Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Моя земля

Сразу после обретения Казахстаном суверенитета тысячи наших соотечественников, оказавшихся в разные годы

за рубежом, решили вернуться на землю предков. Молодая страна пошла навстречу их сокровенному

желанию, оказав сородичам всестороннюю поддержку на государственном уровне.

Именно тогда, летом 1992 года, в Мартукский район переселились 25 казахских семей из Монголии. Одной из них была многодетная семья Мешитхана Казыршыулы. И вот спустя двадцать лет после переломного для репатриантов события мы беседуем с 78-летним аксакалом в его доме в селе Аккайын. Кстати, большинство жителей этого населенного пункта являются как раз-таки потомками во втором поколении тех самых переселенцев.

Но прежде вернемся к событиям двадцатилетней давности.

…После того, как Казахстан официально принял решение о помощи в возвращении казахов на родину, представителей переселенцев пригласили в нашу страну для знакомства с условиями жизни в разных областях страны. Многим из них понравился актюбинский регион, поэтому сразу же был заключен договор на переезд в нашу область определенного количества семей.

Правительство предоставило переселенцам большие льготы, в том числе организовало бесплатный переезд семей и имущества. В области репатриантов распределили почти по всем районам.

1 июля 1992 года из Актюбинской области в далекую Монголию отправились 90 машин, в том числе 6 Кам-АЗов Мартукского АТП. Мартучане за «своими» семьями направились в Баян-Ульгийский аймак. В этом административно-территориальном образовании в горах был аул, жителям которого выпало переехать в Мартукский район. Кроме того, район местом своего проживания выбрали несколько семей из Улан-Батора и Дархана.

Вспоминая годы, прожитые в этой центральноазиатской стране, куда предки Мешитхана Казыршыулы попали еще в ХІХ веке, аксакал говорит, что жизнь там отличалась низким социальным уровнем и неразвитостью инфраструктуры. Но уклад был исконно казахский. Хорошо сохранились язык и культура. Скотоводы кочевали в юртах и лишь на зиму переезжали в аулы, где их ждали выстроенные дома. Освещение в юртах было, но не у всех. Электричество обеспечивали дизельные электростанции. На несколько аулов имелась одна центральная усадьба, где работали школа, медпункт, магазин, интернат.

Жили, по словам переселенцев, по родовым различиям. Семьи, принадлежащие к определенному роду, в нескольких километрах друг от друга ставили 3-4 юрты. Обычно места их расположения находились у реки, родника, где имелись хорошие выпасы и пресная вода. Почти все продукты питания производили сами, покупали только сахар, крупы, одежду. Готовили еду на самодельных печах или электроплитках, газом не пользовались. Связь с внешним миром поддерживали, постоянно были в курсе всех событий.

На момент переезда в Казахстан большая семья Мешитхана, в которой воспитывалось 12 детей, проживала в крупном промышленном центре под названием Дархан. Он был построен в 1960 году к северу от Улан-Батора. Именно в этом городе действовала единственная в стране казахская школа.

Об обретении Казахстаном независимости и проводимой им политике возвращения казахов на родину семья Мешитхана узнала из газет. На семейном совете решили: едем на землю своих предков. Скота держали прилично — 44 коровы, 8 лошадей, 98 баранов. Срочно стали все продавать. Что-то удалось реализовать, остальное отдали даром. Также оставили автомобиль «Волгу», мотоциклы «Урал» и «Иж». Упаковали вещи и целый месяц ждали машины из Казахстана. По прибытии каравана КамАЗов загрузили весь домашний скарб и отправили его на новое место жительства — в Мартукский район, а сами полетели в Актобе самолетом.

— 6 часов в небе пронеслись незаметно. В аэропорту города Актобе нас радушно встречали руководители области и трое аксакалов из Мартукского района. Членов семей разместили в автобусе, а меня в личный УАЗик усадил председатель колхоза имени Ленина Ахмет Кусниязов, и мы двинулись в путь, — рассказывает Мешитхан Казыршыулы.

Тепло встретило переселенцев руководство района во главе с Владимиром Литовченко. Новоселам на первых порах были предоставлены комнаты в гостинице и районном детском лагере «Орленок» на берегу реки Илек. Организовали баню. Работники общепита окружили заботой, обеспечили бесплатным трехразовым горячим питанием. На следующий день, несмотря на выходной, врачи провели медосмотр прибывших. Все они были здоровы. Правда, у одной семьи, летевшей самолетом, маленькие дети простудились. Их тут же положили в детское отделение районной больницы, откуда они через несколько дней, вылечившись, выписались.

