О чем говорят петроглифы

Петроглифы Есекжал 1

При поддержке акима Актюбинской области активно проводится ряд мероприятий, направленных на сохранение, изучение и популяризацию историко-культурного наследия региона.
В рамках данных мероприятий с 2019 года сотрудниками Института археологии имени А.Х. Маргулана реализуется ряд заданий по региональной научной программе «Сакральная география Актюбинской области», одним из актуальных направлений которой является научно-исследовательская работа по теме «Древнейшие скотоводы и металлурги Актюбинского края».

Свидетели эпохи бронзы

Петроглифы Есекжал 2

Проведены археологическая разведка и поиск новых памятников эпохи палеометалла по гидрографическим локальным микрорайонам Актюбинской области. По результатам рекогносцировочных работ выявлен и зафиксирован ряд памятников эпохи палеометалла (бронзы) на территории Мугалжарского, Айтекебийского, Хромтауского, Мартукского и Каргалинского районов. В настоящий момент обследовано 56 археологических памятников эпохи бронзы (поселений, могильников, скоплений петроглифов) как ранее известных, так и выявленных объектов историко-культурного наследия.
Рекогносцировочные работы, ориентированные на выявление памятников эпохи палеометалла в названных районах, позволили впервые выявить 7 новых поселений эпохи бронзы, 11 новых местонахождений петроглифов и 27 могильников. Число погребальных сооружений в выявленных могильниках превышает 150.
Впервые в истории изучения в северных районах области, а именно в Каргалинском районе, на северных притоках реки Косестек, в 60 км от г. Актобе, открыты уникальные долговременные поселения эпохи бронзы Тарангул и Жалгызагаш, а также приуроченные к ним могильники эпохи палеометалла. Дальнейшее изучение данных памятников является актуальным и перспективным в плане проведения комплексных исследований, позволяющих не только провести реконструкцию процесса становления и развития хозяйственных и культурных традиций древних скотоводов и металлургов региона, но и проследить взаимовлияние материальной и духовной культуры в эпоху бронзы на примере локального археологического микрорайона.
В целом близкое расположение поселений и могильников Тарангул и Жалгызагаш к г. Актобе при должном и комплексном их изучении в последующие годы позволит не только дополнить сведения о древней истории региона, но и включить эти объекты в туристическую инфраструктуру Актюбинского региона.
Следующим направлением в рамках темы «Древнейшие скотоводы и металлурги Актюбинского края» было исследование памятников Кайрактинского археологического микрорайона (Айтекебийский район). В ходе работ в названном микрорайоне составлена карта локализации памятников на местности с применением системы GPS; фотофиксация и документирование объектов археологии.
Памятники Кайрактинского археологического микрорайона частично выявлены ранее, но в ходе работ в рамках настоящей темы уточнены отдельные сведения о локализации поселений и могильников, а также выявлены новые археологические объекты.
С целью уточнения археологического фона на поселении эпохи бронзы Есекжал в Кайрактинском археологическом микрорайоне заложены шурфы и проведены сборы с дневной поверхности. В результате получена коллекция керамики и орудий труда, отражающая быт древних скотоводов и металлургов. В ходе проведения рекогносцировочных шурфов выявлены конструктивные особенности жилищ эпохи бронзы на поселении Есекжал. Все объекты получили точную привязку с помощью GPS-координат. Произведена фотофиксация, составлены планы памятников. Проведенная работа будет способствовать дальнейшему мониторингу их состояния и сохранению данных памятников как важной части историко-культурного наследия Актюбинской области.

Петроглифы Сарлыбай

Послание на скалах

Одним из приоритетных направлений в рамках настоящей темы стало исследование местонахождений петроглифов Кайракты и Есекжал. В ходе исследовательских работ проведены анализ локализации святилищ; фотофиксация и копирование наскальных рисунков с применением полиэтилена съемки. Заявленная в технической спецификации микалентная съемка петроглифов, к сожалению, не принесла результатов в связи с литологическими особенностями региона и специфическими особенностями рисунков, нанесенных на скальные выходы. Тем не менее копирование наскальных рисунков с применением полиэтилена позволило обнаружить не только явные петроглифы, но и выявить достаточно сложные для невооруженного глаза наскальные рисунки. Таким образом, на местонахождении петроглифов Есекжал 1, помимо одного известного грибовидного (фаллического) символа, выявлен ряд других наскальных рисунков (солярные символы, изображение антропоморфной ладони, геометрические знаки и др.), составляющих очень сложную композицию, позволяющих провести теоретическую реконструкцию мировоззренческих основ древнего населения территории нынешнего Актюбинского региона.
Изучение и копирование наскальных рисунков на местонахождении Кайракты позволило уточнить имеющиеся сведения о наскальных рисунках, дополнить конкретные плоскости новыми наскальными рисунками, не выявленными ранее. Так, на местонахождении Кайракты, на плоскости с изображениями двух грибовидных рисунков и изображением колесницы эпохи бронзы, выявлено еще пять фаллических символов. Это уточнение позволяет конкретизировать хронологические рамки появления данного археологического объекта.
В целом местонахождение петроглифов Кайракты и Есекжал можно отнести к такому типу сакральных памятников, как святилище. Святилище — это священное место или алтарь, который мог быть посвящен определенному божеству.

