Инициатором внедрения института медиации в Казахстане является Первый Президент Нурсултан Назарбаев. Соответствующий закон был принят 28 января 2011 года. Год назад пять из шести центров сплотились в Консорциум медиаторов Актюбинской области для выработки единой стратегии действий.
Ведущим партнером объединения является Западно-Казахстанский региональный филиал РОО «Международный правозащитный центр». Его руководитель Арман Жылгелды поделился актуальными аспектами деятельности. Следует сразу выделить главные черты его характера: это дотошность и неуемная энергия, направленная на позитив. Имея два высших образования – экономическое и юридическое – выстроив свой бизнес, он серьезно увлекся медиацией.
– В 2017 году прошел базовый курс из пятидесяти академических. Имея большой жизненный опыт и трудовой стаж, почти три месяца не мог найти наставника. Никто не брал на стажировку. Мне же было важно увидеть, как происходит процесс медиации на деле. В конце концов рискнул сделать самостоятельный шаг. Сработала одна из визиток. Молодая семейная пара не могла разделить имущество и определиться с алиментами на двоих детей. Времени потратил много, но результат удовлетворил обе стороны.
– Прошло десять лет, но население мало извещено о медиаторах. По идее, вы должны были разгрузить суды.
– Как отметил однажды Елбасы Нурсултан Абишевич, у судей огромная нагрузка, потому им не следует отвлекаться на украденную соседом курицу. Согласен, мелкие дела, дела средней тяжести должны рассматриваться на нашем уровне.
Все еще идем мелкими шажками. В частной практике отстаем от нотариусов, адвокатов. В стране выучились на медиаторов более четырех тысяч человек, но регулярно работают около трехсот-четырехсот, так как нет объема работы. Клиенты чаще находят нас через социальные сети, срабатывает сарафанное радио. Как таковой рекламы нет. Медиация превращается в совмещаемую профессию, потому что не может себя окупить.
– О конкуренции между вами говорить рано?
– В области шесть центров медиации, пять из них год назад объединились в консорциум, и у нас выровнялись тарифы. Мы открывали кабинеты, организовывали дежурства, но пандемия отменила все эти действия. Свои проблемы и предложения по их разрешению мы направили минувшим летом в рабочую комиссию, созданную при Парламенте страны, которая разрабатывала изменения и дополнения в Закон РК «О медиации». Конкурентов, скорее всего, видим в судебных примирителях, появившихся в противовес профессиональным медиаторам. Но в суде две стороны вынуждены доказывать свою правоту, и их стараются помирить. Сильно ошибаются те, кто думает, что у медиатора такая же цель. Для нас важно найти обоюдно выгодное, взаимоприемлемое решение, реализуемое по добровольному согласию сторон.
Мы способствуем достижению приемлемого для всех способа развязать спор, сосредотачиваемся при этом на интересах граждан, а не на правовых позициях или договорных правах. Не сажаем конфликтующие стороны сразу за стол переговоров. Отдельно встречаясь с каждым клиентом (такая беседа называется в медиации кокус, то есть с глазу на глаз), выявляем претензии, их причины, ищем выход из положения. Шаг за шагом доносим услышанное противоположностям, испытывающим иногда неприязнь друг к другу. Наша работа конфиденциальна. Суд – это открытый процесс. Его содержание становится всеобщим достоянием, предметом широкого обсуждения, иногда и осуждения.
– Можете поделиться примерами из практики?
– Женщина не знала, как добиться алиментов на ребенка от отца, который выехал в Россию. У нее на руках был исполнительный лист по решению суда, но денег она не получала. После того, как обратилась к нам, мы нашли координаты и номер телефона ее бывшего мужа. Хоть звонок и был с незнакомого телефона, но он ответил. Ему объяснили, что бывшая жена не вышла замуж за другого человека, ей нужна помощь в содержании общего ребенка, разногласия родителей не должны отражаться на его жизни. После нескольких звонков удалось убедить отца, и проблему благополучно решили.
Мы, переговорщики, разъяснили ситуацию с юридической, психологической и социальной точки зрения. Люди разные: одни понимают, другие нет. В данном случае удалось достигнуть положительного результата. Подобных случаев много.