— Я общался с переселенцами из других районов области, даже из других областей, они удивлялись: нигде не было такого подобающего, вежливого приема как здесь, — вспоминает собеседник. — По рекомендации совета аксакалов и благодаря заботам заместителя акима района Галии Мукашевой нас, 135 человек, очень радушно и торжественно встретили по казахскому обычаю у моста через реку Танирберген. Потом был той по случаю обретения нами своей Родины. Работники районного Дома культуры порадовали концертной программой. Руководители хозяйств, где нам надлежало жить, привезли продукты питания на первое время. В селах были готовы под заселение квартиры. Так, в Целинном поселили 8 семей, в Андреевке — 3, Нагорном и Каратаусае — по 5, в Первомайке — 4 семьи.

Размещали семьи по селам только с их согласия. Селились они по родственным и родовым связям. Но сначала представителей семей возили по району знакомиться. Приезжие были людьми очень скромными, не привередливыми, соглашались на все условия. На работу устраивались скотниками, механизаторами. Все переселенцы привыкли трудиться в степи, хорошо знали животноводство.

Как вспоминает Мешитхан Казыршыулы, в селах, где поселились оралманы, местное население воспринимало их по-доброму. Адаптация на исторической родине, по словам многодетного отца, прошла относительно неплохо. Казахским и монгольским языками все члены семей владели свободно, не без труда, но понимали и по-русски. Сам Мешитхан агай в Монголии служил в армии, старшим сержантом в артиллерийской части. Демобилизовавшись, несколько лет возглавлял комитет комсомола. Работал водителем. С 1989 по 1991 годы являлся народным депутатом. Его супруга Смагул Катей всю жизнь посвятила воспитанию семи сыновей и пяти дочерей. В Монголии ей было присвоено почетное звание Матери-героини, в Казахстане она награждена подвеской «Алтын алқа».

— После переезда мы вначале жили в Карашае, неподалеку от центральной усадьбы села Каратаусай. Пять лет были освобождены от уплаты за коммунальные услуги. Для развития своего хозяйства колхоз дал нам коня, две коровы и пять баранов, — продолжает Мешитхан Казыршыулы.

Однако в 1996 году большой семье пришлось съехать с обжитого местечка. Дети, окончив начальную школу, должны были учиться дальше. И тут образовалась проблема с получением образования на родном языке. Дело в том, что все средние школы вокруг были русскими. Тогда в школе села Аккайын (в то время Коминтерн) для детей оралманов открыли первые классы с казахским языком обучения. Как результат, сегодня Коминтернскую среднюю школу посещают порядка 120 учеников, половина из которых учится на государственном языке.

Четыре года назад эту школу со знаком «Алтын белгі» окончила внучка аксакала Мадинаш Айсулу. Сегодня она — студентка Евразийского университета имени Гумилева в Астане. Будущий педагог на 55-летний юбилей со дня свадьбы дедушки и бабушки подарила изданный ею в столице сборник стихов главы семейства Мешитхана Казыршыулы. Книга в твердом переплете содержит семейные фотографии и 17 поэтических произведений разных лет.

Стихи аксакала очень личные — в них и грусть по предкам, оставшимся на земле, где прожил многие годы, и мысли человека, живущего на своей Родине. И когда 78-летний старец читает свои жизненные и глубокие по смыслу строки о земле, семье, доме, в глазах его можно заметить ту самую грустинку, но лишь на миг. Ведь земля предков, о возвращении на которую мечтали его прадеды, стала для него поистине родной. Его внуки родились уже здесь, на своей, казахстанской земле…

Наш собеседник, несмотря на свой преклонный возраст, ведет активный образ жизни, содержит крепкое подсобное хозяйство.

В Аккаине, да и вообще в районе он давно стал уважаемым аксакалом, с авторитетным мнением которого считаются. Он сам, и его семья много сделали для сохранения и развития в Мартукском районе казахского языка и культуры.

Семья его давно разрослась. Только в Аккаине в 18 домах живут представители рода Мешитхана Казыршыулы. Когда семья Мешитхана переехала в Казахстан, младшему сыну из 12 детей было 8 лет, сейчас все выросли, получили специальности. Четверо стали учителями, один — врачом. Остальные избрали рабочие профессии. Глава большого семейства гордится 49 внуками и 16 правнуками.

— После нашего приезда в Казахстан все изменилось, — говорит Мешитхан Казыршыулы. — Исчезло беспокойство за национальную культуру, открылась дорога к получению качественного образования на родном языке, стало возможным реализовывать свои жизненные планы, сделать профессиональную карьеру.

Елена ОНИСЬКОВА

Колонка "Взгляд"