Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Золотые КАПЛИ

Рентабельность плодоовощной продукции

в нашей области вполне может быть не ниже нефтяной. На селе реально создать новый класс зажиточных людей. Актюбинский покупатель должен быть капризным. Так считает генеральный директор «ILMARK GROUP LTD», вице-президент компании «Queen Gil», доктор экономики государства Израиль Ильясаф АЗАРЬЕВ.

Способы и методы решения финансово-экономических проблем нашей области, на взгляд предпринимателя из Земли Обетованной, просты и не требуют капиталоемких вложений. Для успешной и высокоэффективной их реализации надо просто много и усердно трудиться. Только тогда мы обретем счастье. Ведь, как гласит старая еврейская притча, по-настоящему человек может быть счастлив только в своем доме и только в своей стране.

С профессиональным управленцем, а в свое время Азарьев защитил работу по системному управлению, и экс-советником губернатора Волгоградской области (РФ) по внешнеэкономическим связям, трудно не согласиться. Ведь все свои доводы он подтверждает твердой, проверенной на собственном опыте цифирью.

Чтобы не быть голословными, приведем некоторые из них. Этой осенью с 6 гектаров в ТОО «Пригородное» собрали 330 тонн лука. В среднем это где-то 52-55 тонн с одного гектара. Морковь и свекла тоже удались — 350 и 320 центнеров с гектара соответственно.

— Если провести несложный экономический анализ эффективности выращивания в вашей области различных видов сельскохозяйственной продукции, то можно сделать один простой вывод. Заниматься этим делом вы-год-но! Причем очень! Самая скромная рентабельность составляет 50 процентов. А по луку, моркови и свекле — все 200 — 250! Так что рентабельность этого бизнеса может быть не ниже нефтяного, — уверен Ильясаф Годович.

Для пущей убедительности проводит аналогию с зерновыми культурами.

— Разница между нынешним урожаем лука в 550 центнеров с одного гектара и зерна в 5-10 с той же площади почти в 100 раз. Фантастика? Нет. Это вполне реальные вещи! Таков потенциал, в том числе и финансово-экономический, который дает возможность выращивать овощную продукцию в области, — Азарьев разводит руками, мол, еще вопросы есть.

При этом он подчеркивает, что огромный урожай получен в условиях засушливого лета, когда хозяйства испытывали дефицит влаги. В ТОО «СХФ  «Пригородный» благодаря капельному орошению его даже не почувствовали.

По словам Ильсафа Годовича, орошение таким методом — важнейший фактор получения высокого урожая, особенно для западного региона Казахстана. Действительно, на протяжении последних лет у нас  наблюдается жесточайшая засуха. Производители зерна даже не стали  собирать то, что выросло, потому как уборка была им не по карману, то есть убыточна.

— Идет масштабное опустынивание и обезвоживание земель, — рассказывает Азарьев. — И в этом плане система капельного орошения принципиально решает огромное количество проблем, связанных с промышленным производством плодоовощной продукции. И не только. Это и восстановление лесного хозяйства, и реализация проектов на закрытом грунте, и многое-многое другое.

Капельное орошение, по его словам, позволяет также получать  высококачественную продукцию. Потому как с его использованием минимизируется обеспечение корнеплодов различными удобрениями.

— Экологически чистая продукция захватывает весь мир. И цена ее на порядок выше продуктов, выращенных по обычному консервативному методу, — констатирует наш собеседник. — Вот еще один веский довод  в пользу рентабельности этой отрасли.

Азарьев рассказывает, что на встрече с акимом нашей области Елеусином Сагиндиковым он вместе с директором ТОО «СХФ «Пригородный» Ермеком Жумагазиным заявил, что они готовы закрыть потребность актюбинцев в картофеле, луке, свекле, капусте и моркови. Для чего в хозяйстве планируют расширить посевные площади и довести их как минимум до 100-150 гектаров. Это даст возможность получить около 5 тысяч тонн продукции.

С ее реализацией проблем не будет. В «СХФ «Пригородный» уже звонили из  Карагандинской и Акмолинской областей. Они готовы заключить с ТОО долгосрочные проекты и договоры на поставку.

— Есть возможность заработать и на поставке овощей в ближайшие области — Атыраускую и Мангыстаускую, куда вся сельскохозяйственная продукция идет с юга России. Это где-то 300-350 миллионов долларов США в год, — говорит он. — Согласитесь, это большие деньги. Благодаря им можно открыть на селе много новых рабочих мест.

Действительно, чем не решение проблемы безработицы, тем более в условиях кризиса? Более половины актюбинцев проживают в селе. Зачастую  в поисках лучшей доли они едут в город, пополняя число безработных.

— Реально создать на селе особый класс фермеров. Класс довольно-таки зажиточных людей, чья трудовая деятельность была бы связана с производством овощей на родной земле, — рассуждает он. — Тем более, что цены на овощи у вас очень высокие. Рентабельность этого бизнеса даже не при самом хорошем подходе очень низкая. Просто нужно ответственно подойти к этим вопросам, и ты всегда будешь в «плюсе».

Судите сами. Оптовая цена лука — 40 тенге за один килограмм. Естественно, что по такой цене его забирают у нас с руками и ногами. Обидно только, что сельхозтоваропроизводители вынуждены продавать урожай с колес почти за бесценок, а в середине зимы начнется массовый завоз овощей со стороны, стоимость которых будет уже совсем иной. Получается вся работа как бы насмарку, потому как урожай некуда закладывать, негде хранить.

Старые складские помещения не отвечают современным технологическим процессам. На сегодня нет ни одного регионального логистического центра. Вот вам еще одно направление и обширное поле деятельности для развития бизнеса.

Потенциал области, и не только в этом плане, огромен. Природно-климатические условия и сама земля просто великолепны. Они позволяют создать целую отрасль производства овощной продукции, которая повлечет  за собой  ряд новых взаимосвязанных циклов — переработку, хранение, производство различных видов продукции из овощей, в том числе соленья-варенья.

Мы прошлись по вашим рынкам и провели небольшой мониторинг. Один килограмм свежей капусты стоит 40 тенге, квашеной — 400.  Почему бы ее не засолить в собственном хозяйстве, где она выращивается, и продавать по цене чуть ниже рыночной? Кто мешает наладить весь технологический процесс — от поля до прилавка — непосредственно в хозяйстве? Над этим тоже стоит подумать.

Все эти и другие соображения были высказаны в ходе серьезного обстоятельного разговора с руководством торговой сети супермаркетов «Анвар». Мы обсудили с ним ряд проектов и предложили заключить долгосрочное соглашение на производство плодоовощной продукции с последующей их поставкой в «Анвар». Идея была воспринята очень хорошо.

Во время встречи нами была высказана и критика в адрес сети магазинов города Актобе. Не секрет, что на ее прилавках выставлена не всегда качественная продукция. Между тем для достаточно крупной и разветвленной сети — это непозволительная роскошь. Нужно уважать свой труд и кошелек покупателя. При достаточно хорошем ассортименте качество плодоовощной продукции оставляет желать лучшего.

На мое замечание о том, что из килограмма картошки, купленной в супермаркетах «Анвар» и «Дина», выкинешь добрых полкило, Азарьев заметил, что в Израиле второй хлеб не чистят вообще.

— Мы ее просто моем и кладем в кастрюлю. Настолько она чистая и высокого качества, что в этом просто нет необходимости, — говорит он. — То же можно сказать о моркови на базаре. В супермаркетах овощи уже вымыты, очищены, упакованы и т.п. Ни один наш маркет никогда не позволит положить на свой прилавок грязный продукт.

Кстати, мы предложили «Анвару» поставлять и очищенные овощи, чтобы хозяйка дома не тратила на это время. Если вы были за рубежом, наверняка видели в магазинах уже нарезанные овощи. Все это можно сделать и у вас.

И еще один совет. Актюбинский покупатель должен быть капризным и не бояться задавать неудобные вопросы, ведь он выкладывает за товар свои кровно заработанные и заслуживает того, чтобы получить продукт достойного качества. Мы не настолько богаты, чтобы выкидывать деньги на ветер.

Если покупатель будет придирчивым, менеджерам маркетов не останется ничего другого, как кардинально перестроить принцип своей работы.  Вообще у нас много идей и проектов, которые бы мы могли реализовать совместно с вашими сельхозтоваропроизводителями. Более того, некоторые из них могли бы стать визитной карточкой агропромышленного комплекса Актюбинской области, — резюмировал  Ильясаф Азарьев.

Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"