Поющие камни

Более детальное изучение святилищ с наскальными рисунками, подобным Кайракты и Есекжал, проведено нами ранее в Южных Мугалжарах, а точнее в Шалкарском районе Актюбинской области, в 30 км к востоку от п. Биршогыр, на местонахождении петроглифов Сарлыбай. Петроглифы Сарлыбай расположены в системе Сарлыбайского археологического микрорайона, в 120 м к югу от карьера, в непосредственной близости от юго-восточной промплощадки рудника Сарлыбай II, который локализован в 1 км к юго-западу от основного комплекса памятников Сарлыбайского археологического микрорайона. Общая протяженность «каменной галереи» составляет 350 м, ширина — 75-100 м. Наскальные изображения нанесены на отдельных глыбах и валунах габбро-диоритов, выходящих на дневную поверхность и образующих прерывистую гряду, ориентированную в субширотном направлении. Поверхность пород выровнена и прошлифована в результате процессов выветривания.
Детальное обследование площади местонахождения петроглифов Сарлыбай, представленного системой скальных выходов с рисунками, каменной конструкции (выкладки) ритуального назначения и отдельных пород камней, установленных в семантически значимых местах и имеющих определенные особенности, выраженные в вербальной, звуковой сигнализации, позволяют предварительно позиционировать настоящий памятник как древнее святилище — культовое место, предназначенное для совершения древних обрядов или иных действий ритуального характера.
Отличительной особенностью святилища Сарлыбай является присутствие в его структуре «поющих» камней. Подобные объекты также встречаются в святилище Кайракты на севере Центральных Мугалжар. Поющий камень обнаружен в непосредственной близости от рудника Сарлыбай II. Он был назван за уникальную способность издавать при ударе высокий звонкий звук, похожий на удар по металлу. Поющий камень находится в 70 м к востоку от «галереи» и представлен валуном габбро-диоритов пирамидальной формы. Валун целенаправленно возложен на широкий плоский постамент и со всех сторон приподнят каменными клиньями. Рядом на площадке находится скопление более мелких по размеру глыб поперечником 20-30 в единичных случаях до 50 см. Глыбы также имеют габбро-диоритовый состав, но подобными свойствами не обладают. Камень, издающий специфический металлический звон при ударе, также зафиксирован на могильнике Сарлыбай, в структуре погребального сооружения.
В техническом отношении рисунки святилища Сарлыбай, так же, как и Кайракты и Есекжал, выполнены точечной техникой. Скальные породы с рисунками подвержены сильной ветровой эрозии, в связи с чем сами петроглифы прослеживаются плохо, контуры и абрисы рисунков сильно сглажены и нечеткие. Преимущественно рисунки нанесены на южных гранях плоскостей, в единичных случаях на северных и локализуются в основном на возвышенных участках ландшафта.
В ходе первоначального обследования площади святилища Сарлыбай выявлено около 15 плоскостей с наскальными рисунками, на местонахождении Есекжал — около 11 плоскостей с рисунками.
Репертуар петроглифов Сарлыбай, Кайракты и Есекжал, обнаруживаемых на поверхностях валунов, включает символы, одинаково напоминающие почковидные (бобовидные) или грибовидные фигуры, фаллический знак, а также антропоморфов. Кроме того, среди петроглифов Сарлыбая и Есекжала обнаружены изображения раскрытой ладони, геометрические, неопределенные знаки и зооморфные фигуры. На одном из камней местонахождения Кайракты зафиксировано изображение древней колесницы и солярного символа. В целом репертуар петроглифов Сарлыбай во многом схож с петроглифами Кайракты и Есекжал, включавших изображения фаллических и бобовидных фигур.
Большое количество почковидных, фаллических знаков или грибовидных фигур в петроглифах Сарлыбай, Кайракты и Есекжал, вероятнее всего, олицетворяет мужское начало, тогда как противоположное, женское начало, в петроглифах отображено преимущественно в форме геометрических знаков, треугольников и концентрических кругов. Данные сюжеты, скорее всего, указывают на культ плодородия. Круг археологических и этнографических параллелей древним культам плодородия чрезвычайно широк.
В целом фаллические знаки святилища Сарлыбай связаны с какими-то сложными ритуалами, во время проведения которых они выбивались и неоднократно использовались в обряде.
Интересны два зафиксированных на данный момент изображения раскрытой ладони в петроглифах Сарлыбай и Кайракты. Изображение ладони трактуют как особый талисман, приносящий счастье и оберегающий от дурного глаза. В Средней Азии культ руки с древнейших времен некоторые исследователи связывают с человеческим могуществом.
Скальные участки Сарлыбая, как изначально организованное пространство, привлекали внимание древних рудокопов, которые могли использовать плоскости в качестве святилища и наносить рисунки во время каких-то ритуалов. В предварительном порядке наскальные рисунки святилища Сарлыбай можно датировать временем функционирования древних рудников Сарлыбай I и II, то есть эпохой бронзы, допуская при этом возможность и более ранней даты их появления. Вместе с тем непосредственная близость наскальных рисунков и древнего рудника еще не гарантирует синхронность и их непосредственную связь.
Таким образом, в рамках научной программы «Сакральная география Актюбинской области» и научно-исследовательской работы по теме «Древнейшие скотоводы и металлурги Актюбинского края» к настоящему времени накоплена солидная источниковая база, которая в последующие годы позволит существенно продвинуться в решении вопросов, связанных с выяснением механизмов генезиса и функционирования хозяйственно-культурной системы алакульской культуры на западном фланге андроновской культурно-исторической общности.
В заключение необходимо отметить, что одним из приоритетов государства является сохранение, изучение, пропаганда и популяризация исторического и культурного наследия, которое является основополагающим фундаментом государства и каркасом национальной идентичности. Сегодня, в эпоху активизации чуждых идеологических влияний, перманентных информационных войн и сепаратизма гражданскому обществу необходимо в полной мере осознавать значимость своей национальной истории, но и вместе с тем не отрицать общность культурных и общечеловеческих ценностей.

Дархан БАЙТИЛЕУ,
Алексей ХАВАНСКИЙ,
ведущие научные сотрудники Института археологии имени А.Х. Маргулана, кандидаты исторических наук

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель