Он остался в истории не только как мудрый судья, но и как выдающийся оратор, тонкий психолог и философ.
По законам Великой степи
По словам исследователей, об Айтеке би в архивных источниках до обретения республикой независимости были лишь скупые сведения. Даже по датам рождения и смерти ученые долго строили всевозможные догадки, выдвигали разные варианты, основываясь на устных преданиях.
Между тем имя его воспевалось в народе, передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. О нем было сложено немало легенд и жыров. В них он слыл не только справедливым бием, искусным оратором, но и бесстрашным батыром.
Благодаря устному народному творчеству сохранилось множество его крылатых высказываний, бата, распоряжений, стихотворений-размышлений. Не зря народ прозвал его «Айыр тілді Айтеке».
О том, что необходимо глубже изучать жизнь и деятельность этой выдающейся исторической личности и заполнить пробелы истории, в первые годы независимости писал в своей статье народный писатель Казахстана Абиш Кекилбаев. Он подчеркивал, что Айтеке би – один из трех великих биев в период Тауке хана, мудрым словам которого внимали все 6 разветвлений алаша в пору, когда на Мартобе и Култобе каждый день проходили многолюдные народные собрания.
Увы, о такой личности до определенного времени мало что было известно: не знали, когда родился, где похоронен. Известно лишь одно – «он от Алшына среди Алашей, от Алима среди Алшынов, от Торткара среди Алимов, от Карашы среди Торткара, от
Сейткула среди Карашы». Данные размышления станут позже мотивацией к началу первых научных изысканий, поисков, исследований для историков и краеведов.
Постепенно было установлено, что Айтеке би умер в возрасте 56 лет. Год рождения – 1644-й. Найдено будет и место захоронения в Узбекистане – в Нуратинском районе близ города Навои.
Обоснованность того или иного периода жизни великого бия исследователи докажут тем, что прежде всего будут отталкиваться от эпохи Тауке хана. Именно при его правлении, как указывается в летописи, был принят новый Закон Великой степи «Жеті жарғы». А в его разработке, как известно, непосредственное участие принимал Айтеке би. Как член ханского совета от Младшего жуза, он лично внес мудрые предложения в разделы «Суйек құны» и «Өнер құны».
Архивы говорят, что «Жеті жарғы» вышел в свет в 1684 году и сыграл особую роль в становлении новой формации в степи – феодального строя. Дальнейшие исследования дали возможность открыть новые страницы биографии знаменитого государственного деятеля того времени, который внес большой вклад в укрепление единства казахского народа.
Айтеке би принадлежит к роду торткара племени алим. Он – 5-й потомок Ораза хаджи, главного советника эмира Тимура, потомок в третьем поколении Сейиткула аулие, которого все персы, узбеки, казахи и киргизы называли «синесоф буа», что означает «человек, чистый душой». Родо-
словная бия говорит о том, что он внук хана Коканда Акши (1622-1635), близкий родственник эмира Самарканда Жалантоса Бахадура (1622-1656). До Абилкайыр хана Айтеке был самым влиятельным человеком Младшего жуза.
В достижении им ораторского искусства особую роль сыграл отец Байбек, а также би Косуак. В одном из источников сказано, что с 7-летнего возраста Айтеке был на воспитании деда Акша хана и Жалантоса Бахадура. В трех медресе Самарканда — Улыкбека, «Тилли-кари» и «Шердор» — он изучал религию, право, астрономию, географию, историю, математику, а также освоил чагатайский и узбекский языки.
После окончания медресе вернулся в родной аул и с отцом принимал участие в правлении. В 21 год был провозглашен главным бием улуса, в который входили районы Самарканда и Нураты, где проживали казахи, каракалпаки, узбеки. В 25 лет народ избрал его главным бием уже Младшего жуза.
В 1680 году Айтеке способствовал избранию ханом Тауке – сына Салкам Жангира. Впервые официально был избран членом в «Хан кенесі», наделенным особыми правами. К этому периоду некоторые положения прежних законов – «Қасым салған қасқа жол», «Есім салған ескі жол» – устарели. Поэтому в 1684 году при участии Тауке хана, Анет бабы, Сокыр Абыза, Майлы, Толе, Казыбека и Айтеке би и был принят новый Закон «Жеті жарғы».
По словам эксперта, председателя областного благотворительного фонда имени Айтеке би Еркина Курманбека, в этот кодекс великий предок лично внес целый ряд весомых изменений, которые отличались праведностью и мудростью решения.
– До Тауке хана большими полномочиями в правлении обладали султаны, – говорит Еркин Жолмырзаулы. – Тауке ограничил их влияние на решение ханского вопроса. Он создал «Хан кенесі», членами которого стали бии. Айтеке би был старшим среди них. На ханский совет он выносил немало ценных предложений, на это указывают отдельные исторические документы. Так, он предложил вести сражения с калмыцкими полчищами, вооружившись пушками и ружьями. Иначе поражений не избежать. А чтобы купить это вооружение, султаны и баи должны были просто-напросто раскошелиться. Не в бровь, а в глаз! Жадные богачи, безусловно, воспротивились, зашумели, не поддержали. В другой раз от Айтеке би прозвучало предложение, что казахское войско должен возглавить не султан, как раньше было, а бесстрашный батыр из народа, который показал себя в бою смелостью, отвагой и полководческими способностями.
Как бы там ни было, то, что предлагал Айтеке би, после ухода его из жизни все-таки воплотится. Главнокомандующим казахским войском, как известно, станет Абилкайыр, а на смену древним копьям и стрелам придет более современное вооружение.
Еще до «Жеті жарғы» на просторах Великой степи, рассказывает эксперт-исследователь, были узаконены такие правовые отношения, как «кровь за кровь», «жизнь за жизнь». И Айтеке би — один из тех, кто предложил: чем проливать кровь по каждому поводу, забирать человеческую жизнь, оставляя семью без кормильца, не лучше ли за то или иное преступное деяние заставлять платить определенную дань – құн. Учел он и объем выплаты в случае, скажем, гибели неординарной личности, одаренного человека от рук злоумышленника.
Возник как-то спор: сын бая влюбился в красивую, умную, талантливую девушку, которая пела, играла на домбре. Однако ее сердце отвергло любовь молодого человека, и тот, разозлившись, спустил на нее своего беркута.
Хищную птицу сразу же привлек красный платок на ее голове – беркут вцепился насмерть. Спор возник из-за того, что влиятельный бай не намерен был платить құн отцу-кедею погибшей девушки. Тогда обратились за справедливостью к Айтеке би. И он принимает решение: убит человек –
1 құн. А коль убит талантливый человек – значит, плата возрастает вдвойне. Так, Айтеке би на чаше весов правосудия оценивал не только само совершенное деяние, его следствие и мотивы, но и качество человеческой души.
Предложение бия – вооружаться пушками и ружьями, а также выбирать батыра-полководца из среды народа, как уже отмечалось, не нашло должной поддержки у правящей элиты – султанов. И есть сведения, что Айтеке, обидевшись, добровольно покинул ханский совет. Он сильно переживал. По прошествии времени, в 1700 году, скончался. Что стало причиной его смерти – болезнь, переживания или козни недругов – никто не знает.
Где нашли его погребение? В некрополе, где покоятся его деды и прадеды рода торткара – Сейиткул, Ораз хаджи и другие. Подсказкой послужили те же устные народные предания, которые гласят, что великий Айтеке би нашел покой рядом с прадедом. Поэтому найти место захоронения было не так сложно.
Чтобы помнили
Несмотря на запреты в годы советской власти, память народная о выдающихся степных деятелях прошлых столетий была жива. В ходе раскопки могилы антрополог, доктор исторических наук, академик Оразак Исмагулов провел тщательные исследования и доказал, что останки в нем принадлежат Айтеке би. Это подтверждено в лаборатории имени Герасимова в Москве в ходе антропологической реконструкции.
На основе ее результатов воссоздана внешность героя, и бюст знаменитого предка сегодня находится в областном историко-краеведческом музее. Реализации этого проекта в 2006 году содействовал Еркин Курманбек, работавший в те годы руководителем областного управления культуры.
Нередко Еркина Жолмырзаулы спрашивают: какая связь между актюбинским регионом и Айтеке би, который, казалось бы, родился, жил и скончался в Узбекистане? Почему именно в Актобе, в центре города, воздвигнут первый и единственный в Казахстане памятник мудрецу, а в области его именем назовут район, станцию, улицы?
