустящей корочкой под экзотическим названием «чиабата». Необычный, оригинальный вкус этому хлебу придает… чеснок.

—  Качество заметно улучшилось с установкой словенского оборудования от компании «Гостал Гопан», — говорит исполнительный директор ТОО «Атамекен-нан 2000» Руслан Тилеуов.

Если заявка этого предприятия получит добро МИТа РК, чиабату попробуют и в Астане.

К слову, продукцию хлебопеков на городском конкурсе-выставке мы не увидели. Дело в том, что им просто-напросто не хватило места в бизнес-центре «Капитал-Плаза». Впрочем, это тема отдельного разговора. Скажем только, что отдел предпринимательства Актобе работает над тем, чтобы в городе появился свой выставочный павильон для проведения подобных мероприятий.

Наш ответ антиоксидантам

По словам главной предпринимательницы Актобе Анар Даржановой, участие в конкурсе-выставке принимали и новые предприятия — будущий золотой резерв области — ТОО «Рокос» и «Тандем W». Примерить «Алтын сапа» к своему плечу последнему мешает молодость. В прямом и переносном смысле. Ведь одно из непременных условий конкурса — работа на рынке более 3 лет. Но продукция «Тандема W» стандарта халал уже пользуется большим спросом в Западном Казахстане. Как говорится, лиха беда начало.

— Появившись совсем недавно, они, тем не менее, плотно заняли свой сегмент рынка. Заслуживают внимания и молодые индивидуальные предприниматели, получившие в этом году кредит по линии ФРМП «Даму» и которые по нашей рекомендации прошли стажировку в Германии, — рассказывает Анар Даржанова. Здесь они приобретают опыт и уникальный шанс презентовать себя и поучиться друг у друга новым направлениям продвижения товара.

Говоря о продовольственной безопасности, укрепить которую призваны производители пищевой и перерабатывающей продукции, Даржанова заметила, что из той товарной группы, которая входит в основную  потребительскую корзину, в Актобе не производится, а потому завозится извне только рис, соль и сахар.

Остальным мы можем обеспечить себя сами, если только местные товаропроизводители будут работать над повышением качества своей продукции и над импортозамещением. А почему бы и нет? Ведь наш товар востребован и конкурентоспособен, надо только научиться продвигать его.

— Все зависит от того, как будет поставлен менеджмент, — уверена Анар Даржанова. —  Судите сами, сырье и запасы есть, значит, есть увеличение объемов. Потому нужно вести правильную маркетинговую политику и завоевывать рынки. Все ниши для них открыты, возможности предоставлены.

Она призвала потребителей быть патриотами своей местной продукции.

— Ведь наши товары в отличие от импортных, в состав которых вводятся антиоксиданты и антиокислители, увеличивающие сроки их хранения, высокого качества и натуральные, — констатирует Даржанова.

От «Райского сада»  до моря Сузбе

О том, чтобы мы были таковыми и поддерживали местных производителей, хотели бы и представители актюбинской кондитерской фабрики.

— Мы представили на выставку свою фирменную «птичку», новинку «Райский сад» и серию сувенирных подарочных наборов шоколадных конфет, выпущенную специально к 140-летию Актобе, — говорит исполнительный директор кондитерской фабрики Людмила Белобок.

Презентовать такую коробку с видами города на белом холме приятно, но качество, не в обиду нашим кондитерам, оставляет желать лучшего. Конечно, член ассоциации кондитеров Казахстана работает над самой главной для него проблемой, но, увы, конкурировать с российскими и украинскими кондитерами пока не удается. По крайней мере, наши тенге все еще помогают созданию и поддержке рабочих мест в этих странах.

Переломить ситуацию могут наверняка лишь кардинальные меры и огромные инвестиции в модернизацию «сладких» линий кондитерки. Хотя объективности ради надо сказать, что недавно здесь появились новые технологические линии по отсадке песочного печенья.

Все это постараются учесть при выходе на более широкое производство и   работники крестьянского хозяйства «Адай», созданного в 1992 году. Сегодня в Благодарном сельском округе кустарным пока еще способом они производят довольно-таки широкий ассортимент национальных кисломолочных продуктов — от шубата, айрана, кумыса до сузбе, курта, тары и талкана. Купить их и вспомнить вкус детства по вполне доступной цене можно на рынке «Табыс». А летом еще и у поворота на Шилисай, что на международной трассе Актобе-Орск.

Но большие планы у сельских предпринимателей пока только в долгосрочной перспективе. Благо все возможности и внутренние резервы для этого есть. На угодьях хозяйства пасутся овцы, верблюды, лошади и крупный рогатый скот. Своими силами выращивают яровые, просо и овес.

Представитель «Адая» Зада Лесова уверена, что тот, кто не боится трудиться, всегда будет с хлебом и при тенге. А работая в такой узкоспециализированной нише, как производство нацпродукта, еще и в цене, и спросе. Если учесть, что спрос на эти виды продуктов растет не по дням, а по часам, «Адаю» остается только позавидовать. И пожелать ускорить процесс вхождения на рынок. Потому как желающих занять неосвоенную нишу на рынке — море.

Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"