Другой пример: супруги построили дом, после разлада в нем осталась женщина с ребенком. Она только вышла на работу и не могла закрывать кредит, взятый на строительство. Мужчина решил, что раз не живет в новом доме, то и закрывать долг перед банком не обязан. Задолжал он и по алиментам. После встречи с медиатором человек принял взаимоприемлемое решение.
– Создается впечатление, что медиаторы в основном разбирают семейно-бытовые конфликты?
– Не совсем верно. Много бизнес-споров, есть уголовные дела, трудовые споры, сплошь и рядом ДТП. К примеру, гражданин Узбекистана ехал с грузом и допустил аварию, пострадало пять человек. На нас вышли адвокаты. Переговорили с каждым пострадавшим. Виновник перед ними извинился, возместил нанесенный ущерб. В итоге претензии были сняты, уголовное дело закрыто.
– Что, на ваш взгляд, необходимо для эффективного развития медиации?
– Самое главное наше предложение – определить координатором деятельности профессиональных медиаторов Администрацию Президента РК. Это опыт США, именно там зародилось движение в 1975 году. Сегодня назрела необходимость определения госоргана, уполномоченного в сфере медиации. Она нуждается в государственном регулировании в определенной степени и финансировании в целях дальнейшего развития, использования возможностей медиации, а также примирительных процедур для сохранения единства, общественного согласия. О чем в 2020 году в своем Обращении к народу Президент РК Касым-Жомарт Токаев сказал: «Почти десять лет назад мы приняли Закон «О медиации». Но до настоящего времени ни один государственный орган не занимается его развитием, внятная государственная политика отсутствует. Данное положение дел следует исправить». По идее, мы переговорщики. Когда возникают трудовые споры, привлекают инспекцию по охране труда, профсоюзы. Первая ищет нарушителя, вторые призваны защищать интересы рабочих. Мы же независимая структура, но нас держат в стороне, хотя как раз наш потенциал тут уместен. Мы организовываем пул переговорщиков, составляем медиативное соглашение с учетом интересов обеих сторон. Отсюда предложение: включить процедуру медиации между работодателем и работником в индивидуальные трудовые договоры как обязательное условие досудебного урегулирования конфликта сторон.
Также, на наш взгляд, необходимо производить возврат госпошлины при разрешении спора сторон судьей-примирителем в суде первой инстанции в размере 50 процентов, а при разрешении спора в судах высшей инстанции – 25 процентов. Сегодня же при примирении в судах госпошлина полностью возвращается истцам. Коммерческие и хозяйственные споры не должны разрешаться за счет налогоплательщиков. Для примера возьмем два ТОО, о чем они могут спорить? О невыполнении договорных обязательств. Примирение за счет государства поощряет недисциплинированность субъектов бизнеса, точнее руководителя конкретного предприятия.
– Напрашивается вывод, что фронт работы медиатора ограничен, суды не спешат делиться излишней нагрузкой, да и доходов такая деятельность не дает. В чем же тогда фишка?
– Да, сегодня медиация развивается очень медленно, но как бы то ни было, мы считаем, что будущее за ней, это мировой тренд! Лично мне нравится сам процесс поиска взаимоприемлемого выхода из конфликтной ситуации. Профессиональный азарт находить общее решение. Супруги в разводе, живут в разных городах. Они никак не могли договориться по поводу поездки ребенка за границу. Семь дней длились переговоры по видеозвонку с матерью. Когда наконец-то удалось получить нужное решение, я почувствовал большую радость. Еще больше эмоций испытал, когда бывшие супруги поблагодарили друг друга. Наконец-то они услышали друг друга и приняли самое лучшее решение во имя интересов ребенка.
В РАГСах нужно открывать кабинеты медиации, рядом должен находиться психолог. При разводе, на мой взгляд, нужно давать три месяца на принятие окончательного решения, в течение месяца люди могут и не встретиться, не успеют. За три месяца эмоции улягутся, супруги успокоятся, может, даже соскучатся друг по другу. Обратите внимание на расходы на свадьбу и на оформление развода. Суммы несопоставимы, даже в этом нет стимула для сохранения семьи.
В завершение беседы хочу еще раз повторить: медиацию должны проводить только профессиональные медиаторы, как это задумывалось изначально. Забота судьи – мировое соглашение; адвоката, юриста – партисипативное соглашение; нотариуса – исполнительная надпись; судебного исполнителя – исполнение решений, медиативных соглашений.
Жанат СИСЕКЕНОВА