По словам эксперта, после смерти Айтеке би большинство аулов рода торткара, расположившихся у подножья горы Нурата в Узбекистане, как и предлагал при жизни мудрый пророк, переехали на берега Сырдарьи. Такое предложение он выносил в свое время на ханский совет, объясняя это тем, что на новых землях есть немало мест, чтобы укрыться от врагов, а посему напасть неожиданно они уже не смогут.
Его потомки в 6-7 поколении и родственники с давних пор прочно осели и в Актюбинской области – в бывших Карабутакском и Комсомольском районах. Они объединены и образуют большой район имени Айтеке би. Отсюда и связь.
В 1700 году, с кончиной бия, как говорят исследователи, его хотели похоронить в Туркестане рядом с могилой Казыбек би. Но осуществить это не удалось, именно в тот момент пришла весть о готовящемся новом вражеском нашествии. Поэтому Айтеке би предан земле на родовом кладбище в Узбекистане.
Предложение бия о перекочевке казахов в долину Сырдарьи позже осуществил аманат, известный в народе Беккул аулие. Именно он руководил частью казахских племен, которые откочевали из Узбекистана. Могила Беккул аулие нынче расположена близ Актобе.
Чтобы не стерлась память о великом предке, чтобы нынешнее поколение лучше знало о человеке, стоявшем у истоков казахской государственности, Еркин Курманбек решил вести широкую пропагандистскую работу, возглавив областной благотворительный фонд имени Айтеке би. Он объединил ученых, меценатов, потомков, проживающих в регионе. Еще задолго до этого в Карабутаке проведено первое мероприятие, посвященное памяти Айтеке би, на котором прямой потомок по родословной Салим Шинтасов и выступил с инициативой создания фонда.
– Люди мало знают о жизни и деятельности Айтеке би. Поэтому фонд начал свою работу с проведения в школах, вузах, районах тематических конференций, – говорит Еркин Курманбек. – Сформировали команду ученых-экспертов. Так я стал айтекебиведом.
В скором времени Еркин Жолмырзаулы на заседании специальной комиссии в
облакимате поднимет вопрос о необходимости открытия в Актобе памятника великому бию Младшего жуза. Его инициатива была поддержана.
Для осуществления проекта собрали архивный материал, привлекли известного скульптора Жениса Жубанкосова, изыскали средства. Изучили эскизы. Было решено установить памятник на площади перед городским акиматом. В декабре 2008 года в торжественной церемонии открытия памятника принял участие Карим Масимов (в то время премьер-министр РК).
В истории страны памятник великому бию был установлен в Актобе впервые. Все это – плод кропотливой работы фонда. Ежегодно он проводит мероприятия разного формата, посвященные Айтеке би. Так, в январе 2019 года – научно-практическую конференцию, в марте – международный турнир по қазақ күресі на приз имени бия, в октябре – турнир по волейболу между городами РК и РФ…
Недавно прошло еще одно важное мероприятие, посвященное 375-летию Айтеке би, – открытый международный турнир по такому национальному виду спорта как асык ату. Безусловно, их проведению активно содействуют представители общественности, меценаты, потомки Айтеке би.
В Нуратинском районе Навоийской области Узбекистана на месте погребения Айтеке би в 2009 году построен великолепный мавзолей с прекрасным лазурным куполом. По словам Еркина Курманбека, средства на его возведение изысканы также спонсорами и потомками великого бия из Казахстана. Узбекская сторона привлекла к строительству самых лучших зодчих.
В открытии мавзолея приняли участие народный писатель Абиш Кекилбаев, посол РК в Узбекистане Зауытбек Турысбеков, видные государственные и общественные деятели. На важном историческом событии побывала тогда и актюбинская делегация во главе с руководителем фонда. В дар тамошнему музею она преподнесла картину с изображением памятника Айтеке би в Актобе.
О знаменитом бие Младшего жуза в последнее время появилось немало исследований, изданы книги, сборники. Но этого, считает Еркин Курманбек, недостаточно.Остается малоизученной другая сторона жизни великого предка, известного также как острослов, психолог, философ. Его высказывания давно стали крылатыми и «ушли» в народ, поэтому их сбор и систематизация – тоже огромное поле деятельности.
Он был мудрым и дальновидным политиком. И эти его качества требуют отдельного исследования. То, что говорил Айтеке би, и сегодня сочетается с реалиями жизни.
Жубаныш БАЙГУРИНОВ,
«Казахстанская правда»
Фото из архива «АВ»